Органы госбезопасности Оренбургской области прекратили деятельность медресе в городе Бугуруслан. Согласно заявлению контрразведчиков, в училище пропагандировалась ваххабитская идеология, а его студенты могли быть причастны к теракту в Беслане (первые сведения об этом появились еще в конце осени). По данным радиостанции «Эхо Москвы», против нескольких слушателей медресе возбуждены уголовные дела, а принадлежащие училищу компьютеры и учебная литература изъяты оперативниками ФСБ.
Это отнюдь не первый случай повышенного внимания правоохранительных органов к мусульманским духовным учебным заведениям. Пик этого интереса пришелся на 1999–2000 годы, когда после вторжения ваххабитов в Дагестан и начала контртеррористической операции в Чечне студенты и выпускники различных медресе в Татарстане подозревались в связях с боевиками. Теперь же речь может идти о возможной причастности слушателей медресе к радикальным исламским организациям, деятельность которых в последнее время все сильнее беспокоит милицию и контрразведку.
Восьмерка непобежденных
Несмотря на запрет Верховным судом РФ 15 радикальных исламских организаций, деятельность которых признана террористической (решение ВС от 14.02.03), доложить о победе над «исламскими освободителями» не рискует никто. Большинство активистов радикальных течений ислама ушли в подполье и продолжают масштабную подрывную работу. Сторонники по крайней мере восьми из пятнадцати запрещенных организаций в последнее время оказывались в поле зрения правоохранительных органов и контрразведки. Причем особое внимание радикалов приковано к тем российским республикам, где традиционно велика доля мусульманского населения.
Членов исламских группировок нередко задерживают с оружием и взрывчаткой. И почти всегда – с листовками и литературой экстремистской направленности. Некоторые наблюдатели отмечают, что деятельность этих запрещенных организаций опасна еще и тем, что они обучены использовать в своих интересах любую нестабильную ситуацию в обществе. И нет никаких гарантий, что радикалы не постараются повернуть в свою пользу, например, последние события в Башкирии, где митинги против монетизации льгот приобрели ярко выраженный политический оттенок.
Исламизм вахтовым методом
Эксперты из спецслужб утверждают, что наибольшую активность в последние несколько месяцев проявляют сторонники экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Причем помимо традиционной географии деятельности активистов запрещенной организации – Северного Кавказа и республик Поволжья, – ее членов задерживали в самых неожиданных регионах России. К примеру, осенью прошлого года отличились оперативники Ханты-Мансийского автономного округа, взявшие с поличным одного из активистов «Партии исламского освобождения». Начальник управления уголовного розыска УВД ХМАО Анатолий Воротов рассказал корреспонденту «НГ», что «члена запрещенной организации задержали в сентябре. У него изъяли листовки экстремистского толка. Подозреваемый – житель Узбекистана и еще в прошлом году был передан правоохранительным органам этого государства».
Вместе с тем Воротов рассказал, что в конце прошлого года в ХМАО были задержаны несколько человек, подозреваемых в разжигании межнациональной розни, которых, по словам начальника управления, «проверяют на причастность к запрещенным организациям». Источники «НГ» в МВД пояснили, что «устремления экстремистов в Тюменскую область отчасти могут объясняться значительным числом мусульман, работающих вахтовым методом в нефтяной промышленности этого региона».
«У них нет ни религиозных, ни светских знаний»
Наибольший интерес «Хизб ут-Тахрир» проявляет, естественно, к Чечне, а кроме того – к Татарстану и Башкирии. Еще в конце декабря глава МВД РФ Рашид Нургалиев на пресс-конференции сообщил: «В Российской Федерации, в том числе в Тюменской области, республиках Башкортостан и Татарстан, Удмуртии и в Московском регионе задержаны 12 активных членов организации «Хизб ут-Тахрир», находящихся в межгосударственном розыске». Следствие по делам задержанных в самом разгаре: к примеру, на днях прокуратура Башкирии предъявила обвинение арестованным членам «Хизб ут-Тахрир» по статье «вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению». Следователь республиканской прокуратуры Аслям Халиков сообщил, что если вина задержанных будет доказана, то экстремистам может грозить наказание до 8 лет лишения свободы. Столь серьезные сроки обусловлены составом преступления: по данным следствия, члены группировки занимались в Башкирии деятельностью, направленной на возбуждение среди населения сепаратистских настроений по отделению от России отдельных мусульманских регионов. У задержанных членов организации изъяты более 500 листовок, десятки книг и брошюр экстремистского содержания, а также карта Уфы с обозначениями мест массового скопления людей и объектов органов власти. А при обысках в квартирах подозреваемых оперативники нашли боевые гранаты, самодельные взрывные устройства, патроны.
«Максимум год-полтора, как мы узнали о существовании таких организаций. Из нашей среды, наших прихожан среди этих людей нет. Но с этими молодыми людьми я сталкивался, например, во время богослужения в Октябрьском (город в Башкирии. – «НГ»), – рассказал корреспонденту «НГ» заместитель руководителя Духовного управления мусульман Башкортостана Аюп Бибарсов. – Это контингент, ограниченный в интеллектуальном плане. Во время проповеди они даже перебивали проповедника. Они выучили азы ислама, причем толкование этих азов им преподнесли в нецивилизованной форме, и выучили несколько хадисов (изречений. – «НГ»), после чего стали считать себя знатоками ислама. Они даже пытались учить наших имамов. Своими выходками они наносят колоссальный ущерб религии. Хочу заметить: говорить о том, что большинство мусульман в нашей республике подвержены этой агитации, неверно. Я также сильно сомневаюсь, что такие люди могут встать во главе оппозиции. Скажу больше – это исключено: у них нет ни религиозных, ни светских знаний. Реальной роли в жизни республики они не играют. Да и не забывайте, что все грамотные прихожане не одобряют подобные нетрадиционные направления в исламе».
Казанский «освободитель»
Последние месяцы прошлого года сторонников «Хизб ут-Тахрир» задерживали также в Татарии, в Удмуртии, в Нижегородской области и даже в подмосковных Химках (здесь у экстремистов изъяли 14 кг тротила). Наиболее любопытная ситуация – с арестом в Казани одного из лидеров «Исламской партии освобождения» Алишера Усманова. Его подозревают в создании на территории Поволжья глубоко законспирированной террористической сети, в которую вербовались жители Татарстана и Ульяновской области.
Несколько лет уроженец Узбекистана, 42-летний Алишер Усманов, находился в межгосударственном розыске за совершение преступлений террористического и экстремистского характера. В сентябре в правоохранительные органы Татарстана назад поступила оперативная информация о том, что в Казани действует поволжский центр «Хизб ут-Тахрир», которым руководит Алишер Усманов. В начале октября сотрудники МВД и ФСБ Татарстана арестовали Усманова и еще нескольких его соратников. Как сообщили «НГ» в МВД РФ, «против Усманова возбуждено уголовное дело по двум статьям: 205 УК РФ (вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению) и статье 222 УК РФ (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия)». При проведении обысков в Казани на квартирах, где проживали Усманов и другие члены партии, изъяты взрывное устройство и различные взрывчатые вещества. Оперативники обнаружили брошюры и листовки, в которых содержался призыв к созданию исламского халифата.
Следствие установило, что Усманов приехал в Казань под видом беженца в 1996 году. До этого времени он жил в узбекском городе Намангане, работал имамом одной из мечетей. Установлено также, что Усманов лично занимался подготовкой боевиков и отправкой их в Чечню. Обосновавшись в Казани, Усманов развил бурную деятельность по созданию законспирированной сети «Исламской партии освобождения». Основной задачей организации стало вовлечение как можно большего числа молодых жителей Татарстана и Ульяновской области в ее члены. Следователи утверждают, что в начале 2004 года Усманов завербовал несколько молодых людей, которые затем воевали на стороне боевиков на Северном Кавказе и были взяты в плен.
Где ждать «непримиримых»?
Несмотря на участившиеся случаи выявления радикальных подпольных группировок, никто из представителей силовых и правоохранительных структур до сих пор не назвал этот процесс «активизацией» деятельности радикалов. Равно как и не подтвердил официально опасения, что усиления центробежных тенденций стоит ожидать и в доселе «спокойных» регионах.
До сих пор многие эксперты напрямую связывают изменение обстановки в республиках с наибольшим числом мусульманского населения с тем, в каком положении находится Чечня, и с успехами «непримиримых». И не исключено, что появление договора о разграничении полномочий между Грозным и Москвой приведет к тому, что представители радикальных исламских организаций станут куда чаще фигурировать в сводках МВД и сообщениях ФСБ.
Проект договора о разграничении полномочий между Россией и Чечней, о котором стало известно в конце прошлой недели, скорее всего сопровождается, как это часто бывает, целым списком неафишируемых условий. Нельзя исключить, что предусмотренные этим договором привилегии в недавнем прошлом опальная республика получит в обмен на обещание потеснить некоторых «непримиримых», справиться с которыми собственными силами федеральный Центр не может уже более десяти лет.
Если такое условие действительно существует и будет выполнено – где найдут пристанище «непримиримые»? И к чему может подтолкнуть их фактическое предоставление Чечне безграничного суверенитета – то есть воплощение тех самых помыслов, которыми они (по крайней мере на словах) объясняли свою борьбу?
«Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»)
Транснациональная исламская религиозно-политическая организация суннитского толка. По имеющимся данным, основана в 1952 г. в Иерусалиме судьей шариатского апелляционного суда Такиэддином ан-Набахани на базе одной из фракций «Движения братьев-мусульман». Долгосрочная политическая программа – возврат к фундаментальным ценностям ислама; свержение светских режимов и создание единого исламского государства Халифат. Верховный лидер (амир) – Абдель Кадем Заллум (находится в Иордании). Численность членов организации неизвестна. Кадровый партийный состав принимает особую присягу и характеризуется высоким уровнем фанатизма, аскетизма, дисциплиной, готовностью к самопожертвованию. Основной вид деятельности – пропаганда, направленная на насильственную замену государственного строя. Легальные филиалы партии действуют в Иордании, Тунисе, Палестине, Кувейте, США, Франции, ФРГ, Норвегии, Швеции, КНР, Японии. В России деятельность организации запрещена решением Верховного суда от 14 февраля 2003 года.
Распространение запрещенных исламских организаций на территории России
Название | Регион | Примечания |
⌠Высший военный маджлисуль шура Объединенных сил моджахедов Кавказа■ | Чечня, Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария | сопротивление федеральным силам, хранение оружия и взрывчатых веществ, литература экстремистской направленности |
⌠Конгресс народов Ичкерии и Дагестана■ | Чечня, Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия | сопротивление федеральным силам, хранение оружия и взрывчатых веществ, литература экстремистской направленности |
⌠Аль-Ихван аль-Муслимун■ (⌠Братья-мусульмане■) | Чечня | листовки экстремистского толка, хранение взрывчатых веществ |
⌠Хизб ут-Тахрир аль-Ислами■ (⌠Партия исламского освобождения■) | Чечня, Татарстан, Башкирия, Удмуртия, Самара, Москва, Московская область, Нижний Новгород, Тюменская область (Тобольск, ХМАО), Волгоградская область, Астраханская область | хранение оружия и взрывчатки, литература экстремистской направленности, листовки |
⌠Джамаат-и-Ислами■ (⌠Исламская группа■) | Башкирия | литература экстремистской направленности |
⌠Исламская партия Туркестана■ (бывшее ⌠Исламское движение Узбекистана■) | Чечня | хранение оружия и взрывчатки, литература экстремистской направленности |
⌠Джамият аль-Ислах аль Иджтимаи■ (⌠Общество социальных реформ■) | Москва | литература экстремистской направленности, закрыт офис организации |
⌠Аль-Харамейн■ (⌠Дом двух святынь■) | Чечня | хранение оружия и распространение ваххабитской литературы |
Таблица составлена по материалам открытых источников