Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг пытается своими силами бороться с участниками, не выполняющими свои обязательства перед контрагентами. Таков смысл постановления, которое приняла на своем очередном заседании на этой неделе Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Это постановление вносит дополнения в правила осуществления брокерской и дилерской деятельности, которые ограничивают обращение векселей среди участников рынка. Несколько неожиданное решение комиссии скорее всего было вызвано недавними событиями на российском фондовом рынке.
Еще свежи в памяти у профучастников события, связанные с крушением совсем недавно динамично развивавшейся питерской компании "Пролог". Причиной ее печального конца, как известно, стал неправильный анализ ситуации на рынке. Как следствие "Пролог" не смог выполнить ряд обязательств перед своими контрагентами по ранее заключенным сделкам. Финал известен - лицензия "Пролога" аннулирована, а офис компании на замке. Однако настораживает больше всего то, что, как сообщали СМИ, еще в самом начале своего конца компания, пытаясь изменить ситуацию, выдавала своим контрагентам по сделкам векселя на гораздо более выгодных условиях, чем в среднем по рынку. Впоследствии такие действия "Пролога" создали определенные финансовые затруднения для компаний-контрагентов. Радует, что все завершилось только на этом этапе, и российский фондовый рынок не увидел целую цепь крушений инвестиционных компаний. Многие специалисты скажут, что ситуация банальна и работа на фондовом рынке - это определенный риск, и будут правы. Однако любой риск необходимо сводить до минимума.
Изучив эту ситуацию и ей подобные, ФКЦБ России приняла решение ограничить обращение векселей среди профучастников, оставляя за ними право оплачивать векселями только приобретенные товары, выполненные работы и услуги. Функции ФКЦБ в ситуации, случившейся с "Прологом", довольно ограничены. То, что находится в ее компетенции, она сделала, а именно - аннулировала действие лицензии компании и остановила ее деятельность на рынке. У инвесторов же с "Прологом" были гражданско-правовые отношения, которые подпадают под действие Гражданского кодекса, а это уже компетенция правоохранительных органов, и то в том случае, если инвестор предъявит компании судебный иск. Однако комиссия попыталась снизить вероятность подобных ситуаций в будущем.
"Использование профучастниками практики переноса исполнения своих обязательств по сделкам путем выдачи векселей может вызвать эффект домино, и сбой с исполнением обязательств одной компанией неизбежно отразится на контрагентах. Такая зависимость компаний друг от друга значительно повышает степень риска на рынке, что может привести к необратимым последствиям. События последних месяцев это наглядно иллюстрируют. Комиссия разработала это постановление с целью исключения подобных случаев в будущем", - так прокомментировал решение ФКЦБ член ФКЦБ России Сергей Харламов.
Участники рынка признают, что вексельные схемы достаточно распространены среди профучастников в расчетах по взаимным обязательствам. "Понятно, что в случае необходимости проще выпустить свой собственный вексель, и таким образом отсрочить погашение обязательства. Естественно, это создает определенный риск в случае, если у векселедателя возникают серьезные финансовые проблемы, - отметил представитель одной из крупнейших российских инвестиционных компаний. - Вообще российский вексельный рынок - это сегмент, который еще надо долго доводить до ума".
Естественно, что такое решение комиссии ориентировано в большей степени на защиту клиентов инвестиционных компаний, чем на самих профучастников, которые в отличие от банков не несут финансовой ответственности. Это полностью рифмуется с позицией комиссии, что именно инвесторы, а не профучастники - главные действующие лица на фондовом рынке, об этом неоднократно заявлял ее председатель Игорь Костиков. Однако, как стало известно, экспертный совет при ФКЦБ не поддержал инициативу комиссии и большинством голосов посчитал нужным сохранить обращение векселей среди профучастников. Впрочем, такая позиция членов экспертного совета, несмотря на нашумевшую историю с "Прологом", вполне закономерна. Ведь свое участие в совете многие его члены совмещают с работой в крупнейших компаниях - участниках рынка ценных бумаг. Заметим, что и генеральный директор злополучного "Пролога" Станислав Федоров также состоит в списках.
Очевидно, что при таком раскладе, принимая те или иные решения, члены стараются лоббировать интересы своих компаний. Есть, конечно, компании, которые сами понимают угрозу, которую таит в себе широкое применение вексельных расчетов на рынке, но, несмотря на это, обращение векселей не приветствуется слишком многими профучастниками, и экспертный совет пытается сделать все от него зависящее, чтобы повлиять на ситуацию.
Но тогда возникает вопрос: если члены профессионального сообщества защищают только профучастников, не думая о своих клиентах, то что тогда делать последним?