0
2182
Газета Идеи и люди Интернет-версия

17.01.2006 00:00:00

Миф об инородцах-растлителях

Эмиль Паин

Об авторе: Эмиль Абрамович Паин - доктор политических наук, профессор Института социологии РАН.

Тэги: наркомания, опг, исследование


наркомания, опг, исследование Наркотики – постоянная добыча таможенников. И перевозят их все чаще не иностранцы, которых в этом привычно обвиняют.
Фото Reuters

Один из наиболее значительных мыслителей современности, нобелевский лауреат по экономике Амартия Сен, заметил, что полуправда или четверть правды легко вводят в заблуждение, поскольку они выглядят правдоподобно и их труднее разоблачить, чем откровенную фальсификацию. Сказанное в полной мере относится к представлениям о роли этнических меньшинств, прежде всего иммигрантских групп, в криминальном бизнесе (например, в контрабанде, распространении и хранении наркотиков).

Действительно, среди иммигрантов доля занятых в криминальном бизнесе, связанном с наркотиками, часто выше, чем среди коренных жителей из числа этнического большинства. Однако это как раз и есть полуправда или четверть правды, кажущиеся реальностью, но в действительности не объясняющие, а зачастую просто затушевывающие истинные причины рассматриваемой проблемы. Представление об «инородцах-иммигрантах» как о причине роста преступности в стране и растления нравов местного населения – это миф, который, как правило, целенаправленно формируется ограниченным слоем людей, заинтересованных по экономическим или политическим причинам в его распространении, а затем закрепляется в массовом сознании, приобретая иногда чрезвычайную устойчивость в качестве стереотипного предрассудка.

Из истории мифов

В России конструирование мифов имеет давние традиции. Почти полтора века назад классик русской литературы Николай Лесков в работе «Еврей в России» показал, как это делается, на примере мифа о том, что «евреи распаивают русский народ». Подобные обвинения как раз и строились на полуправде. Речь шла о том, что в еврейских местечках велика была доля шинкарей – торговцев вином в небольших кабачках (по-украински «шинках»). Лесков усомнился, была ли эта доля действительно так уж велика: «В любом местечке, где есть пять-шесть шинкарей, – все остальное еврейское население промышляет иными делами, и в этом смысле окольные жители из христиан находят в труде тех евреев значительные удобства не для пьянства┘ Если же в еврейских городках и местечках соотношение это будет даже и другое, то есть если процент шинкарей здесь выйдет несколько более, то справедливость заставит при этом принять в расчет разность прав и подневольную скученность евреев, при которой иной и рад бы заняться чем иным, но не имеет к тому возможности, ибо в местности, ему дозволенной, есть только один постоянный запрос – на водку». Писатель показывает, что евреи в своем большинстве не были рады шинкарскому ремеслу и уж детям своим такого заработка, безусловно, не желали. «Как только при императоре Александре II, – отмечает Лесков, – было дозволено евреям получать не одно медицинское образование в высших школах, а поступать и на другие факультеты университетов и в высшие специальные заведения, все евреи среднего достатка повели детей в русские гимназии┘ Евреи проходили факультеты юридический, математический и историко-филологический, и везде они оказали успехи, иногда весьма выдающиеся┘» «Казалось бы, все это стоило доброго внимания со стороны русских, но вместо того евреи в образованных профессиях снова показались столь же или еще более опасными, как и в шинке!» – с горечью восклицает Лесков.

Эти размышления писателя важны не только для характеристики его высоконравственной позиции, но и для объяснения некоторых фундаментальных пороков мифа о меньшинствах как растлителях этнического большинства. Прежде всего подобные конструкции совершенно не учитывают того, что меньшинства, подвергающиеся дискриминации, ограниченные в выборе места жительства и мест приложения труда, зачастую заталкиваются социальной средой в сферы занятости, морально или юридически осуждаемые обществом. Но еще важнее то, что пропорции распределения занятости внутри некой этнической группы могут не иметь ничего общего с теми неблаговидными деяниями, которые этой группе приписываются.

Так, сколько бы ни было правды в представлениях о евреях как завзятых шинкарях, это не имело никакого отношения к объяснению причин массового пьянства на Руси. «Обратимся к статистике, – пишет Лесков, – оказывается, что в великорусских губерниях, где евреи не живут, число судимых за пьянство, равно как и число преступлений, совершенных в пьяном виде, постоянно гораздо более, чем число таких же случаев в черте еврейской оседлости. То же самое представляют и цифры смертных случаев от опойства. Они в великороссийских губерниях чаще, чем за Днепром, Вилиею и Вислой (то есть в черте оседлости. – «НГ»). И так стало это не теперь, а точно так исстари было». Такая устойчивость пьянства объясняется, по мнению Лескова, не только давними обычаями народа, но и государственной политикой – начиная хотя бы с Ивана Грозного, который «пожелал эксплуатировать русскую охоту к вину в целях государственного фиска».

И далее Лесков заключает: «Перенесение обвинения в народном распойстве на евреев принадлежит самому новейшему времени, когда русские, как бы в каком-то отчаянии, стали искать возможности возложить на кого-нибудь вину своей долгой исторической ошибки. Евреи оказались в этом случае удобными; на них уже возложено много обвинений; почему бы не возложить еще одного, нового? Это и сделали. Почин в сочинении такого обвинения на евреев принадлежит русским кабатчикам – «целовальникам», а продолжение – тенденциозным газетчикам, которые ныне часто находятся в смешном и жалком противоречии сами с собою┘»

Как известно, антисемитизм в России стал моделью, по которой впоследствии конструировались все прочие виды ксенофобии. Неудивительно поэтому, что стоит лишь заменить в формулах Лескова миф о спаивании русского народа евреями на какой-нибудь другой, скажем, миф о наркотизации русских людей иммигрантами, – и мы сможем пользоваться выводами писателя XIX века как вполне современным аналитическим инструментом.

Как это делается сейчас

Скажем, гнев писателя против «тенденциозных газетчиков» и сегодня представляется вполне злободневным и оправданным. Современная российская пресса немало потрудилась над тем, чтобы утвердить в общественном мнении представление о том, что контрабандой и продажей наркотиков занимаются прежде всего этнические меньшинства и иностранцы. Причем убеждали нас в этом вовсе не только журналисты «желтой прессы» или малотиражных листков, издаваемых экстремистскими группировками. На страницах самых солидных московских газет можно найти такие, например, решительные утверждения: «Основными поставщиками наркотиков в Россию являются представители этнических криминальных групп, среди которых особое место занимают таджики, азербайджанцы и нигерийцы», или: «Наблюдается все более ярко выраженный этнический характер группировок, занимающихся распространением наркотиков. Это прежде всего таджикские и афганские группировки».

Между тем сомнения в достоверности подобной позиции должны были бы возникнуть уже при сопоставлении текстов разных авторов. Например, в числе лидеров наркобизнеса в России одни журналисты называют азербайджанцев, другие – афганцев или таджиков, третьи – цыган, чеченцев, нигерийцев, и т.д. Подобные же расхождения заметны при сравнении докладов известных экспертов, включая и официальных лиц. Так, несколько лет назад в широко цитировавшемся докладе Совета по внешней и оборонной политике утверждалось: «Азербайджанцы – главная сила на рынке наркотических веществ во многих областях. В Москве и Подмосковье они контролируют 100 процентов торговли героином и метадоном, а также значительную часть рынка марихуаны». А вот по тогда же высказанному мнению начальника Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков ГУВД столицы полковника милиции Василия Сорокина, «90% всего героина в Москву доставляется и реализуется таджикско-афганскими преступными группировками».

Подобные противоречия в оценках типичны, на них может наткнуться любой наблюдатель, интересующийся ролью этнических меньшинств в распространении наркотиков. Весьма примечательна разница между российскими публикациями на эту тему и тем, что пишут, скажем, в Азербайджане или в Средней Азии. Различие состоит лишь в том, что в России роль главного распространителя наркотиков отводят азербайджанцам, таджикам или цыганам, а в других странах СНГ ее приписывают русским. При этом заявления о преобладании этнических меньшинств среди наркоторговцев не опираются ни на анализ судебной практики, ни на статистику правонарушений или на иные, статистически подтверждаемые и убедительные доказательства. Именно эта «свобода от бремени доказательств» и позволяет не только журналистам, но и официальным лицам делать безответственные заявления на данную тему. Когда же этническая статистика правонарушений все-таки просачивается в прессу, читатели имеют возможность сделать неожиданные для себя выводы, такие, как, например, сделала в 2001 г. одна журналистка из Сургута: «В сознании рядового сургутянина прочно закрепилось мнение, что наркодельцы в основном «лица кавказской национальности». На самом деле это не так. За шесть месяцев текущего года к уголовной ответственности за распространение наркотиков по ст. 228 УК РФ привлечено 367 человек, из них только 38 человек из этнических групп: 16 таджиков, чуть меньше чеченцев – 14 человек, 8 азербайджанцев». Таким образом, на долю этнических групп, которые называют главными распространителями наркотиков, в Сургуте пришлось чуть больше 10% зарегистрированных преступлений.

Аналогичная картина открывается и по другим регионам. Так, в Самарской области, считающейся одним из основных центров распространения наркотиков в России, за 8 месяцев 2001 г. было задержано, согласно данным областного управления по незаконному обороту наркотиков, 4959 человек. В этом официальном сообщении сказано, что «среди задержанных особенно много цыган, таджиков и азербайджанцев». Далее приводятся конкретные показатели, которые позволяют точнее представить, что значит «особенно много». Оказывается, цыган среди задержанных было 50, таджиков – 39, азербайджанцев – 26 человек. Таким образом, представители всех перечисленных групп составили всего 2,3% задержанных.

Даже если сузить круг поиска и выделить из всей преступности только ее верхушку, так называемые организованные преступные группировки (ОПГ), то и в этом случае окажется, что этнические меньшинства в них не доминируют. Так, в 2001 г. тогдашний министр внутренних дел Борис Грызлов заявил, что в Москве из 21 преступного сообщества только 7 являются этническими. Если распространить эти пропорции на всю Россию, то получится, что этническая преступность составляет примерно треть организованной, при этом роль этнических групп убывает при переходе к наиболее массовым преступлениям в сфере распространения наркотиков.

Еще один миф прочно утвердился во всех постсоветских странах – это твердое убеждение, что основными распространителями наркотиков являются иностранцы, граждане иных государств, мигранты. Подобные настроения проявляются в массовом сознании, но еще больше разогреваются представителями властей всех уровней и рангов. По мнению милицейских экспертов, нерегулируемая миграция считается едва ли не главным фактором роста контрабанды наркотиков в Центральной Азии и в России. Но подобные представления так же не соответствуют реальности, как и миф об этнической преступности. Они не подтверждаются статистикой, расходятся с официальными данными, опубликованными в открытой печати.

Так, по данным Государственного таможенного комитета России, доля российских граждан среди задержанных за контрабанду уже несколько лет является наибольшей и год от года растет, а доля граждан других государств, например Таджикистана и Украины, занимающих следующие за россиянами строчки в списке лидеров контрабанды наркотиков, падает. За один только год, с 1999 по 2000 г., доля россиян в этом списке подскочила с 34,8 до 53,6%, а доля граждан Таджикистана сократилась с 26,8 до 16,7%. Особенно заметно сокращение доли граждан Украины – почти вдвое, с 14,6 до 7,9%.

Аналогичная ситуация складывается и в других постсоветских государствах. Например, в Азербайджане, по данным Госкомиссии по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств, за первую половину 2001 г. было зафиксировано 1515 преступлений, связанных с наркоманией, из них лишь 40 (то есть 2,6%) приходится на граждан иных государств. В Киргизии в 1998 г. подавляющее большинство (92,3%) преступлений, связанных с распространением наркотиков, совершили граждане республики и только 7,7% – граждане иных государств.

На мой взгляд, приведенные примеры отражают ситуацию во всех странах СНГ. Везде на долю граждан этих государств и представителей этнического большинства приходится большинство (по крайней мере относительное) всех преступлений в сфере наркоторговли. И роль именно этих групп населения возрастает по ряду причин. Во-первых, наркотики, прежде всего героин, распространяются так называемым «веерным способом»: распространитель – как правило, наркоман – вовлекает в наркоманы («подсаживает на иглу») еще с десяток своих знакомых, зарабатывая таким образом себе на дозу. При такой «маркетинговой технологии» наркобизнес охватывает широкие слои населения по законам развития эпидемий, то есть тотально. Во-вторых, сложное социально-экономическое положение всех стран СНГ при ослаблении механизмов традиционных моральных запретов подталкивает местное население к участию в таком весьма доходном промысле, как наркобизнес. В-третьих, по мере усиления борьбы с нелегальным оборотом наркотиков и концентрации внимания правоохранительных органов на иностранцах и представителях этнических меньшинств неизбежно возрастает роль и вес в преступном сообществе местного населения, представителей этнического большинства. Организаторам наркобизнеса все выгодней привлекать в качестве наркокурьеров представителей европейских этнических групп, поскольку на них падает меньше подозрений.

Природа мифов

Почему же, несмотря на очевидность этих тенденций, представления о решающей роли этнических меньшинств и иностранцев в наркобизнесе все еще доминируют в массовом сознании населения стран СНГ?

Одной из основных причин тому является рост ксенофобии, отмечаемый социологами в большинстве постсоветских государств. Наркобизнес во всех этих странах считается одним из самых отвратительных преступлений, и психологически людям легче представить, что это дело не «своих», а «чужих» этнических групп. Особенно часто роль козла отпущения отводят группам, с которыми по каким-то причинам не складываются межэтнические отношения. Так, в Петербурге основную роль в распространении наркотиков молва приписывает азербайджанской преступной группировке. Хотя, по словам ответственных сотрудников местной милиции, такой группировки в городе нет. Как правило, действуют мелкие этнические группы, которые стихийно возникают и так же стихийно исчезают. Большинство задержаний азербайджанцев милицией происходит по фактам хулиганства, а за наркобизнес чаще привлекают представителей иных этнических групп, с которыми местные жители почти не конфликтуют. В то же время ссоры с выходцами из Азербайджана отмечаются сплошь и рядом. Именно этот фактор, на мой взгляд, является основным в создании «мифа об азербайджанцах» в сфере наркобизнеса.

Психологами со слов опрошенных жителей ряда крупнейших городов России был составлен обобщенный портрет наркоторговца. Выяснилось, что он почти всегда совпадает с образом злодеев из кинофильмов. Торговец зельем – это мужчина 18–30 лет, южанин. Он нигде не работает, но богато живет на деньги, вырученные от продажи наркотиков.

Однако не только заблуждения и предрассудки, но и вполне рациональные основания обусловливают быстрое распространение мифа о решающей роли меньшинств в нелегальном наркобизнесе. Важное место здесь занимает борьба между криминальными группами, стремление групп, в которых большинство составляют русские, вытеснить группировки с преобладанием других этносов. Именно такая трактовка напрашивается в качестве одного из объяснений «мифа о цыганах», распространяемого в ходе широкой пропагандистской кампании против цыган как основных распространителей героина в Екатеринбурге. Эта кампания была развернута самой известной в городе организованной преступной группировкой «Уралмаш».

Оценивая подобные кампании, сопровождающиеся, как правило, взрывами нетерпимости в ряде регионов, эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко приходит к выводу, что «русские преступные группировки опираются на поддержку силовых структур правительства». Он также ссылается на имеющиеся у него «данные о том, что к борьбе с иноэтнической преступностью местные власти привлекают русские радикальные полуфашистские организации».

Политические цели в целом весьма существенно влияют на распространение мифов об этнических меньшинствах. Такова во многих случаях природа «мифа о русских» в наркоторговле.

Любопытный пример в этой связи представляет заметка в одной из бакинских газет, озаглавленная «40 иностранных наркоторговцев задержано в Азербайджане» и основанная на сообщении республиканской Госкомиссии по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотических средств. Статистика Госкомиссии определенно показывает, что среди задержанных в республике наркоторговцев иностранцы составляют ничтожно малую долю (менее 3%). Зачем же в названии этой заметки газете нужно было выпячивать именно роль неграждан республики? Ответ дают сами авторы, подчеркивая, что «среди задержанных в Азербайджане иностранцев доля россиян не меньше, чем доля азербайджанцев, задерживаемых в России». Возможно, ради одного этого вывода, очень важного для газеты и стоящих за ней политических сил, и была затеяна публикация данного материала.

Целенаправленное преувеличение роли этнических меньшинств в распространении наркотиков зачастую является также следствием корыстных целей нерадивых или преступных работников милиции и других работников прокуратуры. Делается это для того, чтобы списать на наименее защищенные группы населения (как россиян, так и граждан соседних государств) нераскрытые преступления, или для объяснения роста наркомании «нашествием мигрантов, инородцев, чужаков», а также в целях вымогательства и решения ряда других задач, далеких от интересов государства и общества. К сожалению, примеров таких действий много.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В России ссылка на "удобство избирателей" с такой целью пока не применялась

0
1723
Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Екатерина Трифонова

Для уголовного преследования и обвинительного приговора не нужно состава преступления

0
1923
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
1371
Лучше не бывает

Лучше не бывает

Истории о неотвратимых жизненных изменениях

0
997

Другие новости