Арташес Гегамян: 'Власть, основанная на страхе и грубой силе, глубоко порочна'.
Фото ИТАР-ТАСС
- Господин Гегамян, вы не раз заявляли, что в результате парламентских и президентских выборов власть в Армении была "узурпирована". Означает ли это, что вы намерены требовать отставки президента Роберта Кочаряна? Будете ли вы сотрудничать с оппозиционным блоком "Справедливость", который возглавляет лидер Народной партии Степан Демирчян?
- Выборами президента и парламента Армении завершился антиконституционный переворот и процесс захвата власти кланом Роберта Кочаряна. Начало этому было положено 19 февраля 2003 года в ходе первого тура выборов президента. (По официальным данным, в первом туре за Арташеса Гегамяна было подано 17,6% голосов. - "НГ".). Массовые нарушения закона о выборах, Конституции Армении, Европейской конвенции по правам человека - такова суть оценок первого тура выборов международными миссиями. Госдепартаментом США, ОБСЕ и Советом Европы были даны рекомендации властям принять исчерпывающие меры по недопущению грубых нарушений, обеспечить прозрачные, свободные и демократические выборы. Примечательно, что благодушные оценки наблюдателей СНГ во главе с господином Яровым были диаметрально противоположны впечатлению международных экспертов. Такой подход дискредитировал Содружество в глазах широкой общественности республики.
Роберт Кочарян и его приспешники эти рекомендации проигнорировали. Гроздья гнева обманутого в своих ожиданиях, униженного и оскорбленного народа созрели быстро: на беззакония люди ответили двухсоттысячными митингами и демонстрациями. В ответ - незаконные аресты, административные задержания, штрафы граждан, вся вина которых заключалась в отстаивании своих конституционных прав. Страна оказалась на грани гражданской войны.
Кровопролитие удалось предотвратить во многом благодаря сдержанной позиции партии "Национальное единение", проводимой нами широкой разъяснительной работе. Сегодня ни для кого не секрет, что власти практически украли сотни тысяч голосов, поданных избирателями в мою пользу как кандидата на пост президента.
Ощутив безнаказанность, власти столь же нагло сфальсифицировали итоги и второго тура президентских выборов. История повторилась: жесткие оценки западных наблюдателей, благодушие со стороны миссии наблюдателей СНГ. Госдеп США, ОБСЕ и Совет Европы настоятельно потребовали, чтобы нелегитимные власти Армении обеспечили честные и демократические выборы теперь уже в Национальное собрание республики. Но это означало бы, что нелегитимный президент должен отстранить от рычагов власти те силы, которые незаконным путем поставили его во главе государства. Естественно, этого не произошло, и майские выборы в парламент были столь же цинично сфальсифицированы.
Абсурдность ситуации очевидна. Можно предположить, что есть влиятельные силы, заинтересованные в том, чтобы любая власть в Республике Армения была нелегитимной, ибо такой властью, не пользующейся доверием народа, легко манипулировать. Это предположение выглядит особенно зловеще в свете острых, требующих незамедлительного решения проблем, накопившихся в регионе Южного Кавказа. Видимо, уже предрешено, что гордиев узел существующих противостояний должен быть разрублен в самом скором времени, поскольку того требуют интересы, далеко выходящие за рамки региональных. Но гипотетические авторы такого сценария не учитывают, что армянский народ никогда не признает и не станет поддерживать соглашения и договоры, заключенные от его имени нелегитимными властями.
В этой ситуации любой здравомыслящий политик во имя сохранения армянской государственности обязан требовать и добиваться отставки Роберта Кочаряна. Естественно, борьба должна вестись в конституционных рамках, и в этой борьбе мы обречены на сотрудничество со всеми ответственными политическими силами страны. Кстати, опасность дальнейшего существования нелегитимных властей уже осознают не только в оппозиционном блоке "Справедливость", но и в некоторых партиях, еще недавно агитировавших за Кочаряна.
- Официальная статистика утверждает, что ежегодный прирост ВВП в Армении превысил 14%. В то же время уровень жизни подавляющей части населения остается очень низким. Чем объясняется такое несоответствие?
- Властям ничего не мешает заявить, что прирост составляет даже не 14, а 150-200%. Все это блеф, рассчитанный на профанов в вопросах макроэкономики. Чтобы не уподобляться фальсификаторам, утверждения которых о небывалом росте ВВП голословны, сошлюсь на ту же официальную статистику.
Действительно, в сборнике Национальной статистической службы указано, что в январе-июне 2003 года рост ВВП составил 14,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Казалось бы - прекрасно! Но статистика - штука тонкая. Там же, но на другой странице сказано: импорт драгоценных и малодрагоценных камней и металлов в первом полугодии текущего года по сравнению с тем же периодом 2002 года составил 234,56%, или 179 миллионов 335 тысяч долларов США (в прошлом году - 76 миллионов 423 тысячи долларов). Значит, указанных материалов завезено больше на 102 миллиона 935 тысяч долларов, а это - 11,27% от ВВП за первое полугодие текущего года. То есть затраты на дополнительный критический импорт (импорт товаров, аналоги которых в стране отсутствуют, но которые необходимы для изготовления конечной продукции) не вычитаются из конечного ВВП. В итоге вместо реального спада ВВП в текущем году на 11,27% наши "кудесники" от экономики и статистики показывают "небывалый рост".
На деле в первом полугодии 2003 года ВВП составил лишь 88,7% от аналогичного периода 2002 г. А если учесть, что доходная часть бюджета не превышает 15% ВВП (в странах ЕС этот показатель составляет от 36% до 49%), то реальное состояние экономики и степень ее коррумпированности очевидны. Мы имеем дело с экономическими "потемкинскими деревнями" в армянском варианте.
- Газеты пишут о фактах вопиющего произвола в отношении представителей местного и зарубежного бизнеса. Утверждается, что заниматься предпринимательской деятельностью в республике можно лишь при наличии связей и "личных отношений" в высших эшелонах власти. Так ли это? Как данное обстоятельство влияет на инвестиционный климат?
- То, о чем пишут газеты, - лишь верхушка айсберга. Экономика задыхается в объятиях властвующего клана. Все сферы жизнеобеспечения страны - снабжение топливом, продуктами питания - полностью монополизированы ставленниками режима. Ни один законопослушный предприниматель не имеет перспектив расширения своего бизнеса. Кто подчиняется не клану, а закону, обречен. Этот регулируемый властями беспредел принял особенно чудовищные формы в ходе президентской кампании, когда наши зарубежные соотечественники, видя бедственное положение людей, пытались хоть чем-то помочь оппозиции в ее борьбе.
"Оперативность" властей в пресечении любых подобных шагов достойна отдельного упоминания. Доносы на "внешние деструктивные силы", которые якобы желают "дестабилизировать" ситуацию, следовали один за другим. Увы, этот бред находил отклик в России! По отношению к патриотам Армении, патриотам России Москва применяла жесткие санкции - видимо, с целью умиротворить власти союзного государства. Плодом столь неосмотрительной позиции российских спецслужб стал беспрецедентный факт: десятки тысяч граждан Армении, где люди из поколения в поколение питают к России самые теплые, братские чувства, в феврале 2003 года скандировали у посольства РФ в Ереване антироссийские, антипутинские лозунги! Нам, последовательным приверженцам дальнейшего углубления стратегического партнерства Еревана и Москвы, нам, отстаивающим необходимость вхождения Армении в ЕЭП, стоило большого труда разъяснить людям, что Россия поддерживает не антиконституционный режим Кочаряна, а безопасность армянского государства.
Политика очернения и "нейтрализации" российских бизнесменов армянского происхождения, истинных патриотов своей исторической родины и России, продолжается и сегодня.
Излишне говорить, сколь негативно все указанные обстоятельства сказываются на инвестиционном климате. Так, за период пребывания Роберта Кочаряна у власти было организовано четыре Всеармянских экономических форума. Многие из их участников, зарубежных предпринимателей армянского происхождения, искренне стремились принять участие в восстановлении разграбленной экономики страны. Но, ознакомившись с истинным положением дел, увозили с собой не бизнес-проекты, а лишь воспоминания о старинных монастырях и красотах природы. Все эти "исторические", по определению властей, форумы имели крайне незначительный реальный эффект.
- Некоторые эксперты считают, что Центральный банк республики в последние годы стал инструментом, с помощью которого власть вершит произвол в финансово-экономической сфере┘
- Да, любому беспристрастному наблюдателю очевидно, что Центробанк Армении, выполняя волю правящего клана, часто втягивается в политику, грубо нарушая Закон "О Центральном банке". Руководители и владельцы финансовых учреждений, имеющие несчастье попасть в немилость к Роберту Кочаряну и его сподвижнику, секретарю Совбеза, министру обороны Сержу Саркисяну, очень быстро становятся банкротами. А вот те банки, в которых "прокручиваются" деньги этого клана, процветают на фоне стагнирующей экономики, по бросовым ценам приобретая лакомые куски дорогостоящей недвижимости. Часто это - собственность тех, кого они искусственным образом обанкротили. Именно так случилось с банком "Кредит-Ереван". Его владелец, человек честный и достойный, не пожелал стать "почетным рабом" правящего режима, за что и поплатился.
Не без помощи Центробанка был прикрыт и банк "Кредит-Сервис". Руководителем ликвидационной комиссии назначили одного из ведущих сотрудников ЦБ. Последний проворовался и сейчас находится в местах, как говорится, не столь отдаленных. А его высокопоставленных покровителей из ЦБ даже не пожурили.
Владелец банка "Экономинвест", депутат парламента республики, имел смелость предметно раскритиковать беззакония, творимые Центробанком. Кроме того, он последовательно выступал за экономическое сближение с Россией, особенно в энергетической сфере. Результат - опала, жесткие нападки и угрозы.
Примеров политической ангажированности ЦБ Армении очень много. Наш однопартиец, лидер Гюмрийской территориальной организации партии "Национальное единение", был руководителем ликвидационной комиссии банка "Ширакинвест". В период президентской кампании, после моей очередной теплой встречи с жителями Гюмри, из ЦБ посыпались угрозы привлечь нашего товарища к уголовной ответственности за огрехи в его профессиональной деятельности. Давление возрастало, и человек не выдержал: отказался баллотироваться на пост мэра Гюмри, вышел из партии┘ И тут же все изменилось волшебным образом: его выдвинули на руководящую должность в областной префектуре, ни о какой ответственности уже и речи нет.
Громкий резонанс получило утверждение на посту зампреда ЦБ некоего Джавадяна. В 90-х он занимал аналогичный пост в правлении коммерческого банка "Армения". Последний лопнул, обманув и лишив средств тысячи вкладчиков. Председатель правления этого банка не один год провел за решеткой. А вот его заместитель будет отныне в числе тех, кто вершит финансовую политику страны.
Вывод очевиден: в государстве, руководимом нелегитимным президентом и нелегитимным парламентом, Центробанк по определению не может быть независимым.
- В Армении поговаривают, что реальные рычаги политической власти и экономического могущества находятся ныне в руках не столько президента Кочаряна, сколько Сержа Саркисяна┘
- Это действительно интересный вопрос. Я считаю, что Кочарян и Саркисян - это, говоря словами поэта, "близнецы-братья", только вот никакой ценности для "матери-истории" не представляющие. Они оба - организаторы и исполнители антиконституционного переворота в Армении. И сегодня вся их деятельность направлена лишь на сохранение власти Кочаряна и создание условий для передачи этой власти Саркисяну в случае досрочных президентских выборов. При этом "тандем" умело манипулирует общественным мнением, создавая впечатление о якобы имеющихся "противоречиях", силе одного и мнимой слабости другого. В результате недовольные Сержем Саркисяном "плачутся в жилетку" президенту и наоборот. Те их терпеливо выслушивают, а потом обмениваются информацией на предмет выявления потенциальных противников режима.
Поэтому говорить о том, в чьих руках больше власти, бессмысленно. Их власть, основанная на политике кнута и пряника, на страхе и грубой силе, глубоко порочна. Кстати, они предпочитают приближать к себе тех, за кем водятся грехи: таких в случае чего можно легко "поставить на место". Создан механизм своего рода управляемой охлократии от бизнеса и политики, что очень негативно сказывается на судьбе страны.
- В связи с приходом к власти в Баку Ильхама Алиева говорят о начале нового этапа карабахского урегулирования. В этой связи - как вы оцениваете внешнюю политику Еревана, уровень отношений Армении с Россией, США, Турцией? Есть ли перспективы у миротворчества и экономического сотрудничества на Южном Кавказе? Какова должна быть в этих процессах роль России?
- Пошел уже 13-й год независимого существования Армении, однако до сих пор нет вразумительного ответа на вопрос, каковы постоянные национальные интересы нашей страны в глобализованном мире. Так, до сих пор не проработана концепция отношений с Россией Владимира Путина. Нет аналитического прогноза развития ситуации на Южном Кавказе в связи с реализацией в этом регионе многомиллиардных энергетических проектов, которые, бесспорно, окажут решающее воздействие на геополитическую ориентацию наших соседей - Грузии, Азербайджана и Турции. Нет понимания того, как будет развиваться ситуация вокруг Ирана, никак не определено место Армении в возможных сценариях мирового развития.
Уровень отношений с Москвой и Вашингтоном явно оставляет желать лучшего. И это при том, что в России проживают более 2,5 миллиона армян, а в США - 1,2 миллиона. И не будь ежемесячно присылаемой ими материальной помощи своим родственникам и друзьям, народ Армении оказался бы на пороге катастрофы. К тому же по объему на душу населения гуманитарной помощи со стороны США мы занимаем второе место в мире - после Израиля. Именно указанные факторы должны стать стержневыми при выработке внешней политики, но этого нет.
Отношения с Турцией должны определяться конкретными действиями Анкары на путях требований, выдвинутых Евросоюзом к этой стране как к претенденту на вступление в ЕС. И чем активнее будет двигаться Турция к Евросоюзу, тем благодатнее будет становиться почва для постепенной нормализации отношений между Ереваном и Анкарой.
Вывод очевиден: нелегитимное и некомпетентное руководство страны не в состоянии противопоставить вызовам времени адекватную внешнюю политику и консолидировать вокруг нее армянское общество.
В новом тысячелетии будущее принадлежит странам, твердо вставшим на путь демократии. Для Армении первый шаг на этом пути - формирование легитимных властей, избранных демократическим путем. Поэтому лозунгом дня должен стать призыв: "Роберт Кочарян нелегитимен, он должен уйти!"