0
1085
Газета Идеи и люди Интернет-версия

08.06.2004 00:00:00

Выставка достижений или генератор реформ?

Константин Косачев

Об авторе: Константин Иосифович Косачев - председатель комитета Государственной Думы РФ по международным делам.

Тэги: g8, путин, значение, запад


g8, путин, значение, запад Владимир Путин уверенно себя чувствует среди участников саммита G-8. Эвиан, июнь 2003 г.
Фото Reuters

Политики и дипломаты довольно часто сталкиваются с ситуацией, когда приходится соотносить реальные возможности страны – экономические, политические, военные – с теми задачами, которые ставятся в международном контексте. Это не означает, что международное влияние страны находится в строгой пропорции к ее объективному «весу» – будь то вклад в мировой ВВП, количество боеголовок или наличие постоянного места в Совете Безопасности ООН. Однако связь тут, разумеется, существует. А потому, когда соотношение нарушается в ту или иную сторону, это всегда событие и повод для размышления.

В России еще памятно время, когда могущество СССР позволяло выстроить и поддерживать в относительной управляемости целый блок, способный с переменным успехом противостоять экономически явно более эффективному Западу. Еще свежи воспоминания о том, как Советский Союз конца 80-х, пребывающий в эйфории от «братания» с Западом, легко и свободно, в добровольном и бескорыстном порядке расставался с важными знаками своего международного влияния. Это делалось, безусловно, в расчете на ответные односторонние шаги прежних противников по холодной войне, а потому не становилось предметом переговорного «торга» и соответствующих международных соглашений.

Итог оказался в высшей степени отрезвляющим. Падение международного авторитета страны стало чуть ли не более ощутимым, чем экономический, политический и идеологический кризисы, поставившие под удар само существование российской государственности. Результатом именно той «ямы» в международных позициях России и явилось отсутствие эффективных рычагов влияния на многие процессы, непосредственно затрагивающие наши интересы. Пожалуй, впервые за последние десятилетия, а то и столетия, мы столкнулись с ситуацией, когда многие принципиальные для России вопросы могли бы решаться без реального учета ее мнения. Это касается, в частности, продвижения к нашим границам ЕС и тем более Североатлантического альянса.

По мере того как ядерный потенциал и угроза его применения перестает быть главным критерием оценки «веса» страны, возрастает желание применить иные критерии ее состоятельности: в первую очередь – экономический, а также приверженность демократии и общим ценностям. Именно исходя из такого подхода время от времени появляются желающие вернуть G-8 в формат «семерки» экономически развитых демократий, которые бы постепенно получили де-факто право на создание основ нового мирового порядка. Но этому процессу окончательного превращения «семерки» в «клуб экономико-демократических гедонистов» помешало появление на горизонте абсолютно новых угроз, в первую очередь – терроризма.

Есть и другие веские основания, по которым Россия с ее «подозрительной» демократией и не самой развитой экономикой оказалась объективно необходимой державам-лидерам. Это связано с планами реформирования мировой системы, которое уже фактически началось. Очевидно, доводы в пользу участия России в этом процессе в итоге перевесили все аргументы (а таковых, очевидно, немало), препятствующие учету ее мнения при осуществлении глобальных реформ. И это можно считать едва ли не самым важным достижением политики России последних лет. Запад осознал, что мир лучше менять с нашей страной на своей стороне, чем имея Россию в качестве решительного оппонента.

Весьма любопытно проследить за тем, какие аргументы на сей счет приводят в самих ведущих странах Запада. Айра Cтрос (Ira Straus), американский координатор комитета НАТО по Восточной Европе и России, в статье «Что такое «большая восьмерка» и почему в нее входит Россия?» («In The National Interest», 17.05.04) говорит, в частности, о том, что участие России в «восьмерке» не менее, чем нашей стране, выгодно самой этой организации, поскольку оно делает ее подлинно «пансеверной»: «Когда Север объединен, мир становится достаточно сплоченным; когда он разъединен, мир погружается в конфликты, как это было на протяжении XX века». Очевидно, что нестабильность на Ближнем Востоке и во всем мусульманском мире заставляет ведущие державы Запада с новой остротой ставить вопрос о реальности противостояния по линии Север–Юг, в условиях которого без России на большом пространстве Севера возникает зияющая брешь.

Весьма убедительно звучит утверждение о том, что несомненным плюсом «восьмерки» является отсутствие на ней печати холодной войны, наличие которой у иных евроатлантических институтов не позволяет России проникнуться доверием к ним. Она менее формализована, более гибка при согласовании позиций, но при этом является важнейшим инструментом интеграции ведущих стран Запада. Айра Строс указывает на часто встречающееся на Западе принципиальное непонимание роли и назначения «большой восьмерки», которое и приводит к ошибочным выводам о необходимости исключить из нее Россию: «В действительности «большая восьмерка» не является клубом демократических государств, как не является и школой демократии, а также местом, где следует оценивать чистоту демократии в конкретно взятой стране┘ «Большая восьмерка» – практический институт для решения общих проблем».

Не стоит, впрочем, недооценивать и экономический аспект заинтересованности в России ведущих мировых держав. Как показал иракский кризис, сырьевая зависимость от нестабильных регионов может уже в ближайшем будущем составить серьезную проблему для всех государств «восьмерки». Если же учитывать амбиции набирающих силу экономик Китая, Индии, Кореи, которые проявляют все большую заинтересованность в российском сырье, в первую очередь – энергетическом, то богатые стратегические ресурсы России вовсе не будут второстепенным аргументом в пользу ее членства в G-8.

Дело, впрочем, не в одном лишь банальном интересе Запада к российским ресурсам. Дальновидные эксперты и политики учитывают не только наличные хозяйственные возможности России как партнера, но и тот потенциал, который заложен в ее экономике. Надо сказать, что некоторые западные оценки России иногда выглядят даже более оптимистичными, чем наши собственные разработки. Например, известная американская инвестиционная и банковская фирма «Гольдман Сакс» опубликовала в прошлом году прогноз, согласно которому к середине XXI века первая шестерка крупнейших по размеру ВВП экономик мира будет выглядеть так: Китай, США, Индия, Япония, Бразилия и Россия (сейчас в нее входят США, Япония, Германия, Франция, Италия и Великобритания).

Статус члена G-8» предполагает активное участие не только в согласовании насущных интересов стран-участниц, но и в формировании единых подходов к основным мировым проблемам, а также к разработке принципов нового миропорядка. С этой точки зрения Россия располагает вполне реальными возможностями внести свой вклад в общее дело «восьмерки», поскольку ее демократический выбор соответствует интересам всех остальных участников, а стратегическое решение после 11 сентября 2001 г. о поддержке действий США и союзников, фактическое вхождение в антитеррористическую коалицию закрепили единство основных целей и задач с другими странами «восьмерки». Существующие разногласия не носят антагонистического или ценностного характера и не выходят за пределы различий в подходах других семи членов к тем или иным проблемам – как это было в случае с военной операцией в Ираке.

Самое разумное, что можно сейчас сделать – и уже делается, – это наращивать плоть наших связей в рамках «восьмерки» на самых различных уровнях и по всем действующим направлениям. Но не упускать при этом стратегические цели, которые заключаются в разработке принципов реформирования мировой системы и основных ее институтов – ООН, международного права. «Большая восьмерка» в этом смысле – действительно уникальный инструмент, позволяющий в рабочем порядке согласовывать важнейшие решения.

Важно, однако, чтобы страны «восьмерки» были едины в своем видении ее назначения; от этого в конечном итоге зависят роль и само членство России в ней. В «выставке достижений капиталистического хозяйства» витрина России будет смотреться весьма скромно, а то и вообще в конце концов окажется лишней. Но в рабочем органе, генерирующем идеи решения основных проблем современности, преодоления самых серьезных цивилизационных угроз, активное участие России придаст «восьмерке» большую легитимность и эффективность, делая ее глобальную заявку достаточно обоснованной. На предыдущем саммите во французском Эвиане (1–3 июня 2003 г.) совместными усилиями были выработаны план действий «Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения», план действий «Укрепление международной политической воли и потенциала для борьбы с терроризмом», создана Группа контртеррористических действий, и эти проекты достаточно последовательно реализовывались весь последующий период.

Столь же конкретных практических результатов Россия вправе ожидать и от саммита на Си-Айленде. И наши ожидания небеспочвенны. Проблемы, с которыми столкнулись США и их союзники в Ираке, лишь подтвердили принципиальную необходимость международного согласования подобных акций. Тем ответственнее и масштабнее видится миссия «большой восьмерки» – этой полуформальной, но влиятельнейшей организации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1215
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1159
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1405
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1150

Другие новости