0
2273
Газета Идеи и люди Интернет-версия

26.03.2004 00:00:00

Контроль в виде сервиса

Тэги: таможня, лозбенко, бюджет


таможня, лозбенко, бюджет Леонид Лозбенко: 'Мы единственная таможенная служба в мире, которая записала в своем законодательстве три дня и не больше на таможенное оформление'.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

-Леонид Аркадьевич, президент Владимир Путин и премьер-министр Михаил Фрадков одной из главных задач государства называют повышение национальной конкурентоспособности. Таможенная служба будет как-то участвовать в решении этой задачи?

– На мой взгляд, в нынешних экономических условиях таможенная служба, наверное, является одним из важнейших игроков на том поле, на котором президент обязал нас всех обеспечить конкурентоспособность российской экономики. Объясню, почему. В прошлом году рост ВВП составил около 7%. Из них 3,5% было обеспечено за счет внешней торговли. Я думаю, что здесь даже и объяснять особо не нужно, что реально работает с внешней торговлей именно таможня, именно она реально создает благоприятные условия либо барьеры и реально собирает деньги в бюджет. То есть вот вам ответ о роли и месте таможни в повышении конкурентоспособности российской экономики.

– А таможня готова в принципе решать задачи повышения уровня национальной конкурентоспособности?

– Одним из показателей качества нашей работы является отношение к нам в мире. В июне прошлого года на сессии Всемирной таможенной организации в Брюсселе Российская таможенная служба была единогласно избрана вице-президентом Всемирной таможенной организации и главным координатором Европейского региона, то есть от Атлантики до Тихого океана. До этого в течение 25 лет подобную роль выполняли только страны – члены Европейского сообщества. Мы полагаем, что это уже оценка, но мы далеки от иллюзий, что больше ничего не надо делать, что мы достигли идеала, но абсолютно точно понимаем, сколько еще предстоит сделать. Таможенная служба РФ имеет большую программу собственной модернизации. Российское правительство получило заем в размере 140 миллионов долларов на информатизацию таможенной службы, и на этой базе уже полностью отработаны программы по месяцам, если хотите – по неделям. Нас легко будет проверить в течение каждого года. Можно посмотреть наши цифры и сказать: здесь выполняете, а здесь нет – и спросить, почему. Мы готовы будем ответить. Но по большому счету мы перед собой уже поставили чрезвычайно амбициозную цель – к 2008 году попасть в пятерку лучших таможенных администраций мира.

– Леонид Аркадьевич, продолжим тему про 140 миллионов долларов: во что в 2008 году выльется этот заем?

– Он выльется в то, что мы будем иметь Таможенную службу РФ, которая будет уже по всем основным показателям отвечать критериям современной таможенной службы. Поясню. Любая таможенная администрация может считаться состоявшейся, – это я вам говорю как бывший заместитель генерального секретаря Всемирной таможенной организации, – если в ней есть четыре компонента. Первое – это инфраструктура, то есть наличие пунктов пропуска через границу, обустроенных таможенных постов внутри страны и связь между ними. Второе – это правовая база, которая зиждется на международных стандартах и принципах. Третье – это кадровый потенциал, который в состоянии все это реализовать. Четвертое – это информационные технологии, без которых на сегодняшний день охватить миллиардные потоки просто невозможно. Так вот, к 2008 году основные элементы будут подготовлены. Это даст нам возможность в значительной степени в электронном виде начинать работать с информацией, которую мы должны заблаговременно получать до того, как товар поступит на территорию России. Это даст нам возможность работать по системе оценки рисков, так, как работают другие таможенные администрации. Мы хотим, чтобы нас не было видно, совсем никак и нигде, но чтобы мы были везде. А в целом ставится такая задача, которую я недавно выдвигал на Всероссийском совещании начальников таможенных органов: мы хотим осуществлять контроль в виде сервиса. Вот задача, которую мы хотим реализовать. Контроль в виде сервиса. Это сложно, это трудно. Но для этого все подготовлено. Это не девиз и не лозунг, я могу показать конкретную программу, расписанную по дням и часам.

– А вы не боитесь, что ваши планы модернизации как-то пострадают из-за реорганизации правительства?

– Вопрос любопытный и непростой. В принципе сама реорганизация комитета в службу – это, бесспорно, продуманный и понятный шаг. У нас есть Федеральная пограничная служба, Федеральная служба безопасности, теперь есть Федеральная таможенная служба. Главный наш куратор – это Минэкономразвития, а в части, касающейся финансов, – Министерство финансов. Мы очень надеемся, что эти два министерства помогут нам реализовать нашу программу модернизации. Если будет поддержка, мы это сделаем. Служба готова.

– Нет ли у вас опасения, что у таможни отберут ряд функций? Например, правоохранительную?

– На сегодняшний день исходя из того, что мы знаем от наших кураторов, таких опасений нет.

– С 1 января вступил в силу новый Таможенный кодекс. Что изменилось в работе таможенной службы?

– Было очень много пессимистических прогнозов относительно того, что мы не справимся со сроками, установленными в законе. Да, мы единственная таможенная служба в мире, которая записала в своем законодательстве три дня и не больше на таможенное оформление. Все остальные пока не решились. Прошло три месяца с начала введения кодекса. Никаких серьезных сбоев, никаких серьезных жалоб не было. Сегодня в среднем в первый день мы «растамаживаем» 63% всех грузов, поступающих на территорию России. Во второй день – 22%. Всего около 5–6% грузов оформляется в срок более трех дней. Эти показатели говорят о том, что таможня благодаря своим новым методам работы в этот период смогла помочь интенсификации внешнеторгового оборота. Соответственно выросло поступление денег в казну. Кроме того, мы получили большое количество благодарностей, в том числе от крупных зарубежных компаний.

– Насколько увеличились поступления в бюджет?

– Если за первые два месяца прошлого года таможенные органы перечислили в федеральный бюджет 99,05 миллиарда рублей, то за первые два месяца этого года перечислено уже 140,54 миллиарда. Эта цифра выше запланированной почти на 10%.

– Леонид Аркадьевич, а что дает больше казне – экспорт или импорт?

– Сейчас больше импорт. За прошлый год на его долю пришлось более 60% всех таможенных платежей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3183
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3553
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2594
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4580

Другие новости