0
4744
Газета Идеи и люди Интернет-версия

16.05.2003 00:00:00

Кто и зачем убил Сергея Юшенкова?

Александр Гольдфарб

Об авторе: Александр Гольдфарб - исполнительный директор Нью-Йоркского отделения Фонда гражданских свобод.

Тэги: юшенков, убийство, заговор


Заголовок статьи - не оговорка: именно "зачем?", а не "за что?". Ибо Сергей Юшенков не совершил ничего такого и не мешал никому настолько, чтобы оправдать убийство, даже по беспредельным стандартам российской жизни. Но факт требует объяснения, которое должно вытекать из реалий сегодняшней политики; ведь убийство политическое. (Бытовые и экономические версии оставим Генпрокуратуре.) А коль скоро убивать Юшенкова было не за что, то, следовательно, его смерть была для заказчиков не целью, а средством для решения некоей политической задачи.

Михаил Леонтьев предложил подозревать в убийстве тех, кто будет пиарить ситуацию. Но это несерьезно. Во-первых, выгоду из смерти депутата поспешили извлечь все - от Похмелкина до Зюганова. Во-вторых, для пиара не убивают - любой политтехнолог подтвердит, что пиар-эффект разовой акции слишком мимолетен, чтобы иметь значение. В-третьих, оба персонажа, на которых сфокусировалось общественное внимание в этой связи, Борис Березовский и Владимир Путин (которого комментаторы почему-то стыдливо кодируют эвфемизмом "власть"), гораздо больше проигрывают от подозрений и инсинуаций в свой адрес, нежели выигрывают от таковых в адрес противника.

Вместе с тем не вызывает сомнений, что мотивы убийства каким-то образом связаны с противостоянием Кремля и лондонского олигарха, так как вне этого контекста смерть Юшенкова вообще не может сослужить службу кому бы то ни было. Иными словами, есть некто третий, кому было необходимо таким способом поднять ставки в партии между Березовским и Путиным. Кто же это?

Ответ на этот вопрос кроется в старой сваре, которая продолжается за кремлевской стеной, то затихая, то обостряясь, вот уже десять лет - борьбе за влияние между двумя кланами российской элиты: силовым и сырьевым. В упрощенном виде водораздел между этими кланами определяется источниками валютного дохода: в первом случае это экспорт оружия и спецтехнологий, во втором - энергоносителей и сырья. Силовой клан уходит корнями в осколки КГБ, ВПК и высшие военные круги. Хозяйственный - в нефтегазовые и сырьевые отрасли. У силового клана рынок сбыта - третий мир, у сырьевого - страны Запада. Сырьевики спят и видят, как бы навсегда остаться "западным придатком". Силовики мечтают о том, чтобы Россия вновь стала Меккой для всевозможных "прогрессивных" режимов Азии, Африки и Латинской Америки. Ударный отряд силовиков - спецслужбы. Лицо сырьевиков - олигархи и реформаторы-рыночники.

В 1995 году власти пришлось выбирать между этими кланами. Спецслужбы в лице Коржакова и Ko услужливо предлагали президенту отменить выборы, разогнать Думу и создать диктатуру. Но олигархи возразили: в этом нет необходимости, мы решим проблему бескровно, забросав ее деньгами. Президент выбрал из двух зол меньшее, то есть олигархов, и щедро расплатился с ними залоговыми аукционами. Силовики проиграли.

В 1999 году силовики были умнее и не стали оставлять власти возможность выбора. Жилые дома в Москве и Волгодонске взлетели на воздух без спросу, обеспечив победу на выборах и повязав президента, как казалось, вечной связкой. Олигархи проиграли: одних прогнали за границу, а другие смиренно затихли в кремлевской прихожей.

Спрашивается: какое отношение все это имеет к убийству Юшенкова? А вот какое. В последнее время силовики занервничали: Владимир Путин начал проявлять самостоятельность, да и история с московскими взрывами подзабылась. А между тем американское мероприятие в Ираке поставило силовиков перед новыми опасностями и новыми возможностями. Опасностями - потому что нависла угроза над рынками сбыта. Кому понадобятся их товары и услуги, если все "прогрессивные" режимы исчезнут с лица земли, а законодателями военной моды станут американские морпехи? Возможностями - потому что кое-кому в жарких странах может вздуматься оказать сопротивление "неоколониалистам", и в мире поднимется спрос на автоматы Калашникова и кое-что покруче.

А тут еще американцы и британцы стали показывать нефтегазовым олигархам морковку - перспективу интеграции с западными нефтяными компаниями, расширение рынков и легитимизацию их сомнительных капиталов в западных финансовых учреждениях. Недаром Волошина принимали в Вашингтоне, как саудовского принца, а "Бритиш Петролеум" вложила в Россию рекордные суммы. В обмен американцы хотят, чтобы Москва не мешала им разбираться с бывшими советскими клиентами от Дамаска до Пхеньяна.

Путин оказался между двух огней. Силовой клан требует от власти, чтобы она защитила его интересы и оказала поддержку жертвам американских "наездов" не на словах, а на деле. Сырьевикам наплевать на эти проблемы: они хотят жить с Америкой дружно.

Вот и решили генералы силового ордена подновить ослабшую связку - послать сигнал в Кремль, на всякий случай. Убийство Юшенкова, второго после Березовского обличителя Кремля, - напоминание, предназначенное персонально для Путина. Мол, господин президент, не забывай, ведь ты - наш человек. Будешь слишком любезничать с Кондолизой, мы здесь такое устроим - мало не покажется. Не сделаешь, как мы скажем, так мы и БАБа в Лондоне замочим и предоставим тебе объяснять англичанам, что ты тут ни при чем.

И президент намек понял. Недаром он так нелюбезно поступил с Тони Блэром, публично потребовав у него отчетности: куда делся Саддам и его химическое оружие? Что касается Блэра, то он, должно быть, очень удивился несдержанности "друга" Владимира - ведь ему невдомек, что тот чувствует за спиной тяжелое дыхание настоящих полковников.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1056
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1228
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1497
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1080

Другие новости