Отечественная наука в наши дни переживает не лучшие времена. Несмотря на растущее внимание государства к научной сфере, специалистам, всерьез решившим посвятить себя научной деятельности, чаще всего приходится уезжать за рубеж. Российское образование остается одним из лучших в мире и хорошо оплачивается на Западе. Большинство отечественных НИИ выживают исключительно за счет зарубежных грантов.
Наукоемкие производства в структуре российского экспорта все еще уступают по объемам поставок сырья, что является признаком недоразвитости экономики. Сейчас уже всем очевидно, что без развития науки оздоровить экономику не удастся. Однако денег на науку у государства все еще недостаточно. Приостановить утечку мозгов из России можно, только обеспечив специалистов на родине стабильной оплачиваемой работой. Такую востребованность могут дать ученым научные центры, создаваемые крупными производственными компаниями для осуществления прикладных научных исследований в профильных для компании сферах.
Необходимость открытия частных научных лабораторий возникла с появлением предприятий, имеющих дело с наукоемкими сферами производства. Первые «фабрики мысли» на предприятиях появились в начале XX столетия в США и Японии. Их сотрудники занимались изучением профильных рынков, разработкой новых научных теорий и усовершенствованием технологий производства. Сегодня департаменты научных исследований являются неотъемлемыми структурными подразделениями компаний, работающих в области высоких технологий. Такие гиганты, как LG, Samsung, Pfizer, Siemens, Volkswagen, уже давно сделали ставку на разработку научных технологий в собственных лабораториях, что позволяет им на несколько шагов опережать рынок и быть лидерами в своих отраслях.
Впрочем, собственные научные центры – прерогатива не только компаний, имеющих дело с информационными технологиями, производством сложной электроники или автомобилей. Даже в таких на первый взгляд далеких от науки отраслях, как алкогольная индустрия, наличие мощного научного потенциала может стать значительным козырем в завоевании рынка. Доказательством этого может послужить недавний триумф на мировом рынке одного из крупнейших на сегодняшний день производителей водки – компании «Союз-Виктан», которая уже в ближайшее время войдет в число ведущих операторов рынка России. Научно-исследовательский центр, созданный как структурное подразделение этого предприятия, занимается разработкой новых технологий производства на базе научных открытий, касающихся всех аспектов технологического цикла. За время существования центра компания вошла в тройку мировых производителей алкоголя по количеству патентов на внедренные инновации в производственной сфере. Наличие научного подразделения, насчитывающего более 30 ученых, долгосрочной стратегии прикладных исследований, мощной базы позволяет говорить о предприятии как об одной из самых наукоемких ликероводочных компаний в мире.
Опыт компаний, уже создавших собственные научно-исследовательские центры, свидетельствует, что потенциал таких «фабрик мысли» дает предприятию возможность не только оперативно реагировать на рыночные изменения и стать лидером в своей отрасли, но и активно участвовать в развитии современных технологий. А в масштабах страны создание таких мини-НИИ на российских предприятиях создает рабочие места для молодых ученых и обеспечивает им стабильную оплачиваемую работу. При этом их открытия не уходят на Запад и становятся основой укрепления экономического потенциала страны.