Нити, связывающие Центр с окраинами, становятся все тоньше.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Сочетание огромного пространства России с ее небольшим и постоянно редеющим населением ставит много вопросов, ответы на которые предопределяют судьбу страны на многие десятилетия вперед.
Средняя плотность населения в РФ составляет сегодня чуть более 8 человек на 1 кв. километр. Даже в густонаселенном по нашим меркам Краснодарском крае она лишь немногим превышает 60 человек (в Нидерландах – 389 человек, на Украине – 80).
Но даже и эти показатели неуклонно уменьшаются: население России сокращается почти на 1 млн. человек в год. При этом происходит стягивание остающегося населения в крупных городах Европейской части страны и в регионах Южного федерального округа. Оголяются Крайний Север, Сибирь, Дальний Восток, европейская глубинка. Структура остающегося населения меняется в сторону увеличения доли людей старше трудоспособного возраста.
Если рассматривать долгосрочный горизонт прогнозирования, то при сохранении нынешних тенденций перспективы у России плачевны: нечего и мечтать о вхождении в «золотой миллиард» развитых демократий, зато в полный рост встанет проблема сохранения целостности страны.
═
А нужна ли нам целостная Россия?
═
Но если через несколько десятков лет (а может быть, и раньше) на месте нашей страны окажется десять Швейцарий, где люди (те же самые бывшие россияне) заживут счастливой бюргерской жизнью, то что в этом плохого?
Мне кажется, что так называемый российский патриотизм – во многом миф. Посмотрите, например, на русскоязычное население стран Балтии: несмотря на отсутствие местного гражданства и дискриминационные выпады со стороны властей, наши соотечественники не спешат покидать Эстонию, Латвию и Литву. Все очень просто: рано или поздно им будут предоставлены полные права, а вместе с ними – фактически общеевропейское гражданство со всеми преимуществами свободного передвижения, поиска работы, обучения. А те, кто помоложе, давно уже выучили языки титульных наций и успешно ассимилируются в местном сообществе. Да и многие из наших сограждан с удовольствием покинули бы родные пределы.
Однако отрицательный ответ на вопрос о необходимости целостности России неполиткорректен. Любая политическая сила, согласная с ним, не имеет шансов на успех. Да, каждый конкретный наш гражданин, если речь идет о его частных интересах, прагматичен, но, размышляя о судьбах страны, он тут же начинает испытывать фантомные боли великодержавности. Ему льстит, когда политики встраивают его во что-то уникальное и неповторимое, в том числе своей необъятностью и духовностью.
Поэтому давайте минуем развилку № 1 в пользу необходимости во что бы то ни стало сохранить целостность России.
═
Но что же угрожает этой целостности?
═
Конечно, захватнических войн уже не будет. Глобализация создает совершенно другие геополитические возможности.
Например, массированное инвестирование средств из США, Японии, Южной Кореи, Тайваня, Австралии в развитие нашего Дальнего Востока при определенных условиях (и желании) развернет потоки производимых там товаров с запада на восток. Вслед за товарами в страны АСЕАН потянутся и люди – учиться, работать, отдыхать. Уже сейчас на российском Дальнем Востоке самая распространенная автомашина – японского происхождения, а не отечественные «Жигули». Так же легко могут поменяться и все другие атрибуты будничной жизни. Да, формально это будет российская территория, но фактически дальневосточники станут людьми тихоокеанского сообщества. Для них поездка в Токио или Лос-Анджелес будет куда более нужной, чем посещение Москвы или Новосибирска.
Дальневосточный расклад далеко не уникален для России. По аналогичному сценарию уже развивается калининградская ситуация. При определенных условиях потенциально склонны к нему Карелия, национальные республики Северного Кавказа, Татарстан, Горный Алтай, Тыва.
Как избежать растаскивания страны на фактически суверенные куски в рамках прогрессирующего включения России в мирохозяйственные процессы?
Здесь мы подходим к развилке № 2: максимальная централизация («вертикаль власти») либо реальная децентрализация власти и всей жизни в стране.
Централизация власти, сосредоточение центров даже не принятия решений, а их сущностного обсуждения в нынешних крайне узких пределах резко повышают вероятность дезинтеграционного сценария. Поэтому децентрализация государственной власти и реальное сокращение зоны ее воздействия необходимы для выживания России как целостного образования. Но для того, чтобы описать контуры будущей оптимальной российской государственности, необходимо понять место России в мировом разделении труда и геополитическом контексте в целом.
═
Перед лицом «золотого миллиарда»
═
Но допустим, мы реально повернем в сторону «новой экономики». Здесь перед нами развилка № 3: будем ли мы бежать по шпалам, догоняя поезд, который безнадежно нас обогнал, или все-таки найдем неординарный маневр, позволяющий нам в исторически обозримой перспективе «догнать и перегнать»?
В чем стратегическое конкурентное преимущество России? Прежде всего в ее огромной неосвоенной территории. А значит, Россия может сосредоточить свои ресурсы и накопления на всемерном развитии площадных технологий – прежде всего производства экологически чистых продуктов питания, курортов и рекреации. Речь идет не о возвращении к примитивному сельскохозяйственному производству, а о соединении уже имеющихся в мире современных технологий с колоссальными российскими экологически чистыми площадями. А колоссальные, еще не затронутые активной хозяйственной деятельностью регионы России могли бы стать рекреационными центрами мирового значения.
Коренная переориентация российской экономики приведет к столь же радикальным переменам во многих других сферах общественной жизни.
В случае полноценного вступления в мирохозяйственные связи нам неизбежно придется пойти на закрытие значительного числа неконкурентоспособных предприятий. Всем этим массам людей, оставшихся без работы, надо будет предложить занятость в перспективных секторах российской экономики, предварительно обучив их и создав начальную бытовую инфраструктуру в новых местах проживания.
Должна поменяться и система расселения. Жизнь в мегаполисах станет для многих просто невыгодной – очаги экономического развития рассредоточатся по всей стране. Форсированное развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры позволит вполне комфортно жить не только в малых городах, но и в совсем небольших поселениях. Уже сейчас обеспеченные люди как на Западе, так и у нас стремятся именно к такой модели жизни.
Многие из этих поселений могут стать не просто вынесенными за пределы городов спальными местами, но и центрами высокоинтеллектуальной занятости.
═
Путь к реальному самоуправлению
═
Изменится и организация жизни людей. Местное самоуправление, которое в России сейчас носит формальный и во многом огосударствленный характер, станет наиболее естественным способом управления местных сообществ. Если в больших городах местное самоуправление, какие бы усилия ни предпринимались, вряд ли может стать главной формой общественной жизни (люди там просто не знают друг друга, потому что они спят в одном районе, работают в другом, а развлекаются в третьем), то в малых городах и небольших поселениях этих проблем не существует. Есть хорошее английское слово neighbourhood – соседство. Оно и становится основой для самоорганизации граждан.
Но переход к реальному, а не фиктивному местному самоуправлению потребует перестройки нынешней налоговой системы, а вместе с ней – и организации государственной власти. Если локальные сообщества граждан, желающих самостоятельно заботиться о себе, возьмут на себя львиную долю «социалки», то это потребует полностью направить в местные бюджеты и бюджеты поселений подоходный налог, налоги на имущество физических лиц и на землю, транспортный налог.
Региональная власть будет играть куда меньшую роль, чем теперь. Вмешательство в дела местного самоуправления (в том числе в крупных городах) будет допустимо лишь в строго ограниченных законом чрезвычайных ситуациях, в том числе для оказания финансовой помощи. Наконец, федеральный бюджет будет обеспечивать военную организацию страны, внешнеполитическую деятельность, а также ограниченное число общенациональных программ.
Таким образом, структура государственной власти станет соответствовать потребностям успешного развития страны с большой территорией и разреженным населением. Сами жители России в значительной степени возьмут на себя ответственность за личное и общественное благополучие. Государство станет действительно компактным и эффективным.
* * *
Все, что написано выше, может быть оспорено и опровергнуто. Важно другое – задуматься над тем, что происходит в России, и вовремя отделить зерна прогресса от плевел прошлого.