0
1843
Газета Идеи и люди Интернет-версия

15.03.2004 00:00:00

Александр Вершбоу: США озабочены российскими выборами

Тэги: вершбоу, сша, россия, выборы


вершбоу, сша, россия, выборы Александр Вершбоу: «СМИ должны открыто показывать коррупцию и ошибки, совершаемые и властями, и бизнесом».
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

– Как вы оцениваете прошедшую в России президентскую кампанию?

– Свою итоговую оценку мы вынесем уже после того, как ознакомимся с решением наблюдателей – как российских, так и международных, включая ОБСЕ. Однако у нас уже сейчас есть некоторые озабоченности и замечания по прошедшей кампании. Это то, что СМИ – и в первую очередь государственное телевидение – не предоставляли равные возможности всем кандидатам. Согласно предварительному докладу ОБСЕ, совершенно непропорциональное время уделялось освещению деятельности президента Путина.

Я не хочу сказать, что эти недостатки оказали решающее воздействие на исход голосования. Однако это вызывает большую озабоченность, так как демонстрирует подход российских властей к СМИ в момент избирательных кампаний в целом. Все это заставляет по-прежнему поднимать вопрос, неоднократно уже задававшийся и госсекретарем Колином Пауэллом, и советником по национальной безопасности Кондолизой Райс, – о том, в каком направлении развивается российская демократия?

– Насколько серьезными были эти выборы? Можете ли вы представить, чтобы, скажем, кандидат в президенты Джон Эдвардс заявил, что ведет свою кампанию для того, чтобы поддержать Джорджа Буша? Или чтобы Говард Дин объяснял свою неудачу тем, что ему в другой стране подсунули наркотики?

– В американских избирательных кампаниях тоже время от времени случаются весьма причудливые и неординарные эпизоды, когда кандидаты, реагируя на что-то, ставят себя в исключительно глупую ситуацию. Пример – это как раз знаменитый вопль Говарда Дина, который тот издал в присутствии СМИ, услышав о результатах голосования в штате Айова.

Однако многое в нынешних президентских выборах в России показалось западным наблюдателям весьма и весьма странным. Со своей стороны, США всегда утверждали, что демократия – это продолжающийся процесс, это работа, которая никогда не кончается. Кстати, это справедливо и для моей страны. И все же чрезвычайно важно, чтобы все кандидаты играли по одинаковым правилам на одном и том же поле. Ко всем кандидатам, даже несмотря на невысокий рейтинг некоторых из них, необходимо относиться с одинаковым уважением, и все они должны иметь одинаковый доступ к СМИ. Только в этом случае избиратель сделает действительно свой собственный выбор.

Обратите внимание, в нынешней президентской кампании в США все еще участвуют несколько маргинальных кандидатов. Однако к ним относятся вполне уважительно, они вовсю участвуют в публичных дебатах, и так далее. Мне кажется, что тот факт, обладают ли даже маргиналы возможностью быть услышанными, является очень значимым тестом того, есть ли в данной стране демократия.

– Колин Пауэлл и другие представители администрации Буша не раз говорили, что в России есть проблемы со свободой слова и верховенством закона, а также осуждали войну в Чечне. Продолжится ли подобная вовлеченность США в российскую внутреннюю политику в ходе второго президентского срока Путина?

– Я уверен, что перечисленные вами проблемы будут оставаться частью нашего диалога с Россией, так как именно они определяют потенциальный масштаб и характер нашего партнерства в будущем. На всем протяжении российско-американских отношений интересы США касались внутреннего развития России. Так было во время холодной войны, когда СССР и США находились в идеологической конфронтации и когда вопросы уважения здесь базовых прав человека, политика по отношению к диссидентам и национальным меньшинствам, в том числе евреям, играли в наших отношениях фундаментальную роль.

С тех пор ситуация в России значительно улучшилась, и сегодня между нами существует партнерство, основанное на общих интересах. США хотели бы в ближайшие годы расширить это партнерство и включить в него новые сферы – те, в которых ранее мы соперничали. Это борьба с таким заболеваниями, как СПИД и туберкулез, это усилия по стабилизации российской периферии – бывшего советского пространства, или долгосрочная демократизация в регионе Большого Ближнего Востока. Для того чтобы достичь этого, требуется еще более высокий уровень взаимного доверия, который может происходить исключительно из чувства, что мы действуем в рамках одной и той же системы ценностей. Без прочного фундамента общих ценностей российско-американское партнерство достигнет потолка, превзойти который будет невозможно. Личные отношения между главами государств также никогда не будут столь сильными, как между президентом Бушем и премьер-министром Блэром, канцлером Шрёдером и президентом Шираком. Именно фундаментальное единство ценностей позволяет им перешагивать через неизбежно возникающие тактические разногласия.

– А что сейчас происходит с этой платформой общих ценностей в российско-американских отношениях? И что с ней произойдет в течение второго президентства Путина?

– Мы надеемся, что российские представители, от президента Путина до обыкновенных чиновников, начнут осознавать, что в конечном счете сила России как общества зависит от глубины демократии и завершенности экономических реформ. Чем глубже демократия, тем сильнее будет Россия. Мы хотим, чтобы Россия сделала решительный поворот к строительству реально работающих демократических институтов. У нее есть на это и практические причины. Скажем, эффективная рыночная экономика зависит от верховенства закона, когда правила применяются одинаково ко всем, а не избирательно. Эффективной экономика является тогда, когда есть прозрачное и ответственное правительство, что, в свою очередь, возможно лишь при условии реального разделения властей, независимости судебной власти и СМИ. СМИ должны открыто показывать коррупцию и ошибки, совершаемые и властями, и бизнесом. Только тогда эти ошибки будут исправляться, а не прятаться под ковер.

С другой стороны, очень важную роль играет духовное и моральное состояние российского общества, – в том, сможет ли оно победить коррупцию, добиться уважения закона, усилить демократические институты управления и судебную систему. Нормальное общество должно основываться на честных отношениях между людьми, между предпринимателями и между бизнесом и властью. Все эти факторы оказывают огромное влияние на российско-американское партнерство. Конечно, мы можем только высказывать свое мнение, и сама Россия должна принимать решения. Однако США заинтересованы в том, чтобы Россия стала более сильным партнером. А это значит – более сильной демократией.

– Как президентские кампании в России и в США повлияли на отношения двух стран?

– Что касается президентской кампании в США, то национальная безопасность и внешняя политика определенно будут одной из ее центральных тем. Однако я не думаю, что именно отношения с Россией будут стоять в центре внешнеполитических дебатов. У США есть гораздо более значимые и противоречивые с точки зрения избирателей проблемы. Это положение в Ираке и глобальная война против терроризма. Кроме того, между Республиканской и Демократической партиями существует консенсус по тому, как следует строить отношения с Россией, каковы главные интересы США и каким должен быть подход. Никто из серьезных американских политиков не критикует то, как в целом развивались отношения с Россией за последние четыре года. Наоборот, все стремятся к большему партнерству с ней и одновременно призывают к способности решать такие в высшей степени сложные противоречивые вопросы, как ядерные программы Ирана и Северной Кореи, деятельность ближневосточного «Квартета» и так далее. То есть, по моему мнению, отношения с Россией не станут этаким «политическим футболом» между кандидатами на пост президента США.

С другой стороны, многие российские наблюдатели совершают грубую ошибку, когда считают те заявления и мнения, которые высказывают Колин Пауэлл, Кондолиза Райс и сам президент Буш о проблемах демократии в России, предвыборной риторикой, не имеющей к «реальной политике» никакого отношения. Наоборот, эти проблемы будут в российско-американских отношениях и после ноября сего года.

Что касается предвыборных кампаний в России – как парламентских, так и президентских, то внешняя политика стояла далеко не в центре, равно как и отношения с США. Поэтому нынешнюю ситуацию можно расценивать как успех российско-американских отношений: нам удалось выстроить более стабильное и нормальное партнерство, менее подверженное негативному влиянию политических ветров.

– Некоторые российские наблюдатели обратили внимание, что в последнее время высшее руководство США избегает называть отношения с Россией «стратегическим партнерством» и именует его просто «партнерством». Что это означает?

– Я не думаю, что в США было принято некое сознательное решение отказаться от термина «стратегическое партнерство». Это определение зачастую употребляется по поводу и без повода. То есть не следует так уж сильно драматизировать и использование, и неиспользование фразы «стратегическое партнерство».

На самом же деле, я считаю, между Россией и США уже сейчас существует стратегическое партнерство. Мы сотрудничаем по тем вопросам, которые имеют стратегическую важность для обеих стран. И сотрудничаем неплохо. Даже при том, что мы все еще имеем некоторые тактические разногласия, общая картина нашей повестки дня весьма впечатляющая.

Политики и эксперты часто задают вопрос: можем ли мы быть не только партнерами, но и союзниками? Конечно, достижение этой цели потребует некоторого времени, однако она вполне реалистична. Постановка подобной задачи также помогает нам выявить недостающие кирпичики в общей стене отношений. США будут пытаться вывести отношения с Россией с уровня стратегического партнерства до уровня стратегического союза и после 2004 года, несмотря на временные разногласия и отвлечение во время предвыборных кампаний. Однако опять-таки мы возвращаемся к необходимости иметь две основы отношений: общие интересы и общие ценности.

– Стратегический союз предполагает, что отношения между Россией и США развиваются не только на уровне государств, но и гражданских обществ. А для сильного гражданского общества необходимы разделение властей и устоявшаяся демократия в целом. Как вы собираетесь восполнить этот недостаток?

– Вы абсолютно правы. Для того чтобы стратегический союз возник, отношений на уровне правительств недостаточно. Нужна большая взаимосвязь на общественном уровне. В этой связи для нас крайне важно развивать обмены любого рода – студентов, исследователей, бизнесменов, чиновников, работников неправительственных организаций. Необходимо усиливать взаимопонимание и расширять число неправительственных связей и контактов. К сожалению, правительственное финансирование этих обменов всегда было лимитированным и может уменьшаться и далее. Это связано с нестабильностью, с которой США сталкиваются на Ближнем Востоке и других частях исламского мира.

С другой стороны, действительно центральной частью выстраивания стратегического союза между Россией и США является развитие гражданского общества в самой России. Необходимо, чтобы оно стало более независимым и сильным игроком, участвующим в строительстве российского государства, а не подчиненным элементом последнего. США будут всеми доступными силами помогать строительству в России гражданского общества, однако россияне должны учиться использовать собственные силы. Например, в Америке существует давняя традиция поддержки развития независимого гражданского общества со стороны бизнеса. Мы надеемся, что начавшаяся в России дискуссия о социальной ответственности бизнеса приведет в том числе и к более активной поддержке неправительственных организаций, независимых от государства общественных структур.

– Что вы можете сказать о новой структуре российского правительства? Будет ли она способствовать более эффективному решению проблем российско-американских отношений, в том числе ценностного характера?

– Пока слишком рано делать подобные выводы. Пока мы позитивно смотрим на некоторые аспекты реструктуризации: совмещение нескольких министерств под крышей одного министерства или «сверхминистерства» является способом повышения прозрачности и ответственности и снижения бюрократического соперничества. Не менее важно разделение институтов, вырабатывающих нормы и правила, от тех, что эти правила реализовывают и внедряют в разные отрасли экономики. Нельзя, чтобы ведомство, регулирующее какой-то бизнес, было одновременно каким-то образом связано с этим бизнесом.

Мы будем внимательно следить, к чему эта реструктуризация приведет на практике. Будет ли она означать снижение степени бюрократизации, беспристрастное отношение к бизнесу, станет ли стимулом к развитию предпринимательства и в первую очередь малого и среднего бизнеса. Последняя область особенно нуждается в эффективных и незамедлительных решениях.

– Как вы оцениваете назначение Сергея Лаврова новым российским министром иностранных дел?

– Мы были очень обрадованы, увидев на посту главы МИДа столь знакомого нам человека. Лично я с ним раньше не взаимодействовал, поэтому с нетерпением ожидаю скорой встречи сразу по его возвращении из Нью-Йорка. Лавров очень продуктивно работал с американскими дипломатами в ООН и зарекомендовал себя как человек, который умеет не только защищать российские интересы, но и решать проблемы, находить выходы из сложных ситуаций. Мы также приветствуем тот упор, который Сергей Лавров сделал на преемственности российской внешней политики и российско-американских отношений. У нас было отличное партнерство с Игорем Ивановым, и мы намерены и далее развивать это партнерство в его новом статусе секретаря Совета безопасности. В любом случае, повестка дня наших отношений утверждена президентами России и США, и я не вижу никаких проблем в «приспособлении» этой повестки от Иванова к Лаврову.

– Как будут развиваться российско-американские отношения в ближайшие четыре года?

– США хотели бы закрепить те сферы сотрудничества, которые имеются сейчас, а также распространить наше партнерство на новые области. Именно об этом президенты говорили в Кэмп-Дэвиде, и оба правительства начали реагировать на полученные от президентов указания выйти за пределы рутинных форм сотрудничества и достигнуть более амбициозных целей. С другой стороны, даже в уже существующих сферах сотрудничества мы можем подняться на более высокий уровень. Пример – война против международного терроризма. Там можно развивать контакты между спецслужбами, обмен информацией. Следующим шагом станет координация наших операций по избавлению мира от террористических сетей, которые, к примеру, только что нанесли удар в Испании.

Новой областью сотрудничества является борьба с инфекционными заболеваниями. Другой сферой является взаимодействие в реализации той цели, которую поставил президент Буш и которая заключается в демократизации Большого Ближнего Востока. Россия с ее обширными интересами и опытом в этом регионе является для США нужным партнером. Россия с ее значительным мусульманским населением также является показательным примером мирного сосуществования ислама и других конфессий – примера лучшей модели для региона Большого Ближнего Востока, откуда экстремистские сети черпают большую часть будущих террористов.

Далее, в ближайшие годы Россия и США должны более активно сотрудничать на постсоветском пространстве и перешагнуть через устаревшие представления о том, что бывшие республики СССР – это зона исключительных интересов России и, что бы ни делали там США, представляет этим интересам угрозу. Наоборот, обе наши страны имеют общий интерес в продвижении в этом регионе стабильности, верховенства закона и демократических реформ. Необходимо развивать трансграничное сотрудничество для того, чтобы пресечь потоки наркотиков, террористов, нелегальную миграцию. В интересах России иметь более стабильных и процветающих соседей. В интересах США выстроить сильный барьер на пути распространения религиозного экстремизма, терроризма и нестабильности.

Наконец, другой стороной наших дальнейших отношений является экономическое сотрудничество. Наиболее потенциально богатой областью взаимной торговли и финансирования является, безусловно, энергетика. У нас состоялись весьма плодотворные диалоги и в первую очередь между самими бизнесменами. Теперь нам необходимо перейти от слов к делу. Надеюсь, в течение ближайших лет Россия станет одним из основных поставщиков нефти и сжиженного газа на американский рынок. Приоритетом для США является также распространение экономического роста из Москвы в российские регионы. Здесь мы будем стараться привлечь в российские регионы американские компании и одновременно призывать региональные власти создать для этого приемлемые условия.

Однако для того, чтобы развивать это сотрудничество, опять-таки необходим более прочный фундамент общих ценностей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
956
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1184
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1080
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1078

Другие новости