0
953
Газета Идеи и люди Интернет-версия

17.01.2003 00:00:00

Неопределенный новый мир

Андрей Кокошин

Об авторе: Андрей Афанасьевич Кокошин - депутат Госдумы РФ, директор Института проблем международной безопасности РАН.

Тэги: мир, безопасность, тенденции


В предлагаемых ниже тезисах названы те явления и тенденции, которые прежде всего означают существенные изменения по отношению к тенденциям, доминировавшим в мире в последние полтора-два десятилетия. Как правило, они рельефно обозначились в 2001-2002 гг.

1. Впервые за последние 200-250 лет заявили о себе два центра силы, не являющиеся частью евроатлантической цивилизации, европейской политической культуры, - Китай и Индия. Успеха в экономике, науке, технике, образовании они достигли, во-первых, не благодаря, а вопреки "вашингтонскому консенсусу", во-вторых, не жертвуя своим суверенитетом, а укрепляя его - в том числе Индия путем приобретения в 1998 г. ядерного статуса.

2. США сохраняют абсолютное преобладание в военной мощи над всеми другими государствами мира (за исключением ядерной сферы, где до конца десятилетия будет иметь место примерное равенство США и России), доминирование в СМИ и в целом на мировом "информационном поле", в мировых финансах, в массовой культуре, в масштабах усилий по развитию прикладной и фундаментальной науки. Это преобладание с высокой степенью вероятности сохранится по крайней мере на ближайшие 15-20 лет.

3. Если в 1990-е гг. в международных отношениях и политике ведущих государств доминировали финансово-экономические проблемы, то в 2001-2002 гг. на первый план вышли проблемы безопасности, прежде всего связанные с действиями крайне радикальных организаций, использующих террористические методы, с угрозой распространения оружия массового поражения и возрождением опасности войн с применением ядерного оружия.

4. Наметилась радикальная перегруппировка различных государств, коалиций, союзов, обозначился передел сфер политического, экономического и военного влияния (в том числе в духе XIX - начала ХХ в.), включая районы традиционных российских интересов и существовавшую столетиями территорию России.

5. Процесс размывания системы международных отношений как системы суверенных государств замедлился, а в ряде важнейших ее сегментов повернулся вспять.

6. В 2001-2002 гг. низкие темпы роста наблюдались одновременно в двух главных центрах мировой экономики второй половины ХХ века - в США и в Западной Европе (ЕС), а в третьем центре - Японии сохранялось состоянии стагнации. Два азиатских гиганта (Индия и Китай) сохранили высокие темпы роста.

7. Произошли значительные изменения в экономической политике ведущих западных держав. В США, Германии, Франции, Италии и ряде других стран происходит рост бюджетного дефицита, прямой государственной поддержки различных секторов экономики. Период действия "новой экономики" в том виде, в каком она развивалась со второй половины 1980-х гг., завершился. В результате процесс глобализации, берущий начало в конце XIX века, получает новые очертания.

8. После серии крупных корпоративных скандалов 2001-2002 гг. и падений основных фондовых индексов США перестали быть страной "образцовых" по управлению и финансовой эффективности корпораций.

9. Это позволило КНР в 2002 г. вырваться в лидеры стран с наиболее благоприятным инвестиционным климатом (по привлечению прямых иностранных инвестиций) - при их одновременном сокращении в США в 3 раза, в Великобритании в 5 раз. Перспективы восстановления Соединенных Штатов как доминирующего реципиента иностранных инвестиций до масштабов 1990-х гг., по крайней мере на ближайшие несколько лет, представляются сомнительными.

10. Мировой энергетический рынок оказался к 2003 г. на грани радикального передела, который может быть осуществлен прежде всего в результате усилий нынешней администрации США по смене режимов в ряде стран Персидского залива (начиная с Ирака) и развала ОПЕК как одного из важнейших "игроков" на мировом энергетическом рынке.

11. Затяжная стагнация японской экономики на фоне непрерывного роста Китая, укрепляющего свой реальный суверенитет и ставшего на путь создания современных вооруженных сил, порождает все более сложные политико-психологические фрустрации в японском обществе. Впервые за весь послевоенный период в Японии на высоком уровне в 2002 г. началось обсуждение проблемы приобретения страной собственного ядерного оружия и выхода из-под американского "ядерного зонтика".

12. Акты "мегатеррора" 11 сентября 2001 г. нанесли глубокую травму национальному сознанию США. Они одновременно позволили мобилизовать огромный эмоциональный и политический, а затем и финансово-экономический ресурс не только на "войну с терроризмом", но и на усиление доминирующих позиций США в мире, в том числе путем установления новых режимов по американской модели демократии и изменения территориально-политического устройства в ряде ключевых районов мира. Наиболее ярким проявлением этого являются политико-военные планы США в отношении Ирака.

13. Перспектива последующих актов "мегатеррора" устойчиво закрепилась в общественном сознании многих стран. Однако масштабы и глубина международного сотрудничества по антитеррору, особенно на рабочем уровне, международные и национальные механизмы и институты в большинстве случаев далеко не соответствуют масштабам угрозы - примерно в такой же степени, как это было в отношении угрозы со стороны нацизма в 1937-1939 гг. Война в Ираке (а тем более другие возможные последующие силовые акции) может еще больше увеличить разрыв между потребным уровнем усилий в реальной "антитеррористической войне" и практикой этой борьбы.

14. Соединенные Штаты в целом пока удержались в 2001-2002 гг. в международно-правовом поле, в чем велика заслуга дипломатии России, а также роль Франции и Китая как постоянных членов Совета Безопасности ООН. Исключительно важную роль в этом играет такая крупная политическая фигура, как госсекретарь США К.Пауэлл, обладающий уникальным сочетанием опыта и знаний в сфере госуправления, обороны и дипломатии.

15. Значительным остается конфликтный потенциал в отношениях между США и КНР по Тайваню, а также по вопросу об объединении Южной и Северной Кореи (с попыткой потенциальной смены усилиями США режима в КНДР, по логике, аналогичной той, которая может быть применена в Ираке, а также и в Иране). В КНР значительная часть элиты убеждена в том, что США ведут дело к развалу Китая - по аналогии с тем, что произошло в СССР в 1991 г. В Соединенных же Штатах усилилось влияние той части "истеблишмента национальной безопасности", которая считает, что растущие мощь и влияние Китая представляют крупнейшую проблему и даже угрозу национальным интересам Америки и что "Китай надо остановить, пока не поздно".

16. Западноевропейские государства в 1990-е и в начале 2000-х гг. отказались от целого ряда элементов своего суверенитета ради развития Евросоюза, но новый центр силы в виде этого интеграционного объединения до сих пор не возник, и его возникновение проблематично на всю обозримую историческую перспективу. В результате Западная Европа (а вместе с ней и страны Центральной и Восточной Европы) все больше теряет - за исключением Великобритании - роль главного партнера США в международных отношениях. В США существует мнение, что "Западная Европа все равно никуда не денется", хотя разрыв между США и Европой в культурно-ценностной ориентации по вопросам мировой политики растет.

17. В крупнейшем западноевропейском государстве - Германии лозунг администрации Дж. Буша-младшего "Кто не с нами, тот против нас", выдвинутый сразу же после событий 11 сентября 2001 г., как показала кампания по выборам в бундестаг осенью 2002 г., не прошел. Большая часть немецких избирателей во главе с правящей коалицией впервые за весь период после Второй мировой войны отказала в послушании "большому брату", причем тогда, когда США считают себя в состоянии войны. (Примечательно, что решающую роль при этом сыграли избиратели Восточных земель - территории бывшей ГДР, где оказались наиболее сильными одновременно и антивоенные, и антиамериканские настроения.)

18. Германия, затратившая сотни миллиардов марок на подъем Восточных земель, после воссоединения страны не стала "локомотивом" экономического рывка ЕС.

19. Во Франции в 2002 г. окончательно умер голлизм; новой, столь же мощной идеологии - ни этатистской, ни внеэтатистской - не возникло.

21. Мягко осуществлена смена поколений в руководстве Центрального комитета КПК; при этом сохраняется решающая роль Цзян Цзэминя и его соратников.

22. КНР до сих пор избегала и будет всячески избегать лобовой конфронтации с США - пока Китай не наберет достаточной мощи и влияния в мировых делах.

23. Россия в 2000-2002 гг. в целом упрочила свои позиции в системе международных отношений по сравнению с предыдущим периодом. Заметно улучшилось положение в экономике. Однако темпы экономического роста остаются значительно ниже того уровня, на который ориентировал президент Владимир Путин. Продолжают возрастать удельный вес сырьевых секторов и зависимость экономики страны от конъюнктуры мировых сырьевых рынков.

24. Одной из рельефных черт мировой политики после 11 сентября 2001 г. стало значительное улучшение отношений между РФ и США, что в целом отвечает интересам России. Одновременно нам удалось значительно продвинуться в развитии отношений с Индией и Китаем, более того - начать взаимодействие в рамках "треугольника" Индия-Китай-Россия, не направленное против чьих-либо интересов, но способное оказать серьезное стабилизирующее воздействие на систему международных отношений.

25. Принятые на саммите НАТО в Праге решения о приглашении в состав альянса новых членов из числа бывших республик Советского Союза являются одной из крупнейших исторических ошибок Запада, последствия которой скажутся и на устойчивости всей христианской цивилизации перед лицом грозных опасностей XXI века. Теперь потенциал сотрудничества в рамках "двадцатки" Россия- НАТО будет использован далеко не в той мере, в какой требуют борьба с террористизмом, с появлением новых ядерных государств и другими реальными угрозами международному сообществу, требующими исключительно высокого уровня взаимного доверия и отсутствия тех чувств несправедливости, которые вызывают у подавляющего большинства россиян решения о расширении НАТО в условиях такой совместной борьбы, сопоставимой с той, которую вела антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны.

26. В условиях происходящих тектонических сдвигов в мировой политике еще большую значимость для России имеют процессы, происходящие по периметру наших государственных границ. Особую роль при этом играют новые независимые государства, возникшие на постсоветском пространстве. Здесь Россия в 2001-2002 гг. осуществила перегруппировку своих сил, сделав ставку на механизмы разноуровневой и разноскоростной реинтеграции.

27. Болезненно, с откатами и зигзагами идет в ряде новых независимых стран становление их национальной государственности. Во многих странах наблюдается затяжной кризис власти, проявляются тенденции к дезинтеграции. Имеют место многочисленные нарушения прав человека, в том числе этнических меньшинств, к чему Россия, создающая у себя современную систему политической демократии, не остается и не может быть равнодушной. При этом со стороны западных стран в отношении этих новых государств (и их правительств) и России нередко применяются двойные стандарты в области прав человека.

28. Обеспечение общих экономических, социальных, культурных интересов, общих интересов безопасности с народами, деловыми и политическими элитами стран постсоветского пространства превратилось в одну из ключевых задач, требующих объединения усилий нашего общества и государства.

29. Одним из важнейших условий обеспечения реального суверенитета России является сохранение и усиление независимой военной мощи страны во всех трех компонентах "новой триады" (сил и средств ядерного сдерживания, сил общего назначения и спецсил, предназначенных для борьбы с терроризмом), а также оборонной промышленности и науки.

30. Нарастающая стратегическая неопределенность в мире, растущая нестабильность подтверждают важность сохранения и развития внешнеполитической стратегии "равновекторности" в отношении ведущих центров силы, дистанцированности от вступления в долговременные блоки и союзы с теми или иными мировыми центрами силы при наращивании партнерских отношений с ними и другими государствами там, где они носят взаимовыгодный и равноправный характер.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
661
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
845
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
711
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
573

Другие новости