Агентство экономических новостей по заказу и с участием "Независимой газеты" продолжает регулярное исследование - насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. Речь идет о так называемом "цивилизованном лоббировании", не подразумевающем подкуп чиновников или депутатов.
Настоящее исследование проводилось по итогам августа текущего года. 63 эксперта по 5-балльной системе определяли эффективность лоббирования около 240 претендентов - предпринимателей, политиков, чиновников, работа которых связана с лоббистской деятельностью. В группу экспертов входят главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ (В.Андриянов - "Трибуна", Н.Вардуль - ИД "КоммерсантЪ", А.Ефимов - "Независимая газета", А.Кондратьев - ИД "КоммерсантЪ", Б.Леонов - "Труд", Ш.Муладжанов - "Московская правда", С.Туранов - Агентство экономических новостей, Ю.Якутин - "Экономика и жизнь" и другие), руководители и представители государственных, научных, общественных и других организаций, сами лоббисты (В.Ермаков - Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, В.Желнин - Ассоциация рекламодателей, А.Зудин - Центр политических технологий, В.Лебедев - "Деловая Россия", Ю.Любашевский - Независимый институт политических технологий, С.Марков - Институт политических исследований, А.Нечаев - Московский финансовый клуб, Д.Орешкин - аналитическая группа "Меркатор", М.Урнов - фонд аналитических программ "Экспертиза", И.Харичев - Центр прикладных избирательных технологий, В.Хомяков - Агентство региональной и прикладной политики), руководители и эксперты ряда крупных коммерческих структур.
Следует отметить, что мы используем понятие "лоббист" в том смысле, в котором оно уже сложилось в России. Лоббистом у нас называют того, кто успешно отстаивает определенные интересы - корпоративные, региональные, цеховые и т.д. Это понятие во многом аналогично применяющемуся политологическому термину: лидер "групп интересов". Есть также узкопрофессиональное употребление термина "лоббист", принятое в Национальной ассоциации лоббистов. Оно применяется к тому, кто проводит отдельно оплачиваемую лоббистскую работу по внешнему заказу.
Напомним, что мы относим лоббистов к трем "весовым категориям". Первая - это первые лица коммерческих, государственных и политических структур. Все они в большей или меньшей степени занимаются лоббированием, но с разной эффективностью. Вторая - это региональные лидеры. Большая часть их работы состоит в выстраивании взаимоотношений с Центром, которые во многом зависят от эффективности лоббирования различных проектов, связанных с конкретным регионом. Это особенно касается финансовых вопросов, от которых зависят бюджеты регионов, возможность выплаты зарплаты и т.д. Третью группу мы условно назвали лоббисты-"профессионалы". В нее входят известные предприниматели и политические деятели, которые, обладая большими связями, умело используют их для лоббирования интересов близких к ним структур. К этой группе мы также отнесли руководителей крупных общественных объединений, работа которых по определению направлена на лоббирование интересов определенных структур или слоев общества (например, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация менеджеров и т.д.). В эту номинацию вошли также депутаты, которые отличаются постоянством в лоббировании. В ней не представлены депутаты, которые под влиянием различных факторов, в основном конъюнктурного или коммерческого характера, могут лоббировать любые проекты, так как подобная деятельность не входит в рамки "цивилизованного лоббирования". Поэтому в качестве претендентов не рассматриваются, в частности, некоторые "всеядные" руководители фракций.
Разделение лоббистов на категории в некоторых случаях носит условный характер. Но так как критерии оценки и шкала одинаковы для всех категорий, то легко сравнить абсолютные величины эффективности лоббирования представителей любых номинаций. Результаты исследования представлены в трех таблицах.
Продолжает увеличиваться аппаратный "вес" и, как следствие, рейтинг вице-премьера Бориса Алешина. В августе начала работу возглавляемая им правительственная комиссия по административной реформе. Таким образом, Алешин получил неформальный статус главного реформатора и объединил усилия властных структур, направленные прежде всего на сокращение избыточных функций министерств и ведомств, а также на разграничение полномочий между Центром и регионами. Ранее этим с переменным успехом занимались заместитель главы администрации президента Дмитрий Козак, бывший руководитель аппарата правительства Игорь Шувалов и министр экономического развития и торговли Герман Греф.
Последний, кстати, стал заместителем Алешина в упомянутой комиссии, но рейтинг министра тем не менее уменьшился. На мнение экспертов могла повлиять неудачная попытка Минэкономразвития изменить систему уплаты акцизов на топливо. Ведомство Грефа внесло в правительство предложение обязать автозаправочные станции уплачивать вместо акцизов единый налог на вмененный доход, однако оно не прошло - отрицательное мнение Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов перевесило.
Минфину, наоборот, удалось отстоять в правительстве поправки к Налоговому и Бюджетному кодексам, позволяющие федеральному Центру вводить в обанкротившихся регионах внешнее управление в виде главы финансовой администрации. Видимо, это стало одной из причин улучшения позиций руководителя министерства, вице-премьера Алексея Кудрина. Также увеличился рейтинг первого зама мэра в правительстве Москвы Владимира Ресина. В августе он возглавил попечительский совет влиятельной лоббистской организации - Российского еврейского конгресса.
В номинации "первых лиц" векторы динамики рейтинга руководителей двух естественных монополий - Алексея Миллера ("Газпром") и Анатолия Чубайса (РАО "ЕЭС России") - оказались разнонаправленными. У первого "вес" уменьшился - правительство в августе приняло решение увеличить со следующего года экспортную ставку таможенной пошлины на газ с 5 до 30%. По оценке аналитиков, в результате этого налоговая нагрузка на "Газпром" возрастет более чем на миллиард долларов. С другой стороны, рейтинг главы РАО увеличился - в актив ему можно занести увольнение на пенсию, пожалуй, наиболее квалифицированного противника реформы отрасли "по Чубайсу", заместителя министра энергетики Виктора Кудрявого. Теперь у Чубайса практически не осталось влиятельных оппонентов реструктуризации РАО.
В этой же номинации улучшились позиции министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Ильи Южанова. В августе МАП одержало окончательную победу над Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг в борьбе за контроль над срочным рынком. Дело в том, что ФКЦБ претендовала на регулирование торгов срочными инструментами, однако Арбитражный суд Москвы встал на сторону МАПа, фактически признав его единственным регулятором этого рынка. Также увеличился "вес" Сергея Веремеенко (Межпромбанк). В августе стало очевидно, что его возросшая активность связана с подготовкой к президентским выборам в Башкортостане, где Веремеенко, по мнению экспертов, будет одним из основных претендентов на победу.
В региональной номинации можно отметить снижение рейтинга губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова. Это скорее всего стало следствием того, что областная контрольно-счетная палата подала на него в суд в связи с нарушениями при исполнении регионального бюджета прошлого года. Сердюков тем не менее остается основным кандидатом на победу в губернаторских выборах, хотя у него появился сильный соперник - экс-глава области Вадим Густов. Последнего решили поддержать некоторые местные активисты "Единой России", несмотря на то что генсовет партии встал на сторону Сердюкова.
"Вес" губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского, наоборот, увеличился. Очков ему добавило то, что в вышеупомянутой комиссии по административной реформе он стал единственным губернатором, который возглавил одну из семи рабочих групп.
Лоббисты – первые лица
№ | Ф.И.О. | В августе 2003 г. | В июле 2003 г. |
Очень сильная эффективность | |||
1 | Волошин А.С. (администрация президента) | 4,28 | 4,30 |
2 | Чубайс А.Б. (РАО ⌠ЕЭС России■) | 4,20 | 4,15 |
3 | Пугачев С.В. (Совет Федерации, Межпромбанк) | 4,14 | 4,10 |
4 | Фридман М.М. (холдинг ⌠Альфа-групп■) | 4,05 | 3,92 |
5 | Миллер А.Б. (⌠Газпром■) | 4,02 | 4,12 |
Сильная эффективность | |||
6 | Евтушенков В.П. (АФК ⌠Система■) | 3,93 | 3,90 |
7 | Ходорковский М.Б. (ЮКОС) | 3,74 | 3,70 |
8–9 | Зурабов М.Ю. (Пенсионный фонд России) | 3,72 | 3,83 |
8-9 | Алекперов В.Ю. (⌠ЛУКОЙЛ■) | 3,72 | 3,80 |
10 | Потанин В.О. (⌠Интеррос■) | 3,61 | 3,59 |
11 | Вайншток С.М. (⌠Транснефть■) | 3,58 | 3,52 |
12 | Казьмин А.И. (Сбербанк РФ) | 3,56 | 3,55 |
13–14 | Дерипаска О.В. (⌠Базовый элемент■, ⌠Русский алюминий■) | 3,54 | 3,52 |
13–14 | Лесин М.Ю. (Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций) | 3,54 | 3,55 |
15 | Столяренко В.М. (АКБ ⌠Еврофинанс■) | 3,52 | 3,50 |
16 | Мисевра О.А. (Сибирская угольная энергетическая компания) | 3,48 | 3,46 |
17 | Кузык Б.Н. (холдинговая промышленная компания ⌠Новые программы и концепции■) | 3,40 | 3,41 |
18 | Костин А.Л. (Внешторгбанк) | 3,30 | 3,32 |
19 | Веремеенко С.А. (Межпромбанк) | 3,29 | 3,14 |
20 | Гуцериев М.С. (⌠Русснефть■, группа БИН) | 3,26 | 3,25 |
Средняя эффективность | |||
21 | Южанов И.А. (Министерство по антимонопольной политике) | 2,94 | 2,87 |
22 | Бендукидзе К.А. (Объединенные машиностроительные заводы) | 2,85 | 2,87 |
23–24 | Богданчиков С.М. (⌠Роснефть■) | 2,49 | 2,53 |
23–24 | Кутовой Г.П. (Федеральная энергетическая комиссия) | 2,49 | 2,46 |
25 | Клебанов И.И. (Министерство промышленности, науки и технологий) | 2,45 | 2,51 |
Средний рейтинг |
3,48 |
3,48 |
Лоббисты – региональные лидеры
№ | Ф.И.О. | В августе 2003 г. | В июле 2003 г. |
Очень сильная эффективность | |||
1 | Лужков Ю.М. (Москва) | 4,25 | 4,28 |
2–3 | Абрамович Р.А. (Чукотский АО) | 4,18 | 4,21 |
2–3 | Шаймиев М.Ш. (Республика Татарстан) | 4,18 | 4,23 |
4 | Дзасохов А.С. (Республика Северная Осетия–Алания) | 4,11 | 4,07 |
Сильная эффективность | |||
5 | Лисицын А.И. (Ярославская область) | 3,96 | 3,98 |
6–7 | Тулеев А.М. (Кемеровская область) | 3,93 | 3,90 |
6–7 | Россель Э.Э. (Свердловская область) | 3,93 | 3,96 |
8 | Строев Е.С. (Орловская область) | 3,85 | 3,81 |
9 | Прусак М.М. (Новгородская область) | 3,54 | 3,40 |
10 | Аяцков Д.Ф. (Саратовская область) | 3,45 | 3,49 |
11 | Кадыров А.Х. (Чеченская Республика) | 3,37 | 3,51 |
12 | Хлопонин А.Г. (Красноярский край) | 3,12 | 3,00 |
13 | Позгалев В.Е. (Вологодская область) | 3,07 | 3,00 |
Средняя эффективность | |||
14 | Магомедов М.М. (Республика Дагестан) | 2,61 | 2,68 |
15–16 | Коков В.М. (Кабардино-Балкарская Республика) | 2,43 | 2,35 |
15–16 | Громов Б.В. (Московская область) | 2,43 | 2,53 |
17 | Ишаев В.И. (Хабаровский край) | 2,37 | 2,33 |
18-19 | Титов К.А. (Самарская область) | 2,33 | 2,31 |
18-19 | Лапшин М.И. (Республика Алтай, Аграрная партия России) | 2,33 | 2,53 |
20 | Штыров В.А. (Республика Саха (Якутия) | 2,30 | 2,28 |
21 | Толоконский В.А. (Новосибирская область) | 2,28 | 2,10 |
22–23 | Собянин С.С. (Тюменская область) | 2,17 | 2,18 |
22–23 | Сердюков В.П. (Ленинградская область) | 2,17 | 2,23 |
24 | Рахимов М.Г. (Республика Башкортостан) | 2,15 | 2,20 |
25 | Дарькин С.М. (Приморский край) | 2,12 | 2,18 |
Средний рейтинг |
3,07 |
3,08 |
Лоббисты-⌠профессионалы■
№ | Ф.И.О. | В августе 2003 г. | В июле 2003 г. |
Очень сильная эффективность | |||
1 | Сурков В.Ю. (администрация президента) | 4,48 | 4,44 |
2 | Кудрин А.Л. (федеральное правительство) | 4,45 | 4,40 |
3–4 | Христенко В.Б. (федеральное правительство) | 4,15 | 4,15 |
3–4 | Греф Г.О. (федеральное правительство) | 4,15 | 4,23 |
5 | Медведев Д.А. (администрация президента) | 4,13 | 4,18 |
6 | Хан Г.Б. (Тюменская нефтяная компания) | 4,02 | 4,05 |
Сильная эффективность | |||
7 | Алешин Б.С. (федеральное правительство) | 3,95 | 3,73 |
8 | Тосунян Г.А. (Ассоциация российских банков) | 3,77 | 3,75 |
9 | Авен П.О. (Альфа-банк) | 3,75 | 4,08 |
10 | Ресин В.И. (правительство Москвы) | 3,73 | 3,66 |
11 | Примаков Е.М. (депутат Госдумы, Торгово-промышленная палата РФ) | 3,68 | 3,66 |
12 | Вольский А.И. (Российский союз промышленников и предпринимателей) | 3,60 | 3,63 |
13 | Гордеев А.В. (федеральное правительство) | 3,59 | 3,60 |
14 | Березовский Б.А. (портфельный инвестор) | 3,56 | 3,60 |
15 | Невзлин Л.Б. (РГГУ, фонд ⌠Открытая Россия■, ЮКОС) | 3,33 | 3,35 |
16-17 | Торшин А.П. (Совет Федерации) | 3,25 | 3,18 |
16-17 | Шохин А.Н. (депутат Госдумы, ⌠Ренессанс Капитал■) | 3,25 | 3,41 |
18 | Черной Л.С. (портфельный инвестор) | 3,12 | 3,14 |
Средняя эффективность | |||
19 | Лысяков А.А. (Совет Федерации) | 2,99 | 2,98 |
20 | Гурьев А.Г. (Совет Федерации, ⌠ФосАгро■) | 2,97 | 2,97 |
21 | Шмаков М.В. (Федерация независимых профсоюзов) | 2,91 | 2,87 |
22-23 | Федун Л.А. (⌠ЛУКОЙЛ■) | 2,82 | 2,87 |
22-23 | Генералов С.В.(депутат Госдумы, Ассоциация по защите прав инвесторов) | 2,82 | 2,74 |
24 | Юргенс И.Ю. (Российский союз промышленников и предпринимателей) | 2,73 | 2,70 |
25 | Коваль А.П. (депутат Госдумы, Всероссийский союз страховщиков) | 2,68 | 2,65 |
Средний рейтинг |
3,51 |
3,52 |
Агентство экономических новостей, 2003