0
1322
Газета Идеи и люди Интернет-версия

30.11.2004 00:00:00

Раскол Украины ведет к расколу между Россией и Западом

Александр Рар

Об авторе: Александр Рар - директор программ России и стран СНГ Германского совета по внешней политике, Берлин.

Тэги: украина, выборы, ес, сша, путин, янукович, переспективы


Украина стала вызовом для российской дипломатии. Россия допустила серьезные ошибки в избирательной кампании в этой стране. Путин спугнул многих пророссийски настроенных украинцев, которые до его визита проголосовали бы за Виктора Януковича. Он настолько вмешался в избирательную кампанию, что многие испугались голосовать за пророссийского кандидата. А Янукович уже действительно стал скорее пророссийским, чем украинским претендентом на высший государственный пост. Теперь Москва рискует, как многим кажется, полностью потерять Украину. Киев может предпочесть вместе с Тбилиси, Кишиневом и Баку укреплять образование ГУУАМ (в него входят Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия). Тогда Единое экономическое пространство, которое Россия хотела создать с Казахстаном, Украиной и Белоруссией, построить будет уже невозможно.

Однако сейчас возможен и другой сценарий. Это раскол Украины на Запад и Восток. Такой поворот может привести к расколу вообще между Россией и Западом. Существует опасность возникновения на восточных землях Украины варианта Приднестровского государства или квазигосударства на манер Абхазии. Такие государства можно назвать «черными дырами»: экономически они существуют, но международное сообщество их не признает. Если такая «черная дыра» образуется на востоке Украины, она будет во многом зависеть от России. Западная Украина лишится экономической поддержки восточных земель, потеряет ресурсы и деньги, которые всегда шли с востока страны. Западная Украина в этом случае сядет на шею Западу – Европейскому союзу и Америке. Она также будет очень слабым государством.

Россия недооценила политику Запада по отношению к Украине – его желание и возможности вмешаться в украинский конфликт. Российская дипломатия, видимо, исходила из того, что Европейский союз, ОБСЕ и Соединенные Штаты поступят так же, как они поступали в отношении избирательных кампаний в Центральной Азии и в Закавказье, то есть будут критиковать, но не будут вмешиваться. Но в случае с Украиной Запад очень активно включился в спор. На мой взгляд, Запад просто испугался, что Россия с помощью Украины приступит к восстановлению империи. Он испугался Януковича. В первую очередь на непризнание выборов легитимными пошли американцы. Евросоюзу уже ничего не оставалось, как последовать примеру Вашингтона. Впрочем, Россия должна была помнить, что год тому назад Европейский союз и Америка начисто отвергли «план Дмитрия Козака» по приднестровскому урегулированию. Это могло повториться и в случае Украины.

Некоторые в России могут подумать, что сейчас Москве представляется исторический шанс вернуть себе Восточную Украину, Крым, Абхазию, Южную Осетию, Приднестровье и Белоруссию. Процесс объединения этих земель, непризнанных республик, в Российскую империю вполне может стать реальным, но это приведет к разрыву России с Западом. И, на мой взгляд, еще и к концу демократии в России.

Запад и Россия поощряют новое голосование на Украине. Путин фактически согласился с таким развитием на саммите ЕС–Россия, чтобы полностью не испортить отношения с Европейским союзом и с Америкой (а эти отношения ему достаточно важны). Однако исход третьего тура трудно предсказать. Естественно, опять будут фальсификации и на востоке, и на западе, будет очень большая ангажированность Запада на стороне Ющенко, а Россия, видимо, не сможет не поддержать Януковича. Одним словом, результаты этих выборов могут быть похожими на то, что мы имели 21 ноября. Впрочем, возможна также победа Ющенко с отрывом один или два процента, поскольку он выглядит как моральный победитель этой схватки. Все это, возможно, вновь приведет к противостоянию: олигархи в восточных областях Украины не отдадут землю Ющенко, а Россия вряд ли сможет резко изменить свою позицию и стать на сторону оппонента Януковича.

Как бы то ни было, российско-европейские отношения на самом деле испортились еще в 2002 году. С тех пор позитивная политика, которую начал Путин в 2000 году, все ухудшалась. На саммите в Копенгагене (2002 год) произошел крупнейший спор по Калининграду. В 2003 году появился Ходорковский и «дело ЮКОСа». В конце того же года Запад критиковал Россию за выборы в Думу, потом за президентские выборы. Россия и ЕС постоянно ссорятся по поводу Чечни. А теперь появилась Украина... На мой взгляд, позитивных элементов на повестке дня у Москвы и Евросоюза уже почти не осталось. И Россия сейчас не знает, как эти отношения с ЕС улучшить. Остается, конечно, энергетический альянс. Но мы видим, что Евросоюз и Россия все больше и больше сползают к геополитическому противостоянию – сначала в Молдавии, затем в Грузии и сейчас на Украине.

Опасность заключается в том, что Россия при нынешнем руководстве может лишиться перспективы собственной европеизации, если этот конфликт с Евросоюзом будет продолжаться. Федеральный канцлер Германии Герхард Шрёдер остается почти что единственным политиком во всей Европе, который пока еще верит в стратегический альянс с Россией. Но ему с трудом удается убедить своих коллег в том, что эту идею все еще надо претворять в жизнь. Политика Шрёдера все больше и больше уходит в изоляцию. Энергетический альянс с Россией действительно нужно спасать. Необходимы новые наработки в этой сфере.

Битва за Украину все больше становится битвой за будущее Европы, но это на самом деле не битва, а борьба двух концепций Европы XXI века. Европейский союз и Америка экспансируют свою цивилизацию на восток. Однако это не завоевание, а просто дух времени, создание демократических институтов, которые продвигаются через глобализацию. Идеи демократии, гражданского общества, прав человека все больше проникают в постсоветское пространство, как показала, в частности, ситуация на Украине.

Многие на Западе вспоминают сейчас речь Путина в Рейхстаге, которая разительно отличалась от того, что он сейчас говорит на встречах с лидерами ЕС. Тогда Путин говорил о значимости общедемократических ценностей, экономического потенциала, вопросов безопасности для построения большой Европы. Я думаю, что к этому еще не поздно вернуться. На самом деле Россия не может потерять Украину. У России и Украины сложились слишком тесные связи. Также Белоруссия будет ориентироваться на Россию. Это в Европе тоже понимают. Но славянскую семью нужно укреплять общими усилиями. Когда Россия поймет, что путь славянских стран может лежать только в общую Европу, то многих конфликтов, которые сейчас возникают у нее с Европейским союзом, больше не будет.

Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
910
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1136
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1036
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1027

Другие новости