0
1096
Газета Идеи и люди Интернет-версия

18.02.2005 00:00:00

«Мы никого выгораживать не собираемся»

Тэги: памфилова, башкирия, правозащитники, рахимов


– Элла Александровна, на днях вы встретились с президентом России. Среди тем, обсуждавшихся на встрече, были события в башкирском Благовещенске, где в результате милицейской спецоперации пострадали сотни не- виновных людей. Какова позиция президента по этому вопросу?

– Позиция президента однозначна: должно быть проведено тщательное расследование и все виновные независимо от должностей должны понести соответствующее наказание. Все инсинуации по этому поводу несостоятельны – Кремль никого покрывать не собирается. Генеральная прокуратура уже проводит расследование и оценку всех обстоятельств событий в Благовещенске и, на мой взгляд, настроена решительно.

– Почему ваша поездка в Башкирию была так необходима?

– К нам обратились ряд общественных и правозащитных организаций, озабоченных событиями, произошедшими в Благовещенске, а также сами потерпевшие. Необходимость поездки возникла, когда к нам стала поступать информация, что на людей оказывается давление – уже после того, как в республике побывали правозащитники, а также сотрудники аппарата уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Это событие, затрагивающее конституционные права большого количества людей. Необходимо было пресечь любые формы давления как на пострадавших, так и на рядовых сотрудников милиции и медперсонал со стороны некоторых должностных лиц органов внутренних дел республики.

– По вашему мнению, массовые избиения милиционерами ни в чем не повинных людей – обычное явление в Башкирии?

– Конечно, нет. Но созданный прецедент вызывает большие опасения, что подобное может произойти не только в Башкирии – при нынешнем состоянии наших правоохранительных органов. Вот почему так важно наказать всех виновных, чтобы в корне пресечь подобное. Не вызывает также сомнения то, что этот случай стал индикатором общего неблагополучия деятельности органов внутренних дел Республики Башкортостан. В той или иной форме это проявилось бы в другом городе республики и при других обстоятельствах, но проявилось бы обязательно.

– Вы встречались во время визита в Уфу с главой республики Муртазой Рахимовым? Какое впечатление произвела на вас эта встреча?

– Мы долго беседовали, руководитель республики подробно и откровенно высказал свою точку зрения, но комментировать ее я не буду.

– Как власти реагировали на ваш приезд как представителя Президентского совета по содействию развитию гражданского общества и правам человека?

– Реагировали с уважением, оказали необходимое содействие в организации поездки. Но я почувствовала, что события в Благовещенске, получившие резонанс по всей России, вызвали у многих официальных лиц в республике шок и недоумение по поводу того, что подняли шумиху, опорочили город┘ Кое-кому трудно было смириться с мыслью, что ситуация вышла из-под контроля, что происшедшее стало достоянием широкой общественности и кулуарно эту «проблему» решить уже не получится.

– Что вас еще поразило в реакции чиновников и людей при встречах с вами?

– Многие из них не готовы жить и работать в современных условиях. На встрече с общественностью мне с гордостью рассказывали, что в башкирских СМИ не увлекаются «плохими» новостями. По телевидению показывают, как республика работает, сеет и пашет. Кстати, многие считают, что так должно быть во всей России. Людям было очень трудно объяснить, что информацию сегодня невозможно удержать под контролем и, как бы нам ни хотелось побольше хороших новостей, СМИ должны отражать реальность. Если люди перестанут получать правдивую информацию из отечественных СМИ, они будут искать ее в интернете и зарубежных источниках. Это мы уже проходили┘

– Что больше всего возмущает людей, пострадавших физически и морально от произошедшего в Благовещенске?

– Их больше всего возмущает, когда их не считают за людей. Многие пребывают в шоковом состоянии, потому что среди пострадавших преобладали несовершеннолетние. Они столкнулись с ничем не оправданным произволом, грубым насилием. Людей хватали, запихивали и утрамбовывали в автобус, избивая ногами, дубинками. Их собирали помимо города с окрестных поселков, деревень. А когда отпустили после нескольких часов пребывания в милиции, перед ними даже никто не извинился.

Молодые люди, пережившие шок, нуждаются в психологической реабилитации. Ведь они получили огромный заряд тупой, несправедливой агрессии. Неизвестно, каким образом, когда и по отношению к кому эта агрессия может проявиться. В армии ли по отношению к сослуживцам, либо по отношению к сотрудникам милиции, либо к сверстникам. Это большая проблема, и в любом случае мы, взрослые, виноваты перед ними.

Когда высокопоставленные милицейские чиновники отдавали приказ на избиение сотен людей, они должны были просчитать его последствия. ОМОН, который обязан бороться с бандитами, бросили на безоружных, ни в чем не повинных людей. Благовещенск не является каким-то бандитским городом. Это нормальный и относительно благополучный город, как уверяли меня городские чиновники и представители общественности. Поэтому нельзя сваливать все на ОМОН и рядовых милиционеров.

В первую очередь ответственность несут министр внутренних дел Башкирии, который подписывал приказ, и его заместители, контролировавшие его исполнение.

– Вопрос о снятии министра внутренних дел Рафаила Диваева стоял еще во время выборов главы республики в 2003 году, но экс-министр МВД Борис Грызлов ограничился только лишь предупреждением...

– То, что МВД России не дало вовремя оценку действиям Диваева, лишь усугубило ситуацию. Помимо чисто уголовной составляющей есть еще моральная, политическая сторона. «Увод» от ответственности руководства республиканской милиции, стремление переложить вину на рядовых сотрудников наносит непоправимый ущерб репутации всей милиции.

– Глава МВД Башкирии Рафаил Диваев формально не подчиняется президенту Муртазе Рахимову. Значит, федеральные власти не обеспечили надзор за состоянием дел в республиканской милиции?

– Не только в Башкирии, но и в некоторых других субъектах РФ все чиновники, работающие на территории республики, реально подчиняются первому лицу. Если кто-то позволяет себе не подчиняться, то долго не задерживается. Надеюсь, что министр МВД России займет по данному поводу принципиальную позицию.

– Четыре года президент России выстраивает так называемую вертикаль федеральной власти. А в Башкирии ее как не было, так и нет?

– Это большая проблема. Федеральный Центр, проводя политику выстраивания властной вертикали в национальных республиках, боится какими-то неосторожными шагами породить дополнительные межнациональные конфликты, обострить их. Этим пользуются некоторые региональные руководители, пугая федеральный Центр дестабилизацией обстановки в национальных республиках.

– Существует мнение, что лидеры этих республик специально подкармливают радикально настроенную националистическую оппозицию, чтобы шантажировать ими Центр...

– Такие факты есть. Это один из способов постоянного давления на федеральный Центр.

– Какие выводы сделали правозащитники о причинах массовых нарушений прав человека в Благовещенске?

– Мы подготовили три материала: в Генпрокуратуру, МВД и в администрацию президента. Общие выводы таковы. Приказ о проведении милицейской операции в Благовещенске был абсолютно необоснован и нецелесообразен. В первую очередь ответственность несут министр МВД Башкирии и его заместители. Например, заместитель министра Анатолий Смирнов в течение четырех дней находился в Благовещенске и фактически руководил операцией.

Второе. События в Благовещенске – это не случайный факт, а подтверждение существующей практики и характера деятельности органов внутренних дел Башкирии. Расследование дает широкое поле деятельности прокуратуре.

Третье. Нет гарантии, что в случае, если федеральный Центр останется в стороне, если не будут наказаны высокопоставленные чиновники правоохранительных органов республики, не будет новой волны произвола.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1554
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1570
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1303
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
815

Другие новости