Международный успех ВШБ МГУ – это глобальный прорыв всего российского бизнес-образования.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
О себе как об амбициозном игроке на международном рынке бизнес-образования заявила Высшая школа бизнеса МГУ имени М.В. Ломоносова. Она вошла в список 100 лучших бизнес-школ мира и 40 лучших бизнес-школ Европы по результатам исследования «Global 100 Top Business Sсhools» («Топ-100 бизнес-школ мира»), проведенного компанией QS TopМВА. Это ведущая компания в мире, специализирующаяся на исследованиях и консалтинге в сфере МВА-образования.
Напомним, что МВА-образование, без которого невозможно карьерное продвижение менеджера к высотам бизнеса на Западе, у нас получило развитие совсем недавно – в конце 90-х годов. И сегодня ВШБ МГУ имени М.В. Ломоносова удалось вписать в эту историю новые страницы. За все время существования рейтинга «Global 100 Top Business Sсhools» российская бизнес-школа вошла в него впервые.
Фактически данный рейтинг – это список 100 наиболее востребованных мировыми компаниями-работодателями и рекрутерами бизнес-школ планеты. По результатам опроса рекрутеров и HR-менеджеров (менеджеров по кадрам) были сформированы четыре региональных рейтинга лучших бизнес-школ («Топ-40 Северной Америки», «Топ-40 Европы», «Топ-10 Азии» и «Топ-10 Латинской Америки»), объединенные в список «Топ-100 бизнес-школ мира». В рейтинге «Топ-40 бизнес-школ Европы-2004» Высшая школа бизнеса МГУ заняла 36-е место. Оставить позади себя даже не десятки, а сотни таких же сильных школ – это несомненно удача отечественных специалистов.
Важно подчеркнуть, что данные этого ведущего международного рейтинга не только отражают полную картину популярности бизнес-школ у работодателей, но и позволяют увидеть всю картину развития системы бизнес-образования в динамике. Например, результаты последних исследований «Топ-100 бизнес-школ мира» свидетельствуют, что после нескольких лет депрессии (начиная с 2001 года), вызванных, впрочем, объективными причинами, сфера бизнес-образования наконец-то начала восстанавливать свои утраченные позиции. Рейтинг показывает, что многие школы закрепили успехи прошлых лет.
Первыми по популярности, как и в прошлые годы, являются Harvard Business School, The Wharton School (Северная Америка), Insead и London Business School (Европа), Melbourne University (в Азии и Тихоокеанском регионе), IPADE и EGADE (Латинская Америка).
Но есть в этой стабильной картине и любопытные перемещения. Университет Duke впервые вошел в десятку ведущих бизнес-школ США. В Европе – настоящий прорыв совершили испанские школы МВА, тоже утвердившиеся в десятке лидеров. Азиатские школы уверенно набирают вес на рынке МВА-образования. И, конечно же, прорывом можно считать вступление в когорту международных игроков российской Высшей школы бизнеса МГУ.
Есть и еще одна существенная деталь. По уточненным данным, ВШБ МГУ имени М.В. Ломоносова – единственная бизнес-школа из России и Восточной Европы, попавшая в список по итогам 2004 года.
Впрочем, это нельзя считать случайной неожиданностью. Стоявший у истоков создания школы ректор МГУ академик РАН Виктор Садовничий с самого начала определил ее стратегической целью вхождение в число мировых лидеров бизнес-образования.
Имеет ли все это для развития бизнес-образования России особое значение? Да, считает Руслан Гринберг, директор Института международных экономических и политических исследований РАН. «Раз мы интегрируемся в Болонский процесс, то непременно должны участвовать в конкурентной борьбе школ за лучшее место в любом топ-списке, тем более в таком престижном, – подчеркнул в беседе с корреспондентом «НГ» Руслан Гринберг, – иначе наше место займет кто-то другой». В этом секторе образования уже появились новые игроки в лице бизнес-школ из стран Центральной и Восточной Европы, Германии, Испании, Австралии, Индии и Китая. И, разумеется, приятно, когда первые же предпринятые нами шаги в этом направлении свидетельствуют об определенных успехах нашего бизнес-образования.
Львиную долю этого успеха Руслан Гринберг относит на счет команды профессорско-преподавательского состава, которую удалось собрать декану ВШБ МГУ Олегу Виханскому. В Высшей школе бизнеса МГУ работают вместе с ведущими учеными университета зарубежные преподаватели (выпускники Гарвардской школы бизнеса, INSEAD и других), крупнейшие аналитики ведущих консалтинговых и брокерских компаний мира. В рамках международного сотрудничества практикуются совместные научные исследования и обмен преподавателями с ведущими мировыми бизнес-школами.
Сергей Семенцов, директор по развитию бизнеса КПМГ, тоже считает, что к успеху ВШБ МГУ привели ее основатели, и прежде всего Олег Виханский и Александр Наумов, имена которых известны академическому сообществу во всем мире. По мнению Семенцова, не часто можно встретить качественный образец союза российской практики и зарубежного опыта, охватывающего все компоненты учебного процесса, в которых участвуют и преподаватели, и слушатели. В школе Виханского все это есть.
Попадание в столь престижный рейтинг ценно еще и потому, что по количеству выпусков российская школа в несколько раз уступает ведущим западным школам, но, видимо, акцент на качество, который заявлен ВШБ МГУ, оценен адекватно. «Исторически сложилось так, – полагает Сергей Семенцов, – что к рейтингам внутри страны отношение у профессионального сообщества настороженное. Но в мире сравнение школ идет постоянно. И тем более приятно, когда мы с честью выдерживаем такие сравнения».
Ключевой особенностью рейтинга «Топ-100 бизнес-школ мира» является то, что он составлен исключительно по экспертным оценкам нанимателей будущих выпускников. В 2004 году к участию в исследованиях были привлечены рекрутеры и HR-менеджеры из 301 компании, представляющие все регионы и секторы индустрии мира. В составлении рейтинга приняли участие около 4 тыс. человек, работающих на международном рынке труда. При этом к участию в исследовании были допущены только те рекрутеры, которые предоставили основательные доказательства того, что компания привлекала выпускников МВА из двух и более регионов мира.
Методология рейтинга «Топ-100 бизнес-школ мира», по мнению его авторов, такова, что в нем не участвуют рекрутеры, ведущие найм исключительно по «месту жительства» и не рассматривающие кандидатов с международного рынка труда. Хотя это и исключает из исследования некоторые достойные бизнес-школы, работающие в основном на нужды локальных рынков. Исследование компании QS TopМВА рассчитано исключительно на мобильных и глобально ориентированных нанимателей и соискателей.
Рекрутерам сначала предлагалось самостоятельно составить своеобразный хит-парад бизнес-школ, чьих выпускников они хотели бы еще в недавнем прошлом нанять на работу. Затем им нужно было выбрать из списка примерно в 200 школ по каждому макрорегиону бизнес-школы, наиболее привлекательные с точки зрения найма выпускников. Проводились, конечно же, и другие «углубляющие» опросы, по результатам которых каждой школе, как и по итогам первых двух опросов, выводились средние балы. Итоговая рекрутерская оценка и определила позицию бизнес-школы с точки зрения рекрутеров.
Компания QS TopМВА полагает, что результаты ее исследований будут полезны как с точки зрения выбора бизнес-школы для обучения, так и с точки зрения найма выпускников той или иной программы МВА. С чем, очевидно, трудно не согласиться.