Не курит и почти не пьет, любит поохотиться и поиграть в теннис. Фото Александра Шалгина (НГ-фото).
Завтра исполняется ровно год с момента назначения бывшего губернатора Тюменской области главой администрации президента. Этот шаг Владимира Путина был настолько неожиданным, что удивил не только журналистов и политологов, но и высокопоставленных чиновников Кремля. Было ли это решение Путина предопределено кем-то из ближайшего окружения или глава государства, долгое время внимательно присматриваясь к тюменскому губернатору, выбрал независимую от кого бы то ни было кандидатуру? Кто Собянин сейчас – технический руководитель, серый кардинал или равноудаленный от всех исполнитель президентской воли? И, наконец, можно ли по назначению Собянина понять механизмы принятия президентом кадровых решений и экстраполировать их на выбор возможного преемника?
Сергей Собянин является одной из самых закрытых фигур на российском политическом Олимпе. За год он дал лишь три интервью – сразу после назначения он ответил на вопросы государственных телеканалов, а во время поездки в Великобританию в мае этого года встретился с корреспондентом The Times. Лишь некоторые кремлевские чиновники, а также представители тюменской элиты, близко знавшие Собянина, согласились откровенно ответить на мои вопросы о нынешнем руководителе кремлевской администрации. Их категорическим условием было неразглашение источника информации.
Путь наверх
48-летний Собянин не родился и не учился в Санкт-Петербурге, он не работал в КГБ и иных силовых структурах, то есть по принятым в российской журналистско-политологической тусовке критериям никак не мог попасть в кадровую обойму президента. Согласно официальной биографии, он родился в селе Няксимволь Березовского района Ханты-Мансийского АО, а трудовую карьеру начал слесарем Челябинского трубопрокатного завода. Вернувшись на малую родину в 1984 году, он 6 лет работал в партийных и советских органах города нефтяников и газовиков Когалыма, потом стал начальником налоговой инспекции, затем – главой администрации города. Тогда Собянин активно сотрудничал в решении социальных проблем города с нынешним руководителем «Транснефти» Семеном Вайнштоком, тогда – заместителем генерального директора по соцвопросам ПО «Когалымнефтегаз». В 1993-м Собянин стал первым заместителем главы администрации ХМАО Александра Филипенко (вряд ли последний тогда предполагал, что его подчиненный, став губернатором области, через десять лет захочет лишить округ полномочий и налоговых доходов). В 1994-м Собянин стал председателем окружной Думы и членом Совета Федерации.
В июле 2000-го указом президента Собянин был назначен первым замом полпреда Уральского федерального округа. Один из представителей тюменской элиты отметил, что никто в области, кроме тогдашнего главы области Леонида Рокецкого, всерьез не рассматривал его как сильного соперника на губернаторских выборах в январе 2001-го. Результаты социологических опросов не внушали надежды на успех первого зама Петра Латышева. Избирательная кампания уже была в самом разгаре, когда в Кремле окончательно поставили на Собянина. А близкий к Кремлю бизнесмен, финансировавший избирательную кампанию Рокецкого, спешно перебросил нанятую им команду политтехнологов под руководством Юлии Русовой к первому заместителю полпреда. Незадолго до первого тура выборов доверенными лицами будущего губернатора стали ключевые представители экономической элиты региона: главы «Сургутнефтегаза» и «Сургутгазпрома» Владимир Богданов и Юрий Важенин и нынешний президент «Газпромнефти» Александр Рязанов, тогда депутат Госдумы.
Собянин всегда был абсолютно лоялен Владимиру Путину, и это публично демонстрировал. В 2000 году он входил в состав инициативной группы по выдвижению Путина в президенты. В 2001-м предложил продлить срок президентских полномочий до семи лет. Он был одним из первых губернаторов, вступивших в «Единую Россию», и до сих пор входит в высший совет партии власти (что теперь, правда, при наличии партии власти № 2 выглядит немного странно). В 2004 году Собянин заключил с малой родиной президента соглашение о сотрудничестве, в рамках которого тюменский бизнес осуществлял финансирование реставрации архитектурных памятников в Санкт-Петербурге, в частности реставрацию одной из главных святынь – Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Кстати, Собянин, как и Путин, юрист: в 1989 году он окончил Всесоюзный юридический заочный институт, а вскоре получил степень кандидата юридических наук.
В начале 2005 года Собянин вслед за приморским губернатором Сергеем Дарькиным (в окружении говорят, что он хотел сделать это первым) поставил перед президентом вопрос о доверии и его получил. Но уже тогда, рассказывает источник в окружении Собянина, губернатор не скрывал, что президент, возможно, задумал перевести его в Москву. Их встречи участились. «Он задает мне очень странные вопросы, – цитирует один из представителей тюменской элиты тогдашнее замечание Собянина, – и подробно расспрашивает о социальных реформах». Кстати, многие элементы проводимых в Тюменской области преобразований, например одноканальное финансирование медицины или принцип «деньги за учеником», были использованы и в нацпроектах. До перехода в Москву Собянин осуществил и еще один проект: общенародные выборы мэра Тюмени были отменены, главу администрации города теперь выбирают депутаты городской Думы. Замечу, что в настоящий момент Собянин лично курирует продвижение скандального документа, дающего губернаторам право отменять общенародные выборы глав региональных столиц.
«Он очень упертый»
Люди, хорошо знающие Собянина, отмечают его фантастическую работоспособность. «Он очень много работает», – говорит высокопоставленный чиновник кремлевской администрации. «Ему и 4 часов на диване достаточно поспать», – вспоминает бывший чиновник тюменской администрации.
Одно из качеств, которое выделяют в Собянине, – обучаемость и стремление разобраться в предмете до деталей. «Когда что-то с ним обсуждаешь, он сразу начинает чертить схемы», – говорит один из его подчиненных. «Чтобы овладеть информацией, он может говорить и с министром, и с журналистом», – шутит один из высокопоставленных сотрудников областной администрации. Бывшие и нынешние подчиненные отмечают, что «Собянину сложно повесить лапшу на уши», настолько хорошо он владеет предметом. «Я сначала не готовился специально к совещаниям. Вроде бы и так все знаю. Однажды говорю ему: экономический рост в области 11%. «Нет, поправляет он меня, 10,8%», – вспоминает один из чиновников областной администрации. Можно ли повлиять на Собянина? «Он внимательно слушает все точки зрения и может даже отметить то, что показалось ему правильным, – говорит один из представителей тюменской элиты. – Но он не принимает решение, если чувствует, что информации у него недостаточно».
Любые обсуждения возможны только на стадии принятия решения – как только оно принято, Собянин будет реализовывать его любой ценой и сам тщательно контролировать исполнение. «Его трудно свернуть, он очень упертый», – отмечает один из высокопоставленных чиновников Кремля. «Идя к цели, он может переступать через людей», – говорит другой мой собеседник. Бывшие подчиненные Собянина вспоминают случай, как, готовя строящиеся спортивные объекты к приезду делегации из Москвы, губернатор выгнал подрядчиков. «Сначала он сказал им – даю неделю, чтобы уложиться в график. Когда через неделю он лично убедился, что строители не могут этого сделать, он просто разорвал договор», – вспоминает один из чиновников обладминистрации. А нынешние обитатели Кремля замечают, что Собянин может быть очень жестким по отношению к своим подчиненным.
Люди, близко знающие Собянина много лет, выделяют и другие качества нынешнего главы администрации, очень пригодившиеся ему в политической карьере: амбиции и при этом умение скрывать их и уходить в тень, когда это необходимо, способность договариваться с людьми и хитрость. «Иногда как будто бы невзначай зайдет поговорить. А потом сидишь и думаешь – зачем заходил...» – вспоминает один из моих собеседников времена, когда Собянин был губернатором.
Глава кремлевской администрации не курит и практически не пьет. Один из тюменских чиновников рассказывал, что на официальных приемах для губернатора всегда была припасена бутылка из-под водки, но с налитой в ней водой. Собянин физически вынослив: когда он уезжает к себе на родину в Березовский район ХМАО, едет на лыжах охотиться. Рассказывают, что он может пройти и 30 километров по тайге. Нынешний глава кремлевской администрации хорошо водит машину и любит погонять на снегоходе. Любит играть в теннис.
Президентский смотритель
Вечером 9 ноября прошлого года президент улетел в Сочи, оставив уже знавших о готовящихся перестановках высокопоставленных сотрудников Кремля один на один с думой о том, кто будет руководителем администрации. 13 ноября Путин встретился в Сочи с Собяниным, и воскресным вечером эта встреча была показана по госканалам. «Никто при этих кадрах даже не дернулся», – вспоминает мой собеседник в Кремле. На следующий день тюменский губернатор на одном самолете с президентом прилетел в Москву, и на совещании с ключевыми членами кабинета министров Путин объявил о своих кадровых решениях.
Уже через четыре месяца после назначения Путин доверяет Собянину весьма ответственные участки. В мае этого года, впервые публично рассказывая о подробностях подготовки Послания к Федеральному собранию, глава государства особо выделил роль главы своей администрации в работе над текстом. Любопытно, что, говоря о первоначальном варианте, который его не удовлетворил, президент отметил, что он был подготовлен «руководством администрации», то есть помощниками президента. Потом Путин «пригласил руководителя администрации, продиктовал ему план: первое, второе, третье – по-моему, из восьми пунктов». Когда министерства и ведомства представили дополнительные предложения, «мы вместе с руководителем администрации начали достаточно подробно и плотно работать над текстом». Кстати, в мае же произошло знаковое назначение Собянина на пост председателя совета директоров корпорации «Твэл» (эту должность ранее занимал помощник президента Сергей Приходько. – «НГ»), управляющей госпакетами предприятий, добывающих и перерабатывающих ядерное топливо. Таким образом, глава кремлевской администрации фактически стал куратором последней серьезной реформы, которую Кремль намерен завершить до президентских выборов – реформу атомной отрасли.
Собеседники «НГ» в Кремле уверены, что Путин выбрал Собянина прежде всего потому, что он был независим от всех ключевых игроков в администрации президента. И Собянин старается выполнять эту миссию. «Он более (чем Медведев. – «НГ») закрыт, старается соблюдать дистанцию», – говорит один из кремлевских собеседников. Любопытно, что на проводимых по понедельникам совещаниях президента с ключевыми членами кабинета министров Собянин всегда смотрит либо на президента, либо на бумаги и практически никогда – на кого-то из участников совещания. Изменилась и атмосфера в Кремле. «В администрации стало поспокойнее», – говорит высокопоставленный чиновник Кремля, впрочем, замечая, что на обстановку повлияло не только появление равноудаленного от всех группировок главы администрации, но и увольнение генпрокурора Владимира Устинова.
Вряд ли можно говорить о слишком теплых отношениях Собянина с кем-то из помощников президента. Кроме Собянина, ни один из них, включая двух замов, не может принять решение от имени кремлевской администрации. Этот порядок, рассказывает источник «НГ» в Кремле, попытался оспорить заместитель Собянина Игорь Сечин, обратив внимание президента на случай, когда важное решение не было вовремя принято из-за того, что Собянин два дня был в командировке. Но Путин в этом случае занял сторону руководителя своей администрации. Другой собеседник в Кремле приводит пример с подготовкой и обсуждением скандальных поправок, дающих губернаторам право отменять общенародные выборы мэров региональных столиц. «Шувалов (Игорь Шувалов, помощник президента, руководитель межведомственной рабочей группы по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления. – «НГ»), например, категорически не согласен с этими поправками. Но, тем не менее, он действует так, как говорит Собянин», – рассказывает кремлевский чиновник.
Не изменился и порядок отбора и представления президенту кандидатур на губернаторские посты: замглавы администрации Владислав Сурков и помощник президента Виктор Иванов по-прежнему представляют их главе кремлевской администрации. «Дальнейшее обсуждение может быть коллегиальным, но окончательный вариант президенту все равно представляет Собянин», – рассказывает собеседник «НГ» в Кремле.
В Кремле говорят, что с приходом бывшего губернатора Тюменской области в администрацию стало проводиться гораздо больше экономических совещаний, причем не только по близким бывшему мэру Когалыма нефти и газу, но и по другим вопросам, включая авиа- и судостроение. А что касается кадровых назначений, то из тюменской команды Собянин в Кремль привел только Анастасию Ракову, ранее руководившую аппаратом губернатора. Прежний помощник Медведева, курирующий президентский график, теперь является помощником Собянина. В Москве в органах власти из близких к Собянину людей сейчас работает заместителем министра регионального развития Михаил Пономарев, в прошлом – заместитель полпреда в Уральском федеральном округе и вице-губернатор ЯНАО.
Впрочем, какими бы ни были первые шаги Собянина на посту руководителя администрации, пока, «если сравнивать с Волошиным и Медведевым», как отмечает один из высокопоставленных кремлевских чиновников, «политическое влияние Собянина меньше».
Будет ли третий?
«Все политические карьеры однажды заканчиваются, – сказал глава кремлевской администрации в мае корреспонденту The Times. – Каждому лидеру хотелось бы, чтобы, когда его президентство подойдет к концу, его политика и его идеи были продолжены. Путин – не исключение». Люди, знающие нынешнего главу кремлевской администрации, предполагают, что он может подняться и на более высокую ступеньку карьерной лестницы. «Если он будет президентом, это будет не Ельцин и даже не Путин. Это будет очень жесткий президент», – говорит один из близких к Собянину людей. Впрочем, о Собянине можно говорить скорее не как о потенциальном преемнике, а как о собирательном образе того, кого Путин, возможно, хотел бы видеть на своем посту: независимый ни от одной из группировок, но абсолютно лояльный своему патрону, жесткий менеджер, умеющий достигать цели любым путем.
Важно, скорее, другое. Собянин – это уже второй политик после Михаила Фрадкова, которого Путин назначил в режиме спецоперации, неожиданно для подавляющего числа даже своих подчиненных, не говоря уже о политической элите и обществе в целом. Председатель правительства, глава администрации┘ Станет ли третьим в этом ряду кандидат на пост президента, который появится в последнюю минуту, как черт из табакерки? В июне на встрече с журналистами кремлевского пула в Шанхае глава государства дал понять, что «преемником» совсем не обязательно станет Сергей Иванов или Дмитрий Медведев – им может стать человек, имя которого «не на слуху». А совсем недавно, выйдя к нам после окончания «Прямой линии», президент сказал, что он оставляет за собой возможность выбора и при голосовании и не считает, что должен ограничивать свое право высказываться в средствах массовой информации. Абсолютно очевидно, что Путин будет сохранять интригу до конца. Ведь у него, уходящего главы государства, пока есть очень мощный ресурс влияния на элиты и общество: он и только он может в любой момент кардинально повлиять на ход избирательной кампании.