Министерство экономического развития РФ и Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ) заинтересовались опытом Бразилии в реализации крупных инфраструктурных проектов, изучением которого занимались специалисты ИКСИ и Лондонской школы экономики. На семинаре «Бенчмаркинг анализ федеральных целевых программ» специалисты МЭРТа, ИКСИ и Высшей школы бизнеса МГУ сравнили российскую и бразильскую практику работы с приоритетными проектами.
Глава МЭРТа Герман Греф не раз утверждал, что основным тормозом развития российской экономики является отсутствие крупных инфраструктурных проектов. Однако с их реализацией в России все время возникают проблемы – практически все госчиновники выступают против частной собственности на транспортную и трубопроводную инфраструктуру; механизмы концессии не обеспечены необходимым законодательством и тоже не вызывают энтузиазма у представителей власти, а государственных средств на финансирование строительства нефте- и газопроводов, железных и автомобильных дорог, как правило, не хватает. На семинаре российские и западные специалисты предложили МЭРТу обратить внимание на опыт Бразилии, которая при помощи специальной правительственной программы «Бразилия в действии» смогла реализовать большое количество крупных проектов, сохраняя за ними полный контроль государства.
Преподаватель Лондонской школы экономики доктор Майкл Барзелай, изучавший программу «Бразилия в действии», сообщил, что бенчмаркинг представляет собой один из методов систематического сравнения того, как одна и та же задача или функция выполняются различными организациями. «При этом объектом сравнения будут не Россия и Бразилия и даже не Министерство планирования Бразилии и МЭРТ РФ, – подчеркнул он. – Мы будем сравнивать две методологии выполнения одной и той же функции, а именно – реализацию приоритетных проектов. Область изучения можно сузить до функции координации и контроля над реализацией этих проектов. В России этим занимается МЭРТ, в Бразилии – Министерство планирования». Именно в таком подходе экономист видит шанс экстраполировать бразильский опыт на российскую действительность.
В чем заключаются преимущества программы «Бразилия в действии», рассказала ведущий специалист ИКСИ Евгения Швец. По ее словам, президент Ф.Э. Кардозо пришел к власти в 1996 г. на волне успеха преодоления гиперинфляции и достижения относительной макроэкономической стабильности. Однако рост бразильской экономики во многом сдерживался неудовлетворительным состоянием инфраструктуры, нехваткой частных инвестиций, что не давало стране нормально развиваться. Поэтому уже к середине 1996 г. правительство Бразилии определило 42 приоритетных проекта, из которых около половины были инфраструктурными. Реализация этих проектов была обеспечена поддержкой на самом высоком государственном уровне, гарантировалась бюджетным финансированием, а контроль над их исполнением взял в свои руки лично президент Бразилии. Основной идеей программы стала необходимость создания и развития инфраструктуры как главного средства обеспечения экономического роста.
Финансирование программ осуществлялось через государственные и частные источники, федеральные бюджетные фонды, за каждый проект отвечал конкретный человек – менеджер проекта, который имел возможность обсуждать возникающие проблемы лично с высокопоставленными лицами и даже с президентом. Кроме того, была создана информационная система, которая в режиме реального времени отображала текущую иноформацию о состоянии проектов и позволяла вовремя выявлять потенциальные «узкие места» и проблемы и решать их еще до того, как они начинали тормозить развитие.
Широкое информирование общественности о ходе реализации проектов позволило получить целый портфель инвестиций. Пятую часть средств, затраченных на реализацию приоритетных проектов, профинансировал частный бизнес. Его участие в проектах позволило снизить их издержки, поскольку за свои деньги предприниматели хотели получить максимальную эффективность программ. Государственные компании вместе с федеральным бюджетом и Национальным банком социального и экономического развития обеспечили около половины всех инвестиций, еще около трети профинансировали различные фонды.