Мы неспособны производить оружие пятого поколения
В прошлом году в США был подготовлен для государственного департамента и других соответствующих структур закрытый доклад. В нем обрисованы пять степеней будущих войн. Сейчас применительно к США степень четвертая – постиндустриальная война. Ее США уже продемонстрировали всему миру в Югославии, два раза в Ираке. А наша Россия способна вести только войну третьего поколения, как в Афганистане, Чечне, поскольку растеряла очень многое из технического задела СССР и не способна по большей части выпускать вооружения четвертого и пятого поколений. Это прежде всего связано с утратой серийного производства техники и вооружений. Правда, в последнее время стали утверждать, что у нас большой, в 5 миллиардов долларов, экспортный потенциал. Но 90% этого капитала – поставки истребителей в Китай и Индию, а также продажа инозаказчику трех эскадренных миноносцев проекта 956. А остальное все мелочь. Даже по обслуживанию ранее проданной боевой техники наше государство утратило на мировых рынках свои позиции. Так, вертолетостроительная фирма «Миль» продала в разные страны десятки тысяч своих вертолетов. Но обслуживают их не она, а иностранные компании. Налицо утрата прав собственности отечественных фирм. Поэтому ни о каком качестве речь не может сейчас вестись.
Состояние отечественных кадров, технологий, производства, разработки военной и техники двойного назначения откровенно показывают, что проблема обеспечения качества уходит все дальше в дальний угол отечественной экономики. Даже при последнем реформировании нашего правительства вопросы обеспечения качества промышленной продукции задвинуты в дальний угол от тех структур и руководителей, которые принимают решения по нашей промышленности. Парадоксально, но в рыночной экономике о качестве продукции никто у нас не говорит. В Минобороны, других ведомствах за последние годы ни на одной коллегии не поднимались вопросы о качестве вооружений. Так что потеря качества оборонной продукции, в общем-то, объективный процесс, которому можно дать объективную оценку. Ведь первый удар по качеству в нашей стране был нанесен ликвидацией Госстандарта РФ. Сейчас вместо этого органа служба технического регулирования. Пока еще никто не знает, чем она занимается. А тем временем в России система качества строится по отдельным предприятиям и в том числе и по отдельным хозяевам заводов. Уже утрачена единая нормативно-правовая база качества продукции, а в результате выпускаются изделия с браком.
По-прежнему не решается у нас проблема внедрения в производство новейших технологий качества, таких как CALS. Это прежде всего информационное обеспечение, которое приводит к высочайшему качеству продукции. Однако некоторые руководители утверждают, что у них на предприятии они уже введены. Но на закупку иностранных компьютерных программ CALS затрачены сотни тысяч долларов. Однако даже несколько прекрасно оборудованных и оснащенных заводов в целом не решат в государстве проблему качества оборонной продукции. Многие изделия собираются из сотен тысяч деталей, узлов, которые производятся в оборонном комплексе страны. Поэтому на этапах разработки, производства сложнейшего вооружения, техники без госстандартов качества будут происходить сбои и производиться бракованная продукция. Однако этой проблемой в стране никто, кроме общественной Академии проблем качества, не занимается. В созданном Федеральном агентстве промышленности всего 500 сотрудников. Разве они способны руководить такой огромной промышленностью, да еще решать сложнейшие проблемы перестройки производства на выпуск первоклассной продукции? Поэтому, на мой взгляд, не решив проблемы качества в промышленности, практически невозможно перевооружить нашу армию на вооружение и технику четвертого-пятого поколения. Для этого надо создать информационную базу, новейшие технологии производства в ОПК, новые материалы. Ведь пятое поколение боевой техники – это уже системы реального времени со встроенной системой объективного контроля, саморегулирования настройки техники и еще со многими другими новейшими функциями. К сожалению, сейчас этого нельзя обеспечить в нашей промышленности, где нет элементной базы, математического обеспечения, специалистов.
Из досье «НГ»
Анатолий Петрович Ситнов, – начальник вооружения Вооруженных сил РФ (1994–2000 гг.).