0
1562
Газета Идеи и люди Интернет-версия

04.02.2003 00:00:00

Фантом международного права

Ефим Смулянский

Об авторе: Сергей Несторович Егоров - доктор юридических наук. Ефим Яковлевич Смулянский - независимый политический обозреватель.

Тэги: государство, структура, норма, право


Общеизвестна безусловная юридическая формула: нет нормы - нет права. При этом нормы бывают как изданные в виде отдельного четко сформулированного правила (позитивная норма - закон, указ, постановление властного органа), так и неписаные. Чтобы получить обязательную для исполнения позитивную норму, необходим законодатель - соответствующий властный орган, который ее и создает. Чтобы она действительно стала обязательной, нужен еще и исполнительный орган, который имеет возможность заставить ее исполнять и наказывает за ее нарушение. Нужен также орган, который должен определить, кто именно нарушил норму. Отсюда с очевидностью следует, что любое право может существовать только при утрате субъектами права некоторой, весьма существенной доли своего суверенитета. Реально это проявляется как в согласии субъекта подчиниться чьей-то юрисдикции, так и в создании неких независимых от субъекта органов, способных эффективно обеспечивать и выполнение законов, и наказание за их нарушение. В частном (обыкновенном) праве обязанности и законодателя, и силы, обеспечивающей соблюдение установленных норм, исполняет государство. А как обстоит дело, если речь идет о международном праве, то есть о праве, регулирующем поведение государств в их взаимоотношениях между собой или отдельных людей из разных стран при их взаимоотношениях?

Отдельные лица, заключая между собой договоры, всегда знают, что существует очень большая третья сила, к которой можно обратиться, если контрагент нарушит этот договор. Имя этой третьей силы - государство. Для государств же как субъектов права подобных механизмов не создано. И пока такие институты в международном праве отсутствуют, оно называется международным правом только по недоразумению.

Сегодня создание наднационального органа, принимающего в виде законов межгосударственные правила поведения, и организация структур, способных обеспечить исполнение этих правил, особенно актуальны по двум причинам.

Во-первых, все более существенным становится малопонятное пока по своим последствиям явление, названное глобализацией: наднациональные экономические, финансов, военные и общественные структуры обрели такую силу, что во многом диктуют modus operandi целым государствам, и тенденция эта будет только усиливаться. Иными словами, субъекты международного права - государства - фактически теряют часть своего суверенитета, но эта потеря происходит скрыто от граждан (ибо их никто не завоевывал, а каждой страной по-прежнему правит ее собственное правительство) и, как следствие, без их ведома и согласия. Мы с открытыми глазами должны быть готовы ответить на исторический вопрос: совместим ли глобализм с демократией? Если нет, то насколько важны демократические ценности для человечества в целом, готовы ли мы пожертвовать какими-то из них и какими именно? Пока на эти вопросы ответов нет.

Во-вторых, мир столкнулся с проблемой терроризма, внутреннего и внешнего. С внутренним каждая страна должна справляться своими полицейскими силами при той или иной поддержке, естественно, мирового сообщества. А что делать с терроризмом внешним? Для решения этой проблемы совершенно необходимо настоящее международное право. Пока его нет, действия США и их союзников в Югославии, в Афганистане или в Ираке мало чем отличаются от терроризма: или отдайте нам Милошевича (бен Ладена, Саддама Хусейна), или мы будем бомбить. Сейчас уже многим понятно, что с терроризмом надо бороться иначе - нужны согласованные международные усилия по созданию межгосударственных вооруженных формирований, подчиняющихся не тому или иному конкретному правительству, а мировому сообществу в лице какого-то пока еще не существующего органа. И, что еще более важно, усилия по созданию норм международного права, детально описывающих все ситуации, при которых эти вооруженные формирования получают право и обязанность действовать, а также четких и понятных правил их действий. Естественно, создание таких надгосударственных структур (так же, как и подчинение государств решениям международных органов) невозможно без добровольной и осознанной (в отличие от процесса глобализации) отдачи части своего государственного суверенитета. С этим нам всем надо смириться и поспешить, иначе кровавым терактам не будет конца.

Важнейший вопрос для любого государства: на каких принципах можно делиться своим суверенитетом? Принципы Организации Объединенных Наций, членами которой являются почти все государства, здесь малоприемлемы: важнейшие ее решения принимает некая аристократия - Совет Безопасности, а в нем (следующая степень неравноправия) - его постоянные члены. Более того, ни для кого не является секретом, что ООН находится под сильнейшим влиянием США. Основополагающие принципы демократии требуют, чтобы все решения принимались ассамблеей, в которой у всех государств независимо ни от чего были бы равные права: одна страна - один голос. Следующий вопрос: как такая организация должна финансироваться? Возможно, в процентах от ВВП каждого из ее членов. Далее. Должны ли решения такой организации быть обязательными для всех государств мира или только для тех, кто является ее членами? Как будто бы - только для тех государств, которые согласились вступить в этот пул. А как быть с остальными? Согласятся ли с настоящими демократическими принципами устройства такой организации сильнейшие страны мира, в первую очередь США? Вопросов больше, чем ответов...

Кроме того, эта наднациональная организация будет малоэффективной, если у нее не будут организованы исполнительные и судебные структуры. Исполнительные органы должны обладать достаточно серьезными возможностями для разрешения практически любых конфликтов между государствами, в том числе военных. Судебная власть должна быть создана по еще не существующему сегодня образцу, гарантирующему разумное, объективное и беспристрастное разрешение межгосударственных споров, а также споров между всем сообществом и отдельным государством. Ни Страсбургский суд (не гражданский и не уголовный, а только по правам человека), ни Гаагский трибунал (только по военным преступлениям) не являются здесь образцами. Но при этом надо все время помнить, что пока мы ведем речь не о глобальном государстве для граждан, а только о необходимости создания хоть сколько-нибудь работоспособной системы международного права, субъектами которого являются государства. Грубо говоря, ООН является неким прообразом того, что может быть положено в основу будущего органа международного права, в то время как ЕС - достаточно осмысленный прообраз глобального государства, субъектами права в котором являются граждане.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
988
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1339
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1018
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
843

Другие новости