Карл Бильдт: отношения между Россией и ЕС могут осложниться.
Фото Михаила Циммеринга ('НГ-фото')
- Прежде всего дайте, пожалуйста, оценку завершившемуся на днях саммиту Евросоюза по проекту Конституции.
═
- Результат саммита - это существенный откат назад, хотя еще неясно, насколько серьезный и глубокий. Тем не менее стоит отметить отдельные достижения: принята Общая стратегия европейской безопасности, достигнута договоренность о мероприятиях по новому оборонному планированию. Теперь предстоит серьезная дискуссия в европейском "ядре" стран, готовых идти отдельно, опережающими темпами (то, что предложил Жак Ширак), но я не думаю, что это реалистично. Расширение будет продолжаться в соответствии с Соглашением Ниццы. После расширения, возможно будущей осенью, нам предстоит приступить к работе над новым соглашением, которое расчистит путь для принятия Конституции. Думаю, переговоры по данному вопросу продлятся не меньше двух лет, а само соглашение вступит в силу не ранее 2008 года.
═
- Давайте перейдем к российским делам. Вы приехали в Москву сразу после выборов в Госдуму РФ и, несомненно, в курсе критической оценки, данной им европейскими наблюдателями. Согласны с ней?
═
- У меня нет оснований придерживаться иного взгляда. Здесь было свыше 400 международных наблюдателей из десятков стран мира, у них большой опыт мониторинга выборов в различных странах. И я думаю, их доклад должен быть воспринят серьезно - и правительствами, и общественным мнением большинства стран.
═
- Разрыв в ценностях между Россией и Европой опять увеличивается?
═
- Этот разрыв был всегда, и на преодоление его уйдет еще масса времени. Но дело в том, что проявился еще один "ценностный разрыв" - между Россией двухлетней давности и Россией сегодняшней. Европейские наблюдатели считают, что Россия на пути демократизации претерпела регресс. Он проявляется сегодня прежде всего в области СМИ. Два года назад все-таки больше свободы было на телевидении. И это, в частности, отразилось при освещении предвыборной кампании на телеканалах. В Европе вновь задаются вопросом: куда идет Россия? Будет ли Россия продолжать те реформы, которые призваны составлять базис ее отношений с Европой?
═
- Вы имеете в виду, что в Госдуме теперь шире представлены силы, которые ассоциируется с антизападными, националистическими тенденциями?
═
- Да, и это еще один предмет для беспокойства. Как беспокоит нас это и в Европе - когда в той или иной стране политический спектр вдруг сдвигается в сторону ультраправых и националистов.
═
- Вам когда-нибудь приходилось общаться с Жириновским?
═
- Один раз, мимоходом.
═
- А если таких людей будет все больше приезжать в Европу, на разные форумы, конференции?
═
- Мы прежде всего будем смотреть на то, какое воздействие эти люди будут оказывать на политику российского правительства и президента. Если они будут ограничиваться в озвучивании своих взглядов Думой - это одно дело, это бывает и в других европейских странах. Но если эти люди начнут напрямую воздействовать на формирование российской политики - это совсем другое. Это может, скажем, отразиться на политике России в отношении соседних стран - ведь некоторые из этих лиц выступают за агрессивный курс на данном направлении. И тогда, несомненно, отношения между Россией и Европой могут осложниться. Нет, дело не дойдет до конфронтации, а вот процессы сближения затормозятся.
═
- А если, к примеру, известные силы в Госдуме добьются отставки правительства и вместо "мягкого" Игоря Иванова во главе МИД РФ встанет, скажем, "жесткий" Дмитрий Рогозин? Какова будет реакция Европы?
═
- Безусловно, негативная.
═
- Но ведь европейцы много лет общались с Рогозиным, который как председатель международного комитета ГД РФ много раз возглавлял российские делегации на заседаниях ПАСЕ м к ирму же является спецпредставителем президента РФ по Калининграду┘
═
- Поэтому-то мы его и знаем очень хорошо┘ Он последовательно разыгрывает агрессивную националистическую карту, набирая на этом очки. И он всегда этим занимался. Впрочем, в любой политической системе есть те, кто разыгрывает такие карты. Кстати, есть и в Европе.
═
- Но вот на недавней встрече с послами Евросоюза тот же Рогозин успокоил их, высмеяв как несостоятельные сравнения его и его соратников с национал-социалистами, заверив их, что не собирается призывать к авантюрным шагам в отношении стран СНГ.
═
- Что же, посмотрим, риторика есть риторика. Но, с другой стороны, всем запомнилось его высказывание о том, что если к власти в Грузии не придут те силы, которые ему нравятся, то эта страна исчезнет как государство. Это, мягко говоря, не очень дипломатичное заявление, и оно не могло успокоить ни одного европейского посла, включая грузинского.
Добавьте сюда еще и Жириновский, который долгое время пребывает "на поверхности", призывая к оккупации различных стран. Слава богу, этого не произошло. Но Жириновский просто клоун, а вот Рогозин - гораздо более дальновидный человек.
═
- Вы считаете, что блок "Родина" может влиять на правительство и даже делегировать туда своих представителей?
═
- В этом, очевидно, состоит их цель. Посмотрим, получится ли. Многое зависит от того, сохранятся ли в российской политической системе силы, играющие роль уравновешивающего баланса. Ведь в нынешней Думе у вас есть "Единая Россия" в центре, а все прочие на националистическом, левом фланге. Либерального же крыла нет. Возникает ситуация дисбаланса.
═
- Как вы считаете, сможет ли Россия в ближайшие годы продвинуться к безвизовому режиму с объединенной Европой - к цели, заявленной Владимиром Путиным?
═
- Надеюсь на постепенное смягчение визового режима. Но пока - если взять, к примеру, мой нынешний приезд в Москву, я обратил внимание на то, что российская виза сейчас стоит дороже, а ее получение предусматривает более сложную бюрократическую процедуру, чем еще пару лет назад. И это, конечно, негативно влияет на туризм, деловые и прочие контакты. По части процедуры получения визы Россия самая "сложная" страна из всех, где мне пришлось бывать в последние годы. Да, я не был в Северной Корее, но зато бывал в Китае. Туда визу дают много быстрее, чем в Россию.
Впрочем, в данной области уже наметились некоторые смягчения, например, между Германией и Россией, договорившимися об облегчении визового режима для ряда категорий граждан.
═
- А Европу не смущает то, что у России практически открытые границы и безвизовый режим с рядом стран СНГ?
═
- Смущает. Поэтому-то и идут переговоры о подписании соглашений об экстрадиции - чтобы мы могли отправлять обратно тех, кто незаконно через российскую территорию перебрался в Европу. Кто бы это ни был - китайцы, вьетнамцы, казахи. Но, с моей точки зрения, ответственность за этих людей должна нести Россия. Кроме того, существует еще и проблема, когда по российским загранпаспортам прибывают и оседают в Европе криминальные элементы. С этой проблемой в 90-е годы столкнулась Швеция. Сейчас ситуация у нас улучшилась.
Так что, я думаю, мы будем постепенно облегчать визовый режим между ЕС и Россией. Что же касается введения безвизового режима, то мы должны ставить перед собой такую цель, но достижение ее потребует весьма длительного времени.
═
- А вы не пробовали получить в Россию какую-то многократную визу? Разве у вас нет такой привилегии как у экс-премьера дружественной страны?
═
- У меня такой привилегии нет. Мы свободны от привилегий. Я имею в виду Швецию. Не Россию.