Последние два года самой стабильной и высокой популярностью у интернет-аудитории пользуются Гарри Поттер и Масяня. Именно их ищут в рунете 24 часа 365 дней в году. Масяня, по всей видимости, успела настолько полюбиться пользователям и телезрителям, что стала как бы атрибутом интернета, его постоянным жителем. В прошлом году она исчезла из киберпространства, но никто этому не поверил. Масяню искали, ищут и, видимо, будут искать. Сейчас она вышла из подполья, но находится в творческом отпуске.
Мальчик по имени Гарри – персонаж явно другой сказки, и его потенциал популярности, вообще говоря, безграничен. Если Масяня очень национальна по характеру своих шуток и по тематике роликов, то Гарри Поттер – универсальный продукт, словно сделанный для того, чтобы искать информацию о нем в интернете. Раньше пик запросов приходился на время премьеры в России очередной серии. Потом российские поклонники творчества Роулинг поняли, что интернет может дать им свои бонусы. Теперь наибольшее количество запросов приходится на растянутый период между западной и российской премьерами.
Недельное число поисковых запросов к Рамблеру
Вместе Поттер и Масяня – бессменные лидеры по популярности. Ни одно живое или вымышленное лицо не пользуется такой любовью интернет-пользователей.
Но отдельные громкие события могут вызвать резкий всплеск количества запросов. Так было после трагедии в Кармадонском ущелье – тысячи пользователей набирали в поисковых системах имя Сергея Бодрова.
Говоря о тех, кого ищут в интернете больше всего, нельзя не сказать об участницах «Евровидения». В прошлом мае рунет болел за дуэт «Тату». В этом году сердца рунетчиков завоевала Руслана Лыжичко. Такова была в общих чертах картина популярных персонажей: каждый май летящую звезду вбрасывало «Евровидение», а в основное время Гарри Поттер тузился с Масяней.
Может показаться странным, но даже в период выборов рунет сохранял относительное равнодушные к политическим фигурам. Интерес к Путину оставался стабильно высоким. Интерес к другим политикам временами вспыхивал, но быстро угасал. Кратковременный всплеск интересов вызывали назначение Фрадкова, арест Ходорковского, исчезновение Рыбкина. И все же в уставшем от политической жизни рунете до Гарри Поттера и Масяни государственные мужи не дотягивали. В общем-то, их даже соперниками нельзя назвать.
Зимой прошлого года на короткий срок вспыхнул интерес к оратору в банной простыне, жестко и нецензурно высказывающемуся о президенте США Джордже Буше. Строго говоря, интерес вызывал не сам купальщик как таковой, а видеозапись его перформанса, опубликованная на ряде сайтов.
Владимир Вольфович, вероятно, уже привык к той ситуации, что чем крупнее скандал, в который он вовлечен, и чем абсурднее его содержание, тем сильнее поддержка его избирателями.
С Киркоровым ситуация другая. Скандал с самого начала обрел жизнь в интернете. Новость о видеозаписи пресс-конференции облетела интернет-общественность всего за несколько дней. Можно сказать то, что происшествие с Киркоровым, – это идеальная модель скандала для интернета. Потенциал негативной реакции публики на поведение поп-звезды гораздо выше, чем потенциал одобрения. Выругавшись на пресс-конференции, Филипп Бедросович сделал, сам того не ведая, беспрецедентный шаг. Вернее, не шаг, а смелый прыжок в пучину информационной непредсказуемости и стихии. Чем обернутся несколько бранных слов, покажет только время. Очевиден эффект бабочки: малое воздействие вызывает несоизмеримо большие последствия. Без интернета эта ситуация просто невозможна.
Пока же происшедшее войдет в историю рунета только как самый крупный скандал. Еще ни разу само слово «скандал» не появлялось так часто в запросах к поисковым машинам, как в июне 2004-го – добрый десяток тысяч раз в неделю. Предыдущий рекордсмен Владимир Жириновский оставлен далеко позади. Хотя он, наверное, стратегически правильнее выбрал противника.