- Александр Владимирович, как бы вы прокомментировали появление примерной программы содержания предмета "Православная культура"?
- Я думаю, что произошло недоразумение, поскольку тот предмет, содержание которого было приложено к письму министра образования, нельзя назвать "православной культурой". По сути дела, речь идет об обучении православной вере. В этом отношении наша позиция вполне однозначна. Она определяется Конституцией и законодательством об образовании. Образование, как и государство, у нас светское, и обучать религии в рамках общегосударственного стандарта образования и за счет бюджетных средств невозможно.
Это невозможно как по юридическим причинам, так и потому, что Россия - многоконфессиональное и многонациональное государство. Выделение какой-то одной религиозной культуры в школьном образовании может иметь весьма далеко идущие последствия. Речь может идти только о факультативном обучении предметам религиозного содержания с согласия родителей учеников и вне рамок той программы, которая финансируется из бюджета и входит в образовательный стандарт.
- Но ведь Министерство образования как раз и утверждает, что речь идет только о факультативном преподавании "Православной культуры".
- Как я уже сказал, здесь есть какое-то недоразумение, поскольку в приложении к письму министра образования прямо говорится, что "Православная культура" может включаться в состав федерального, регионального и школьного компонента программы образования. То есть речь идет не о факультативе, а об обязательной программе, которая входит в государственный стандарт образования и финансируется из бюджета. Однако это невозможно, поскольку, как считают многие эксперты, разработанное Министерством образования примерное содержание курса "Православная культура" носит ярко выраженный религиозный характер.
- Как вы считаете, почему Министерство образования вообще пошло на это?
- Хочется надеяться, что люди, готовившие примерное содержание курса "Православная культура", озабочены тем, чтобы дети получали знания действительно об основах православной культуры, а не православной религии. Но они явно переборщили. Кроме того, нельзя выделять какую-то одну из религий, исповедуемых российскими гражданами.
- В каком виде, на ваш взгляд, возможно преподавать в российской школе знания о религии?
- Я думаю, что в школьной программе достаточно предметов, в рамках которых ученики могли бы получать знания о различных религиозных культурах. Например, история, искусство, естествознание. Вопрос в том, чтобы это преподавание было сбалансировано и не давалось в таких огромных объемах, как это предлагается в курсе "Православной культуры".
- Как вы относитесь к идее введения в обязательную школьную программу курса религиоведения?
- Я думаю, в этом нет необходимости. То, что относится к религиозной культуре и общечеловеческим ценностям, вполне можно преподавать в рамках других курсов, которые я уже называл.