0
2453
Газета Идеи и люди Интернет-версия

19.10.2004 00:00:00

Надо ли гнаться за ушедшим поездом?

Евгений Гонтмахер

Об авторе: Евгений Шлемович Гонтмахер - доктор экономических наук, профессор, научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций.

Тэги: россия, территория, население, модель, развитие


россия, территория, население, модель, развитие Нити, связывающие Центр с окраинами, становятся все тоньше.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Сочетание огромного пространства России с ее небольшим и постоянно редеющим населением ставит много вопросов, ответы на которые предопределяют судьбу страны на многие десятилетия вперед.

Средняя плотность населения в РФ составляет сегодня чуть более 8 человек на 1 кв. километр. Даже в густонаселенном по нашим меркам Краснодарском крае она лишь немногим превышает 60 человек (в Нидерландах – 389 человек, на Украине – 80).

Но даже и эти показатели неуклонно уменьшаются: население России сокращается почти на 1 млн. человек в год. При этом происходит стягивание остающегося населения в крупных городах Европейской части страны и в регионах Южного федерального округа. Оголяются Крайний Север, Сибирь, Дальний Восток, европейская глубинка. Структура остающегося населения меняется в сторону увеличения доли людей старше трудоспособного возраста.

Если рассматривать долгосрочный горизонт прогнозирования, то при сохранении нынешних тенденций перспективы у России плачевны: нечего и мечтать о вхождении в «золотой миллиард» развитых демократий, зато в полный рост встанет проблема сохранения целостности страны.

А нужна ли нам целостная Россия?

Но если через несколько десятков лет (а может быть, и раньше) на месте нашей страны окажется десять Швейцарий, где люди (те же самые бывшие россияне) заживут счастливой бюргерской жизнью, то что в этом плохого?

Мне кажется, что так называемый российский патриотизм – во многом миф. Посмотрите, например, на русскоязычное население стран Балтии: несмотря на отсутствие местного гражданства и дискриминационные выпады со стороны властей, наши соотечественники не спешат покидать Эстонию, Латвию и Литву. Все очень просто: рано или поздно им будут предоставлены полные права, а вместе с ними – фактически общеевропейское гражданство со всеми преимуществами свободного передвижения, поиска работы, обучения. А те, кто помоложе, давно уже выучили языки титульных наций и успешно ассимилируются в местном сообществе. Да и многие из наших сограждан с удовольствием покинули бы родные пределы.

Однако отрицательный ответ на вопрос о необходимости целостности России неполиткорректен. Любая политическая сила, согласная с ним, не имеет шансов на успех. Да, каждый конкретный наш гражданин, если речь идет о его частных интересах, прагматичен, но, размышляя о судьбах страны, он тут же начинает испытывать фантомные боли великодержавности. Ему льстит, когда политики встраивают его во что-то уникальное и неповторимое, в том числе своей необъятностью и духовностью.

Поэтому давайте минуем развилку № 1 в пользу необходимости во что бы то ни стало сохранить целостность России.

Но что же угрожает этой целостности?

Конечно, захватнических войн уже не будет. Глобализация создает совершенно другие геополитические возможности.

Например, массированное инвестирование средств из США, Японии, Южной Кореи, Тайваня, Австралии в развитие нашего Дальнего Востока при определенных условиях (и желании) развернет потоки производимых там товаров с запада на восток. Вслед за товарами в страны АСЕАН потянутся и люди – учиться, работать, отдыхать. Уже сейчас на российском Дальнем Востоке самая распространенная автомашина – японского происхождения, а не отечественные «Жигули». Так же легко могут поменяться и все другие атрибуты будничной жизни. Да, формально это будет российская территория, но фактически дальневосточники станут людьми тихоокеанского сообщества. Для них поездка в Токио или Лос-Анджелес будет куда более нужной, чем посещение Москвы или Новосибирска.

Дальневосточный расклад далеко не уникален для России. По аналогичному сценарию уже развивается калининградская ситуация. При определенных условиях потенциально склонны к нему Карелия, национальные республики Северного Кавказа, Татарстан, Горный Алтай, Тыва.

Как избежать растаскивания страны на фактически суверенные куски в рамках прогрессирующего включения России в мирохозяйственные процессы?

Здесь мы подходим к развилке № 2: максимальная централизация («вертикаль власти») либо реальная децентрализация власти и всей жизни в стране.

Централизация власти, сосредоточение центров даже не принятия решений, а их сущностного обсуждения в нынешних крайне узких пределах резко повышают вероятность дезинтеграционного сценария. Поэтому децентрализация государственной власти и реальное сокращение зоны ее воздействия необходимы для выживания России как целостного образования. Но для того, чтобы описать контуры будущей оптимальной российской государственности, необходимо понять место России в мировом разделении труда и геополитическом контексте в целом.

Перед лицом «золотого миллиарда»

Но допустим, мы реально повернем в сторону «новой экономики». Здесь перед нами развилка № 3: будем ли мы бежать по шпалам, догоняя поезд, который безнадежно нас обогнал, или все-таки найдем неординарный маневр, позволяющий нам в исторически обозримой перспективе «догнать и перегнать»?

В чем стратегическое конкурентное преимущество России? Прежде всего в ее огромной неосвоенной территории. А значит, Россия может сосредоточить свои ресурсы и накопления на всемерном развитии площадных технологий – прежде всего производства экологически чистых продуктов питания, курортов и рекреации. Речь идет не о возвращении к примитивному сельскохозяйственному производству, а о соединении уже имеющихся в мире современных технологий с колоссальными российскими экологически чистыми площадями. А колоссальные, еще не затронутые активной хозяйственной деятельностью регионы России могли бы стать рекреационными центрами мирового значения.

Коренная переориентация российской экономики приведет к столь же радикальным переменам во многих других сферах общественной жизни.

В случае полноценного вступления в мирохозяйственные связи нам неизбежно придется пойти на закрытие значительного числа неконкурентоспособных предприятий. Всем этим массам людей, оставшихся без работы, надо будет предложить занятость в перспективных секторах российской экономики, предварительно обучив их и создав начальную бытовую инфраструктуру в новых местах проживания.

Должна поменяться и система расселения. Жизнь в мегаполисах станет для многих просто невыгодной – очаги экономического развития рассредоточатся по всей стране. Форсированное развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры позволит вполне комфортно жить не только в малых городах, но и в совсем небольших поселениях. Уже сейчас обеспеченные люди как на Западе, так и у нас стремятся именно к такой модели жизни.

Многие из этих поселений могут стать не просто вынесенными за пределы городов спальными местами, но и центрами высокоинтеллектуальной занятости.

Путь к реальному самоуправлению

Изменится и организация жизни людей. Местное самоуправление, которое в России сейчас носит формальный и во многом огосударствленный характер, станет наиболее естественным способом управления местных сообществ. Если в больших городах местное самоуправление, какие бы усилия ни предпринимались, вряд ли может стать главной формой общественной жизни (люди там просто не знают друг друга, потому что они спят в одном районе, работают в другом, а развлекаются в третьем), то в малых городах и небольших поселениях этих проблем не существует. Есть хорошее английское слово neighbourhood – соседство. Оно и становится основой для самоорганизации граждан.

Но переход к реальному, а не фиктивному местному самоуправлению потребует перестройки нынешней налоговой системы, а вместе с ней – и организации государственной власти. Если локальные сообщества граждан, желающих самостоятельно заботиться о себе, возьмут на себя львиную долю «социалки», то это потребует полностью направить в местные бюджеты и бюджеты поселений подоходный налог, налоги на имущество физических лиц и на землю, транспортный налог.

Региональная власть будет играть куда меньшую роль, чем теперь. Вмешательство в дела местного самоуправления (в том числе в крупных городах) будет допустимо лишь в строго ограниченных законом чрезвычайных ситуациях, в том числе для оказания финансовой помощи. Наконец, федеральный бюджет будет обеспечивать военную организацию страны, внешнеполитическую деятельность, а также ограниченное число общенациональных программ.

Таким образом, структура государственной власти станет соответствовать потребностям успешного развития страны с большой территорией и разреженным населением. Сами жители России в значительной степени возьмут на себя ответственность за личное и общественное благополучие. Государство станет действительно компактным и эффективным.

* * *

Все, что написано выше, может быть оспорено и опровергнуто. Важно другое – задуматься над тем, что происходит в России, и вовремя отделить зерна прогресса от плевел прошлого.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1889
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1190
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
879
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1170

Другие новости