0
1639
Газета Идеи и люди Интернет-версия

02.07.2004 00:00:00

МВД меняет стратегию

Тэги: нургалиев, мвд, реформа


нургалиев, мвд, реформа Возглавив МВД, Рашид Нургалиев твердо намерен добиться конкретных результатов от своих подчиненных.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Реформа Министерства внутренних дел, о необходимости которой так долго говорили, вступает в активную фазу. Начало ей положила памятная февральская смена кабинета, после которой удержаться в министерских креслах удалось всего восьми министрам из тридцати трех, входивших в кабинет Михаила Касьянова, а также двум временно исполняющим обязанности министров – в том числе Рашиду Нургалиеву. Согласно наблюдениям аналитиков, назначение на пост министра внутренних дел выходца из ФСБ с точки зрения сегодняшней властной стратегии – ход вполне логичный. Нургалиев – уже не первый чекист в милицейской структуре. Правда, стоит отметить, что прежние фээсбэшные кадры в силу тех или иных обстоятельств зачастую покидали МВД. Нургалиев же обосновался там довольно прочно. Судя по всему, именно на него власть делает ставку в планируемой реформе органов внутренних дел. Во всяком случае, большинство представителей политической элиты оценивают его профессиональные качества весьма высоко. Например, по словам первого вице-спикера Госдумы Любови Слиски, Нургалиев – специалист достаточно высокого уровня, всю жизнь проработал в органах безопасности, в МВД. Опыт у него большой, и, конечно, этот человек на своем месте.

Примечательно, что именно с подачи Нургалиева была создана комиссия по реформированию министерства. Еще в прошлом году МВД разослало в заинтересованные инстанции – Кремль, правительство, Совет Федерации, Госдуму – предложение о создании Сил специальных операций (ССО). Под документом стоит подпись тогдашнего заместителя министра внутренних дел Рашида Нургалиева. Термин «силы специальных операций», как и сама идея глобализации структур безопасности, позаимствован у США, но их практический смысл несколько иной. Скажем, если американские ССО являются одним из главных инструментов для усиления военного и политического влияния США в первую очередь за рубежом, то отечественные ССО – изобретение скорее для внутреннего использования.

По замыслу генерала Нургалиева, существующие в рамках МВД различные ОМОНы, СОБРы, ОМСНы (отделы милиции спецназначения) и СОМы (сводные отряды милиции) должны быть как можно скорее сведены в общую структуру с единым управлением. Если учесть, что всего таких отрядов насчитывается порядка 120 (подразделение ОМОНа имеется в каждом российском городе с численностью населения свыше 300 тысяч), то будущие Силы спецопераций получатся более чем внушительными – свыше 20 тысяч человек. И всеобъемлющими – от Калининграда до Владивостока.

Предполагалось, что ССО станут наиболее боеспособной частью будущей федеральной гвардии, в которую преобразуют нынешние внутренние войска МВД. Во внутренних войсках помимо трех полнокровных дивизий оперативного назначения (Москва, Ростов-на-Дону, Новочеркасск) и 46-й бригады, дислоцированной в Чечне на постоянной основе, должны были появиться еще шесть отрядов специального назначения численностью в 3,5 тысячи «краповых» беретов. К 2004 году внутренние войска, а соответственно и отечественные ССО, планировалось пополнить уже десятитысячным отрядом спецназовцев. С 2005 года должно было начаться перевооружение этой антитеррористической армии новейшими образцами стрелкового оружия и боевой техники. Применяться Силы специальных операций должны были в первую очередь в Чечне. В недалекой перспективе ССО, а также воинские формирования других силовых ведомств должны были перейти под контроль новой структуры – Совета обороны.

Разумеется, на столь глобальную реформу средств не оказалось. В МВД были подготовлены несколько проектов нового реформирования и переименования своих подразделений. В частности, предполагается, что при МВД будут созданы несколько новых федеральных служб – служба расследований (ФСР, которая объединит все оперативные главки – уголовный розыск, Следственный комитет, ГУБЭП, ГУБОП и т.д.), служба общественной безопасности (ФСОБ, которая объединит патрульно-постовые подразделения, участковых, ГИБДД и т.д.). Но и в том виде, что предусмотрена нынешним планом реформирования МВД, преобразование структуры выглядит делом нелегким. Тем более учитывая тот факт, что в России с большой опаской относятся к любой интеграции спецслужб. Так или иначе, совершенно очевидно: один из родоначальников идеи реформирования МВД Рашид Нургалиев столкнется с серьезными трудностями в процессе ее исполнения. Кстати, с руководителями высшего звена Нургалиев начал консультации еще в марте. В частности, он поднял вопрос о том, что в ближайшее время может произойти слияние органов дознания со следствием.

Тем не менее по-чекистски незаметная, внутренняя реформа в определенном смысле уже началась. Очень скоро после своего утверждения в должности врио Нургалиев принципиально поменял политику МВД. Он начал с того, что сразу же отказался от заведенной прежним министром практики публичного самобичевания милиции и постоянных разоблачений оборотней в погонах. «Нургалиев недавно проводил серьезные консультации о судьбе ГУСБ, – рассказал источник в МВД. – На них он прямо сказал, что это управление перегибает палку и должно больше заниматься не громкими показательными арестами, а профилактикой преступности среди милиционеров».

По словам сотрудников органов внутренних дел, уже сейчас можно говорить о том, что сменился сам подход к оценке работы. Похоже, период победоносных рапортов и постоянного снижения уровня преступности на бумаге остался в прошлом. Нынешнее руководство министерства хочет видеть конкретные результаты деятельности своих подчиненных. Более того, на серии пресс-конференций Нургалиев заявил, что МВД не собирается сдавать позиции и намерено по-прежнему заниматься самыми важными вопросами национальной безопасности – такими, как борьба с терроризмом и коррупцией.

Похоже, в этом вопросе у Нургалиева есть весьма определенный кредит доверия власти, несмотря на недавние трагические события в Ингушетии. По словам члена комитета Госдумы по безопасности Геннадия Гудкова, «Рашид Нургалиев зарекомендовал себя как крепкий профессионал, который длительное время занимается именно оперативной работой, поэтому возлагать всю ответственность за налеты боевиков на Ингушетию на МВД и его нового руководителя неправильно». Геннадий Гудков полагает, что не МВД, а ФСБ должно возглавить контртеррористическую операцию, поскольку это прежде всего «дело спецслужб». «Если сейчас произойдет смена руководства МВД, то это еще более отбросит нас от успешного решения проблемы борьбы с терроризмом», – полагает Гудков и призывает помочь «весьма грамотному министру, прежде всего путем формирования специальных мобильных и оснащенных современным вооружением и техникой отрядов».

Такой же точки зрения придерживается экс-директор ФСБ Николай Ковалев. Он считает, что координация всей работы по борьбе с боевиками и террористами должна быть возложена не на МВД, а на Совет безопасности. По его словам, Нургалиев является опытным профессионалом именно по части оперативной работы, а также крепким руководителем. «Но министр, будь он даже семи пядей во лбу, не сможет обеспечить хорошую координацию работы всех спецслужб уже хотя бы потому, что во главе их тоже стоят руководители в ранге министров», – говорит Ковалев.

С ним согласен первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков. Он считает, что выводы в связи с нападением боевиков на Ингушетию должны быть сделаны, однако предостерегает от «скоропалительных кадровых решений». «Кто-то предлагает отстранить от должности главу МВД Рашида Нургалиева. Считаю, это было бы неправильно – человек на своем месте». И более того, такое решение было бы лишь на руку затеявшим «кровавую операцию», – отмечает он. Первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска высказывается еще жестче: «Сейчас надо отказываться от советской привычки: чуть что случится – искать стрелочника». По ее словам, не правы те, кто говорит о необходимости наказать руководство МВД и, в частности, его главу Рашида Нургалиева за то, что боевикам удалось провести свою акцию с многочисленными жертвами в Ингушетии». «А где были разведка, агентура, спецслужбы?» – спрашивает она.

С приходом Нургалиева возникла еще одна тема, которая до сей поры тщательно замалчивалась, – экстремистские молодежные группировки. Новый министр стал, по сути, первым представителем силовых структур, прямо заявившим о существовании в России скинхедов, поскольку до последнего времени их мягко именовали хулиганами. Сам факт того, что убийство таджикской девочки в Санкт-Петербурге было взято Нургалиевым под личный контроль и в итоге раскрыто, причем в кратчайшие сроки, говорит о многом.

Одним из приоритетных направлений работы МВД Нургалиев считает международное сотрудничество правоохранительных структур. В сущности, мысль не нова, но ее реализация началась лишь сейчас. Причем задачи этой совместной работы, по большому счету, определять не надо. Их определяет сама ситуация на территории Содружества. Криминальные связи и механизмы преступной деятельности глубоко интегрированы в первую очередь в рамках государств – участников СНГ. Фактически оказались размытыми границы для финансовых потоков, направляемых на подпитку международных террористических организаций, в том числе и бандформирований Северного Кавказа, засылку в страны СНГ и в Россию эмиссаров, распространяющих идеи экстремизма и радикальных религиозных течений. Эти проблемы, в свою очередь, тесно связаны с незаконной миграцией. Практически работа ведется по всем этим направлениям, заявил Нургалиев в одном из интервью, мы научились совместно оперативно реагировать на динамичные изменения криминогенной обстановки и незамедлительно принимать соответствующие меры.

И действительно, сегодня уже можно говорить о том, что создана международно-правовая основа для борьбы с преступностью. Так, на основе Соглашения о сотрудничестве между МВД России и МВД Республики Беларусь разработаны совместные документы по линиям служб. Например, программа борьбы с различными формами организованной преступности на территории России и Белоруссии на период 2003–2005 годов, Концепция развития систем информационного обмена и связи между органами внутренних дел двух стран, и т.д. При этом сам Нургалиев считает, что самое важное – это взаимодействие не только на управленческом уровне, но и непосредственно между отраслевыми подразделениями. Сотрудники милиции приграничных областей при проведении мероприятий, связанных с преследованием и задержанием преступников, и в других случаях, когда требуется немедленное реагирование, уже не обращаются в вышестоящие инстанции, а связываются друг с другом напрямую. А такого рода совместные операции позволяют обеспечить четко скоординированную работу органов внутренних дел одновременно на территории нескольких государств. Неудивительно поэтому, что такие спецмероприятия приносят весьма ощутимые результаты. Так, в феврале этого года во время мероприятий «Алкоголь-2004» из незаконного оборота были изъяты тонны алкогольной продукции, а предотвращенный ущерб бюджетам сразу нескольких государств исчисляется сотнями миллионов. В ходе операции «Табак» из незаконного оборота изъяли 262 миллиона сигарет и 11 тонн табачного сырья.

Как показывают результаты работы, нашим министерствам все же удается время от времени успешно взаимодействовать в раскрытии и расследовании преступлений. Безусловный плюс – постоянная практика совместных оперативно-профилактических операций. Кстати, особенно наглядно это взаимодействие проявляется в приграничных областях России и Белоруссии. Очередь за другими партнерами по СНГ. Пожалуй, на сегодняшний день наиболее серьезными для российских спецслужб являются две проблемы: преступления террористического и экономического плана. Насколько МВД в состоянии решить первую из них – говорить сложно. И все же определенные шаги в этом направлении делаются. С точки зрения Нургалиева, милиция должна не ликвидировать последствия терактов, а предотвращать их. Ни для кого не секрет, что та самая оперативная база, которая когда-то составляла предмет особой гордости милиции, сегодня практически сведена к нулю. Удастся ли Нургалиеву ее восстановить – пока вопрос. Тем не менее не так давно министр отметил, что оперативно-технические и поисковые подразделения могут использоваться гораздо шире и грамотнее, чем это происходит сейчас. Разумеется, для этого требуются средства: ведь то же самое техническое оснащение оперативных подразделений (даже тех, что занимаются борьбой с терроризмом) несравнимо с зарубежными аналогами. Что касается аналитической базы, здесь ситуация еще хуже. Просто потому, что специалистов в области, скажем, исламоведения и вообще ближневосточного узла в милиции просто нет. Кстати, идея укрепления межгосударственных связей, озвученная Нургалиевым, вполне возможно, сыграет на руку МВД РФ. Во всяком случае, как только появится единый банк данных правоохранительных органов стран СНГ (о чем министр заявил на совещании силовиков в Кишиневе), поиск членов террористических организаций значительно упростится.

Если каждая сторона будет действовать сама по себе, без постоянного обмена информацией и координации действий, результаты будут довольно скромными, заявил Нургалиев. Действительно, любой сотрудник того же Центра Т при ГУБОП СКМ хорошо знает, насколько порой проблематично получить материалы из Узбекистана или Азербайджана. Попытки Нургалиева переломить ситуацию выглядят обнадеживающе. Не так давно удалось обнаружить и перекрыть ряд каналов поставки оружия и наркотиков в Россию и в Беларусь. Во время проведения совместной с белорусами операции «Розыск» был задержан не один десяток граждан, скрывавшихся от следствия, в том числе те, кто был объявлен в межгосударственный розыск.

Что касается второй проблемы – экономических преступлений, здесь положение усугубляется так называемой национальной спецификой. Как говорится, что охраняешь, то имеешь. Результаты приватизации по-русски известны, первоначальное накопление капитала стало и окончательным. После чего немалая часть этого капитала уверенно осела в зарубежных банках. В одном из первых своих выступлений в новой должности Нургалиев обозначил борьбу с экономическими преступлениями как одно из основных направлений работы МВД. Судя по громкому делу бывшего Госкомрыболовства, можно сдвинуть уголовное дело такого уровня с мертвой точки. Ведомство Рашида Нургалиева поймало тех, кто за взятки предоставлял квоты на вылов минтая.

Словом, реформа по Нургалиеву в структуре МВД уже начата. Сегодня практически все комментаторы сходятся в одном: выходец из ФСБ стал своим в милицейских рядах, так что и проблем с руководством своей службой не испытывает. Пока вся милицейская рать едина в своем убеждении: Нургалиев именно тот министр, которого в МВД давно ждали. Насколько эта оценка соответствует действительности, покажет время.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Один солдат на свете жил

Один солдат на свете жил

Алексей Смирнов

К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы

0
1042
Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Екатерина Трифонова

Единого федерального ведомства по делам приезжих иностранцев пока не просматривается

0
1269
До ста пяти поэтом быть почетно

До ста пяти поэтом быть почетно

Сплошное первое апреля и другие стихи и миниатюры

0
792
Ему противны стали люди

Ему противны стали люди

Дмитрий Нутенко

О некоторых идеях прошлого сейчас трудно говорить, не прибегая к черному юмору

0
200

Другие новости