– Виктор Алексеевич, президент советовался с Советом Федерации, с вашим комитетом? Как вы оцениваете его инициативы?
– Создается новая система безопасности в России. Этот вопрос давно назрел. Об этом мы не раз говорили. Давали предложения и в Кремль, и в правительство. Например, что нужен единый центр по управлению кризисными ситуациями на той или иной территории, это очень правильное решение. Но кроме этого должна быть законодательная подпитка. И здесь, я считаю, есть большое поле деятельности для парламента.
Сегодняшнее состояние нашего законодательства в области национальной безопасности и борьбы с терроризмом осталось еще в ХХ веке. Концепция национальной безопасности была утверждена Владимиром Путиным в январе 2000 года, когда он исполнял обязанности президента. А закон о безопасности РФ принят еще Верховным Советом РФ в 1993 году. Думаю, что без уточнения оценки угроз национальной безопасности нельзя выработать адекватные меры по их нейтрализации. Эти меры, к сожалению, не вполне отвечали новым угрозам XXI века, и прежде всего угрозам со стороны терроризма.
Мы давали свои предложения еще после теракта на Дубровке. Но все это где-то, как говорится, залежалось на полках. И вот только сейчас, я надеюсь, принимается комплекс, целостная система антитеррористических мер.
– Как вы относитесь к идее министра обороны наносить превентивные удары по базам террористов?
– С психологической точки зрения заявления на этот счет могут иметь место. Но с точки зрения международного права, если у нас не будет в основе решения Совета Безопасности ООН, то мы можем пойти по принципу двойных стандартов, то есть повторить Ирак. То, что нас поддерживают в этих заявлениях американцы и англичане, вполне логично. Потому что они пошли в обход международного права и для них такие заявления – обыденность┘
– То есть вы считаете, что подобные заявления – пропагандистская акция Минобороны?
– Это психологический шаг, с одной стороны. С другой стороны, если мы действительно будем иметь данные о том, что в той или иной стране находятся базы боевиков, которые готовят террористов, я думаю, что при том настрое, который есть сегодня в международном сообществе, в том числе в Совете Безопасности ООН, мы можем получить юридически обоснованное право нанесения таких ударов. Но для этого нужно иметь достаточно четкую доказательную базу, чтобы убедить тех, кто наравне с нами в СБ ООН принимает решение.
– Как вы относитесь к предложениям некоторых политиков «закрутить гайки» – то есть усилить меры по регистрации, контролю. Насколько это может далеко зайти и нужно ли нам это «военное положение»?
– В рамках действующей Конституции и законов о военном и чрезвычайном положении президент страны может принять меры и военного, и чрезвычайного характера. Для этого соответствующий указ президента должен поступить в Совет Федерации, и с одобрения верхней палаты такие меры могут быть приняты.
– Вы ожидаете их сейчас?
– Все будет зависеть от развития событий. В законе о военном положении прописано, что президент РФ может ввести на всей территории или части территории РФ военное положение в условиях нападения или угрозы нападения на нашу страну со стороны другого государства или коалиции государств. Терроризм, как мы знаем, не имеет ни национальности, ни границ, ни вероисповеданий. Но в данном случае, как мне кажется, все равно принятие тех мер, которые заложены в этом законе, могли бы в определенных условиях способствовать если не нормализации, то локализации возможных очагов нестабильности. Хотя понятно, что все это должно быть в рамках Конституции.
А вот на те меры, которые сегодня предлагаются в рамках миграционной политики, действительно надо посмотреть. Сегодня количество мигрантов, особенно незаконных, на территории РФ очень велико. Это касается паспортно-визового контроля, регистрации, проверки документов у граждан. То есть необходим элементарный порядок в этих вопросах. Обращаю внимание: не ужесточение мер, а наведение элементарного порядка. И наше законодательство сегодня это позволяет сделать. Когда мы говорим об ужесточении мер контроля, мне кажется, здесь нужно вести речь не столько об ужесточении наших законов, правил и т.п., сколько об ужесточении спроса с тех должностных лиц, которым предписано ныне действующим законодательством выполнять свои обязанности.
– В связи с терактами цифры расходов на оборону и безопасность на 2005 год пересмотрены в сторону увеличения. На ваш взгляд, это правильно?
– Казалось бы, куда еще больше увеличивать средства на оборону и безопасность? Но президент все же принял на днях такое решение. В проекте одна треть бюджета на 2005 год пойдет на оборону и безопасность. Ваш брат журналист уже давно называет наш бюджет военно-полевым. И в этом плане должен быть организован очень четкий контроль за расходованием денежных средств. Не открою большого секрета, если скажу, что при любой проверке любых статей расходов военного бюджета выявляется достаточно большой перечень нарушений, нецелевого расходования денежных средств, а иногда и прямое их хищение.
Наша позиция состоит в том, чтобы в тех ассигнованиях, которые сегодня идут на содержание Вооруженных сил и других силовых структур, добиться их оптимизации. В то же время, к примеру, Государственная программа вооружения, безусловно, требует оперативного пересмотра. Увеличение военного бюджета не должно быть единовременным актом. В определении расходов на оборону и безопасность должны быть приняты долгосрочные и неординарные меры. Нужно найти дополнительные источники финансирования этих сфер. Сегодня их может быть несколько. Первое, это Стабилизационный фонд. И если мы из этого Стабилизационного фонда направим средства на закупку вооружения и военной техники, я думаю, что это не приведет к росту инфляции, о которой мы любим говорить в Министерстве финансов РФ. Во-вторых, (в кулуарах Совета Федерации такая идея уже обсуждается), можно ввести вновь налог с оборота 0,5% на два года и все эти средства направить в Фонд противодействия терроризму. Сделать этот фонд прозрачным. Пускай это будет непопулярной мерой, с одной стороны. Но с другой, как мне кажется, любой работодатель, любой работник, любой предприниматель сегодня заинтересован в антитеррористических мерах.
Также в проекте постановления заседания Совета Федерации, которое намечено на 20 сентября, мы планируем предложить правительству РФ совместно с Госдумой при принятии госбюджета на 2005 год предусмотреть увеличение ассигнований на специальные подразделения, пересмотреть методику формирования федеральных адресных инвестиционных программ для военнослужащих.
– Многие политики высказываются за возрождение военно-промышленного комплекса. Предлагают создать Министерство военной промышленности. Как вы относитесь к этим идеям?
– Положительно. И первые шаги здесь уже сделаны. В рамках Минобороны сформированы федеральные службы по гособоронзаказу, военно-техническому сотрудничеству. Но мне кажется, что для такой страны, как наша, где треть бюджета тратится на оборону и безопасность, нужно все-таки иметь министерство, чтобы эффективно управлять средствами военного бюджета. Министерство оборонной промышленности – востребованная идея. По крайней мере в Челябинске в феврале 2004 года, когда мы проводили выездное заседание комитета, где рассматривали вопросы правового обеспечения функционирования ВПК, в одной из рекомендаций правительству было сказано о возможности восстановления Миноборонпрома.
– Поднят вопрос о возможной отмене отсрочек для призывников. Как вы относитесь к такой перспективе?
– В нашем комитете мы стоим на том, чтобы не расширять количество отсрочек от военной службы. Хотя понимаем, что, скажем, надо уменьшить количество военных кафедр в вузах. В некоторых из них подготовка ниже, чем, скажем, в учебных подразделениях, где готовят сержантов. Мы согласны с тем, что надо упорядочить прохождение службы юношами в милиции, пожарных, таможенных органах. В них надо принимать только тех людей, которые прослужили в армии.
– Но ряд депутатов и политиков заговорили об отмене отсрочек для студентов.
– Я скажу так: не нужно кидаться из стороны в сторону. Чтобы оставался надежный научный потенциал государства, надо сохранить существующую систему, связанную с продолжением образования. И это позиция нашего комитета.
– Но ведь не секрет, что проект закона на этот счет уже готовится?
– Да, в Генеральном штабе уже прорабатывается данная проблема. Минобороны готовит проект закона об отмене ряда отсрочек. Но его пока никто не видел. Наше участие в разработке данного документа осуществляется только на уровне идей. И мы свою позицию высказываем.