0
1107
Газета Идеи и люди Интернет-версия

29.11.2002 00:00:00

Партийные кандидаты не должны быть "равнее" других

Аркадий Любарев

Об авторе: Аркадий Ефимович Любарев - эксперт по вопросам избирательного законодательства.

Тэги: закон, выборы, президент


За тринадцать лет, прошедших с первых в нашей новейшей истории альтернативных выборов, избирательное законодательство претерпело кардинальные изменения. Но некоторые принципы сохранялись неизменными. Один из них - равные права зарегистрированных кандидатов при проведении предвыборной агитации.

Однако в последнее время предпринимаются попытки подвергнуть ревизии и этот принцип. Так, в Законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" прошла довольно невнятно сформулированная норма, согласно которой партиям могут быть предоставлены дополнительное эфирное время и дополнительная печатная площадь. А теперь в Думу внесен проект закона "О выборах Президента Российской Федерации". И прежде неясная норма приобретает вполне конкретные черты.

Согласно проекту бесплатная печатная площадь, выделяемая государственными газетами для предвыборной агитации, делится пополам: половина отводится на равных условиях всем зарегистрированным кандидатам, а другая половина - партиям и блокам, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов. Понятно, что эти партии и блоки будут использовать выделенную им площадь для агитации за своих кандидатов. Таким образом, оказывается, что партийные кандидаты получат существенно больше площади, чем независимые (непартийные).

Немного по-другому проект предлагает поделить бесплатное эфирное время. Треть времени будет отведена для дискуссий, треть - всем кандидатам для индивидуальных выступлений и треть - партиям и блокам, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов. Нетрудно подсчитать, что при равном числе партийных и независимых кандидатов первые получат в два раза больше времени, чем последние, и при этом в пять раз больше времени для индивидуальных выступлений.

Нетрудно понять, что авторы данной нормы стремятся усилить роль политических партий в избирательном процессе. Стремление справедливое, но ведь надо же и меру знать! И не покушаться на основополагающие принципы из конъюнктурных соображений.

На президентских выборах 1996 г. из 11 зарегистрированных кандидатов лишь двое (Жириновский и Явлинский) были выдвинуты избирательными объединениями. Та же картина наблюдалась и в 2000 г. - из 12 зарегистрированных кандидатов избирательными объединениями были выдвинуты также двое (Жириновский и Памфилова). На следующих выборах, очевидно, соотношение кандидатов будет другим. В первую очередь из-за того, что кандидаты, выдвинутые прошедшими в Думу партиями и блоками, будут освобождены от сбора подписей. А значит, и Зюганов предпочтет выдвигаться от своей партии, да и у Путина будет гораздо больше резона принять выдвижение от "Единой России".

Но если бы речь шла только о Путине, Зюганове, Явлинском, Немцове или Жириновском, которым обеспечена поддержка миллионов избирателей! На сегодня Минюст зарегистрировал более 40 партий. И каждая из них будет иметь право выдвинуть своего кандидата в президенты. Правда, для того, чтобы кандидат от большинства из них был зарегистрирован, потребуется 2 млн. подписей. Но ведь индустрия сбора подписей уже хорошо налажена.

И вот ведь что получится. Один кандидат выдвинет себя сам и соберет в свою поддержку группу из 500 избирателей. А другой будет выдвинут партией, насчитывающей 10 тыс. членов и получившей на выборах в Думу 400 тыс. голосов (примерно столько собрало в 1999 г. движение "За гражданское достоинство", выдвинувшее в 2000 г. Эллу Памфилову кандидатом в президенты). Затем оба кандидата соберут по 2 млн. подписей. Но второй из них окажется "равнее" первого. Неужели 400 тыс. голосов весомее, чем 2 млн. подписей?! А ведь голосов может быть и меньше: некоторые партии в 1999 году не получили и 100 тыс.

Напомню, что начиная с 1998 г. федеральные законы о выборах пять раз были предметом рассмотрения Конституционного суда. И каждый раз хотя бы одна норма признавалась неконституционной. И норма, отменяющая равные права зарегистрированных кандидатов при проведении предвыборной агитации, тоже из разряда тех, о которых хочется узнать мнение Конституционного суда.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Закон против пыток не срабатывает уже два года

Закон против пыток не срабатывает уже два года

Екатерина Трифонова

Нормы Уголовного кодекса и международных конвенций применяют избирательно

0
1396
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
2337
Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Анастасия Башкатова

Искусственный интеллект уже оценивает скорость принятия решений чиновниками

0
1397
Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Дарья Гармоненко

Парламентские политструктуры поспорили о том, кто станет оппозицией "Единой России"

0
1485

Другие новости