0
661
Газета Идеи и люди Интернет-версия

23.11.2006 00:00:00

От братьев братьям

Тэги: ингушетия, беженцы, зязиков


Одной из приоритетных задач большинства регионов Северного Кавказа является возвращение и обустройство беженцев. Собственно говоря, рецепт для решения всех этих проблем давно прописан. Нужны четкая внятная программа, которую должны прописывать люди, реально разбирающиеся в данном вопросе, воля руководителей и хорошее финансирование.

Однако Северный Кавказ – случай совсем другой, если учесть, что проблема эта усугубляется многими факторами. Ведь беженцы этого региона – это люди различных национальностей, вероисповеданий и т.д. В частности, президенту Ингушетии Мурату Зязикову выпал нелегкий груз – ему приходится решать проблему беженцев сразу в нескольких направлениях. Это и русскоязычные беженцы, беженцы из Чечни и Осетии. Ингушетия стала своего рода центром решения гуманитарных проблем на Юге России. По инициативе президента Зязикова в Ингушетии создана и реализуется единственная в России программа по возвращению русскоязычного населения, поддержанная президентом РФ.

Однако, как уверяет сам Мурат Зязиков, он прекрасно понимал, какую ответственность берет на себя, вступая в должность президента родной Ингушетии. Более того, ответственность эту он принял с радостью, ибо сил, желания, накопленного опыта и воли было предостаточно. И первое, что отметил Зязиков, вступая в должность, это решение проблемы беженцев из Чечни и Осетии. «Наш регион принял сотни тысяч вынужденных переселенцев, в основном из Чечни. Количество беженцев в иные времена достигало 300 тысяч. Особая нагрузка ложилась на плечи республики, всех без исключения органов государственной власти. Напряжение было огромным. Но республика выдержала и на деле показала ответственное отношение к обеспечению прав человека в России. При помощи федеральной власти, иностранных партнеров, международных организаций здесь не допустили гуманитарной катастрофы», – отмечает президент Ингушетии.

Работы по вопросу беженцев было непочатый край, с учетом того, что практически все направления жизни Ингушетии требовали непосредственного участия президента. Когда некоторые наработки по проблеме чеченских беженцев были завершены, Зязиков смело пригласил в Ингушетию иностранную делегацию. Так, по его приглашению республику неоднократно посещал верховный комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес, который вместе с Муратом Зязиковым бывал в палаточных городках Ингушетии («Барт» и «Колос»). О своих проблемах и тяготах чеченские беженцы смогли на протяжении нескольких часов рассказать своим гостям – президенту Ингушетии Зязикову и верховному комиссару СЕ по правам человека Роблесу.

Беженцы отмечали заботу и внимание со стороны руководства Ингушетии и лично президента Зязикова, который постоянно интересовался проблемами людей, проживающих в палаточных городках на территории вверенной ему республики. «Мы благодарны народу Ингушетии за внимание и понимание, проявленное к нам в трудные дни», – не раз звучало из уст жителей палаточных городков. Как отметил отец Эльзы Кунгаевой Иса, проживавший в городке беженцев, «президент Ингушетии держит свое слово. Не было ни одной попытки со стороны властей Ингушетии насильственно вернуть людей в Чечню. Руководство Ингушетии относится к нам, как к близким родственникам, и помощь здесь оказывается всем вне зависимости от национальности».

Роблес отметил, что он своими глазами смог убедиться, с каким трепетом к нуждам обездоленных людей относится руководство Республики Ингушетия, оказывая им необходимую помощь и моральную поддержку, несмотря на сложную экономическую ситуацию в республике. «Мне было очень приятно слышать проявления добрых чувств людей, говоривших о том, что в Ингушетии чувствуется поддержка и понимание руководства республики», – особо подчеркнул Роблес, отметив, что необходимо сделать все возможное для того, чтобы возвращающиеся жители Чеченской Республики смогли это сделать с миром и спокойствием. Даже лорд Джадд, отличавшийся «особым» отношением к России, сказал после посещения Ингушетии, что «в мире нет такой территории, где бы так хорошо относились к беженцам».

В июне 2004 года состоялось добровольное закрытие последнего лагеря беженцев из Чечни на территории Ингушетии. При этом людям, которые предпочли не возвращаться в Чечню, предложили альтернативу – интегрироваться в Ингушетии. «Я на первой встрече сразу сказал, что возвращаться будут только те, кто этого хочет и кому есть куда вернуться, форсировать события никто не собирается, чеченские беженцы будут возвращаться в свои дома исключительно на добровольной основе», – отмечает Мурат Зязиков.

«В мире нет такой силы, которая вынудит меня переселять беженцев из Ингушетии против их воли. Тот, кто будет плохо относиться к беженцам, – мой личный враг и враг моего народа! Уже сейчас в селах Барсуки, Гамурзиево, Плиево, Ачалуки, Гази-Юрт построено свыше 200 домов по совместной программе работы правительства Ингушетии со Швейцарским управлением развития. В ближайшее время будет сдано еще 50 домов в ряде населенных пунктов республики. И я рад, что эти люди остались у нас. Ведь это говорит о том, что Ингушетия сегодня является территорией, с которой они хотят связать свою судьбу. А это означает, что у республики большие перспективы и светлое будущее», – подчеркнул он.

На встрече президента Ингушетии с известными правозащитниками О.Орловым и С.Ганнушкиной, неоднократно посещавшими городки беженцев, расположенные в республике, господин Орлов отметил, что глава Ингушетии остается приверженцем исключительно добровольного возвращения беженцев из Чечни, находящихся в Ингушетии, и они находят взаимопонимание во всех обсуждаемых вопросах, и это вселяет уверенность в том, что ситуация с правами человека в Ингушетии не будет внушать опасений и в дальнейшем.

Отдельной строкой в проекте резолюции ПАСЕ в октябре 2004 года было отмечено, что ПАСЕ приветствует усилия властей Ингушетии, направленные на нормализацию условий жизни беженцев, временно находящихся на территории этой республики, и приветствует строительство специальных коттеджных поселков для тех жителей Чечни, которые намерены остаться постоянно на проживание в Ингушетии.

Программа, разработанная руководством Республики Ингушетия, позволила большинству вынужденных переселенцев вернуться к местам прежнего проживания в Чеченскую Республику. За эту работу и заботу о беженцах Союз общественных объединений Чеченской Республики «Орца» выразил признательность президенту Ингушетии Мурату Зязикову.

В настоящий момент, по официальным данным, в Ингушетии в местах компактного проживания и в частном секторе находятся свыше 10 тысяч человек. Это те, кто при первой возможности намерен вернуться домой. Кроме того, в Ингушетии находятся еще около 20 тысяч семей, которые остались в республике на постоянной основе. Они – в очереди на получение субсидий для приобретения жилья.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
2212
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
3294
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2586
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2596

Другие новости