В числе предположений о том, почему «Яблоко» и Союз правх сил не прошли в Государственную Думу, главной остается гипотеза: «они не смогли объединиться». На днях ее повторил Владимир Рыжков. Гипотезы, как известно, подтверждаются фактами. Они в изрядном количестве появились после 14 марта.
На выборах в Государственную Думу СПС и «Яблоко» по Алтайскому краю набрали в сумме 6,83%. На выборах в региональный парламент блок СПС и «Яблока» взял всего 4,81%. После создания блока общее количество избирателей, проголосовавших за демократов, не только не увеличилось, но, наоборот, сократилось почти на 17 тыс. человек.
Блок СПС и «Яблока» («Вместе») на выборах городского совета Красноярска получил 3,72% голосов. Между тем в ходе думских выборов в том же краевом центре за «Яблоко» проголосовали 5,6% избирателей, за СПС – 4,94%, в сумме – 10,54%. Объединившись, демократы получили в 3 раза меньше голосов, чем тогда, когда шли на выборы врозь. В городе Минусинске Красноярского края, где выборы тоже проводятся по партийным спискам, «Яблоко» не стало объединяться с СПС. В результате оно прошло в городскую Думу с 6,16% голосов. СПС хотя и не преодолел 5-процентный барьер, тем не менее увеличил свой результат по сравнению с думскими выборами в 2 раза – с 2,11 до 4,17%.
Цифры упрямо говорят: объединенные демократы получают на выборах меньше голосов, чем разъединенные. Внятное и логичное объяснение этому есть, и о нем не раз говорилось. Программы СПС и «Яблока» настолько различны, что слить их воедино можно только сведя всю предвыборную платформу к абстрактной идее защиты демократии вообще. Для думающих людей такой программы явно мало. В результате большая часть устойчивого электората обеих партий выборы просто игнорирует.
В свете очевидных фактов гипотезу о том, что неспособность демократов объединиться есть главная причина их неудач, следует перевести в разряд мифов.
Точно такой же миф – утверждение о том, что подписание «Яблоком» с СПС совместного документа увеличило бы результат обеих партий на думских выборах. Это миф.
Любой намек на контакты с партией СПС привел бы к обрушению электората «Яблока». И не только «Яблока». То, что с идеологией СПС и его команды идти на выборы нельзя, очевидно даже для Ирины Хакамады, которая на президентских выборах, предъявила избирателю чисто «яблочную» платформу.