0
1306
Газета Идеи и люди Интернет-версия

20.05.2003 00:00:00

Николай Бордюжа: "За безопасность надо платить"

Тэги: бордюжа, одкб


бордюжа, одкб Николай Бордюжа: 'Нужна координация усилий всех стран на постсоветском пространстве'.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

- Против кого мы на сей раз дружим, Николай Николаевич, или, если говорить серьезно, каковы главные цели преобразования аморфного прежде Договора о коллективной безопасности в серьезный военно-политический блок?

- Я сразу хотел бы подчеркнуть, что ОДКБ - это сугубо оборонительный союз. А дружим мы, как вы выразились, против угроз, которые сейчас существуют как для России, так и для других стран, образовавшихся на постсоветском пространстве, прежде всего входящих в состав ОДКБ. Главные из этих угроз - терроризм, наркотики и оргпреступность, включая торговлю живым товаром.

Я убежден, что в наши дни ни одно государство, каким бы сильным оно ни было, не может обеспечить свою безопасность в одиночку. Это очень убедительно показали и трагические события 11 сентября 2001 года в США.

Система международной безопасности, сформированная после Второй мировой войны, сегодня явно дает сбои. Развитие глобализационных процессов, события последних лет реально изменили расстановку сил на планете. В мире появились новые сильные "игроки", иной характер приобрели угрозы и вызовы - все это заставляет глав государств искать надежных партнеров и союзников для выработки совместных действий по обеспечению коллективной безопасности в том или ином регионе.

- Ускорила ли недавняя война в Ираке переоформление ДКБ?

- В Душанбе прежде всего были официально оформлены идеи прошлогодней сессии ДКБ, хотя иракские события, я думаю, волей-неволей заставили многих политических лидеров задуматься над безопасностью своих государств. Какие структуры могут сегодня реально влиять на ее обеспечение? Что будет происходить со странами, которые не смогут себя защитить и не имеют союзников, способных поднять голос в их защиту, да и не только голос?..

- После саммита в Душанбе многие западные эксперты пришли к выводу, что лидеры пяти меньших стран, вошедших наряду с Россией в состав ОДКБ, пытаются таким способом найти в Москве потенциальную защитницу от возможных внешних зачисток, подобных иракской. Ведь политические режимы в некоторых, ныне союзных России государствах тоже, по мнению Вашингтона, выглядят весьма проблематично с точки зрения демократии и прав человека.

- Я думаю, что страны - члены ОДКБ, в том числе и Россия, ищут друг у друга определенную помощь в противодействии существующим угрозам. Ведь россияне вряд ли способны решить проблему распространения наркотиков без участия, например, Таджикистана, через территорию которого проходят пути их доставки. А как рассматривать вопрос о незаконной миграции без участия Белоруссии? И подобных примеров можно привести множество.

- На территории СНГ сейчас существуют два, пока не противостоящих друг другу, но все-таки альтернативных, нацеленных на разные задачи и разные мировые центры военно-политических альянса - ОДКБ и ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). Для участников второго весь "свет в окошке" - это США. Каковы перспективы их сосуществования и возможного взаимодействия? Не входит ли в ваши планы переманить в будущем какие-либо страны из второго блока в ОДКБ?

- Думаю, что создание альтернативных группировок зависит от политических вкусов, пристрастий, возможно - от неких исторических реминисценций. Я уверен в одном: мы сможем решить проблемы на постсоветском пространстве только путем координации усилий всех расположенных здесь стран. Я выступаю за поддержание отношений со всеми государствами, но также и за то, чтобы эти отношения были ясными. Если лидеры государства понимают, желают и предпринимают конкретные шаги по координации коллективных усилий, тогда ясна ситуация и очевидна направленность действий.

Если бы ДКБ с самого своего возникновения в 1992 году стал работающей и объединяющей все постсоветские страны организацией, то, я уверен, очень многие из ныне волнующих всех нас в этом геополитическом пространстве проблем уже были бы минимизированы. Но для этого нужна была именно политическая воля со стороны руководителей государств. Фактически же все 90-е годы были потрачены на напряженную, часто в одиночку, работу по одним и тем же проблемам безопасности.

Что касается расширения состава ОДКБ, то мы открыты для всех желающих пополнить наши ряды или (для начала) вести с нами диалог о взаимном решении схожих задач - как со странами СНГ, так и с другими государствами. Надеемся установить по своей линии необходимые контакты и с теми организациями, которые занимаются обеспечением безопасности в конкретных регионах мира.

- Не знаю, найдется ли где-либо еще в мире такой пример, когда на территории страны, входящей в некий военно-политический блок, расположена военная база страны, представляющей совершенно иную военно-политическую структуру... Я имею в виду присутствие американского подразделения в Киргизии, где теперь срочно расширяет свое военное присутствие и Россия.

- Я не вижу в этом никакой трагедии. У России существуют хорошие партнерские отношения с НАТО и с США. Киргизская база США создана под вполне конкретные задачи, до сих пор еще не решенные. Вы же знаете, что в Афганистане сейчас разворачивается фактически новый этап гражданской войны. И наше сотрудничество с американцами в регионе Центральной Азии отнюдь не закончено, там работы хватит для всех и, наверное, надолго - и в борьбе с терроризмом, и с наркоугрозой.

- Все ли участники душанбинского саммита однозначно подошли к созданию ОДКБ? Не было давления или сопротивления по каким-либо вопросам со стороны некоторых из президентов? Я спрашиваю это потому, что уж больно хмурые лица были у всех шести лидеров в те моменты, когда их показывали по телевидению.

- Я объяснил бы эту хмурость лиц прежде всего озабоченностью действительно чрезвычайно сложными проблемами, которые стоят сейчас перед нашими странами и которые обсуждались в Душанбе. Но как человек, участвовавший в организации саммита и присутствовавший на нем, я могу ответственно заявить, что у всех шести президентов и их соратников есть политическая воля, есть глубокий настрой на то, чтобы добиться полнокровного функционирования ОДКБ. Это проявилось, кроме прочего, и в создании важных межгосударственных органов, благодаря которым новая организация сможет реально работать и приносить серьезные результаты.

- Большую часть расходов по функционированию ОДКБ прямо или косвенно берет на себя Россия?

- Да, Россия берет на себя в финансовом плане 50% проплат, ведь у нее экономический потенциал значительно выше, чем у партнеров. За безопасность надо платить.

- Какова система функционирования ОДКБ и ее структура?

- Высший орган организации - Совет коллективной безопасности, в который входят президенты шести государств. Сессии Совета будут происходить один раз в год, если, конечно, политическая или военная ситуация не потребует чрезвычайных решений. На сегодня для нас первостепенная задача - создать механизм согласования политических позиций наших государств по тем или иным явлениям в международной жизни. Как пример назову события в Ираке.

Совет министров иностранных дел ОДКБ будет заниматься политическими вопросами, рассматривать международную ситуацию. В плановом режиме министры будут собираться два раза в год. Кроме того, созданы Совет министров обороны, Комитет секретарей Советов безопасности и Постоянный совет, который объединит полномочных представителей государств, работающих при ОДКБ на постоянной основе. И еще создан секретариат - высший координирующий орган во главе с генсеком, назначаемым на три года.

Принято также решение о создании объединенного штаба этой организации, который будет заниматься оперативным руководством силами быстрого реагирования (СБР), уже существующими, например, на территории Киргизии. В ближайшем будущем будут созданы региональные командования СБР: на западном направлении - в Белоруссии, на кавказском направлении - в Армении и на центральноазиатском направлении - пока только в Казахстане.

Какие военные структуры в будущем будут созданы на основе СБР - я сказать вам пока не могу: данный вопрос находится в стадии наработки. Определенные группировки в состав общих сил от каждой страны уже выделены. Каждая из них будет находиться в двойном подчинении - и соответствующего Министерства обороны, и военного руководства ОДКБ.

Объединенным штабом ОДКБ будет руководить начальник генштаба вооруженных сил той страны, которая в данный момент председательствует в организации. Сейчас это Таджикистан. Но первый заместитель начальника Объединенного штаба ОДКБ, на которого возлагается вся оперативная деятельность, будет назначен от России.

- Какие обязанности у вас как у генсека ОДКБ?

- Генеральный секретарь - это высшее административное должностное лицо организации. Он призван координировать работу структур всех шести стран по решению задач, поставленных Советом безопасности, а также по наработке тех предложений для глав государств, которые необходимо принять для совершенствования интеграции в сфере безопасности.

В СМИ наш договор связывают прежде всего с его военной составляющей. Но главное, на мой взгляд, - создать такие условия, при которых не было бы необходимости каким-либо образом применять вооруженные силы.

Мало говорить только о сфере военной безопасности. Ведь существуют и иные ее разновидности, например экологическая. А возьмите нынешнюю ситуацию с масштабным распространением вируса атипичной пневмонии. Ведь вполне возможно и даже необходимо взаимодействие членов ОДКБ для борьбы с распространением эпидемии в зоне действия договора. К вопросам политической безопасности относится и борьба с оргпреступностью, незаконной миграцией, наркоугрозой. В будущем я вижу проведение совместных комплексных операций в масштабе стран ОДКБ по самым острым проблемам, влияющим на нашу повседневную жизнь. И здесь необходимо взаимодействие практически всех наших силовых министерств и ведомств, не только оборонных или МИДов.

- Кто ваш непосредственный руководитель в системе ОДКБ?

- Поскольку сейчас главой организации является президент Таджикистана Эмомали Шарипович Рахмонов, то он для меня сегодня и есть та самая первая инстанция, куда я должен обращаться за решением всех вопросов. После того как президент Таджикистана даст свою оценку ситуации, я должен общаться для выработки конкретных решений с другими органами ОДКБ и отдельных стран.

Политических, военных и дипломатических структур, с которыми я должен работать в постоянном контакте, очень много. С одной стороны, это помогает в работе, но с другой - обилие инстанций может на неопределенное время затягивать решение проблем, даже весьма срочных. Значит, необходимо вырабатывать механизмы оперативного решения всех вопросов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
624
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1306
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1142
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2185

Другие новости