За тринадцать лет, прошедших с первых в нашей новейшей истории альтернативных выборов, избирательное законодательство претерпело кардинальные изменения. Но некоторые принципы сохранялись неизменными. Один из них - равные права зарегистрированных кандидатов при проведении предвыборной агитации.
Однако в последнее время предпринимаются попытки подвергнуть ревизии и этот принцип. Так, в Законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" прошла довольно невнятно сформулированная норма, согласно которой партиям могут быть предоставлены дополнительное эфирное время и дополнительная печатная площадь. А теперь в Думу внесен проект закона "О выборах Президента Российской Федерации". И прежде неясная норма приобретает вполне конкретные черты.
Согласно проекту бесплатная печатная площадь, выделяемая государственными газетами для предвыборной агитации, делится пополам: половина отводится на равных условиях всем зарегистрированным кандидатам, а другая половина - партиям и блокам, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов. Понятно, что эти партии и блоки будут использовать выделенную им площадь для агитации за своих кандидатов. Таким образом, оказывается, что партийные кандидаты получат существенно больше площади, чем независимые (непартийные).
Немного по-другому проект предлагает поделить бесплатное эфирное время. Треть времени будет отведена для дискуссий, треть - всем кандидатам для индивидуальных выступлений и треть - партиям и блокам, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов. Нетрудно подсчитать, что при равном числе партийных и независимых кандидатов первые получат в два раза больше времени, чем последние, и при этом в пять раз больше времени для индивидуальных выступлений.
Нетрудно понять, что авторы данной нормы стремятся усилить роль политических партий в избирательном процессе. Стремление справедливое, но ведь надо же и меру знать! И не покушаться на основополагающие принципы из конъюнктурных соображений.
На президентских выборах 1996 г. из 11 зарегистрированных кандидатов лишь двое (Жириновский и Явлинский) были выдвинуты избирательными объединениями. Та же картина наблюдалась и в 2000 г. - из 12 зарегистрированных кандидатов избирательными объединениями были выдвинуты также двое (Жириновский и Памфилова). На следующих выборах, очевидно, соотношение кандидатов будет другим. В первую очередь из-за того, что кандидаты, выдвинутые прошедшими в Думу партиями и блоками, будут освобождены от сбора подписей. А значит, и Зюганов предпочтет выдвигаться от своей партии, да и у Путина будет гораздо больше резона принять выдвижение от "Единой России".
Но если бы речь шла только о Путине, Зюганове, Явлинском, Немцове или Жириновском, которым обеспечена поддержка миллионов избирателей! На сегодня Минюст зарегистрировал более 40 партий. И каждая из них будет иметь право выдвинуть своего кандидата в президенты. Правда, для того, чтобы кандидат от большинства из них был зарегистрирован, потребуется 2 млн. подписей. Но ведь индустрия сбора подписей уже хорошо налажена.
И вот ведь что получится. Один кандидат выдвинет себя сам и соберет в свою поддержку группу из 500 избирателей. А другой будет выдвинут партией, насчитывающей 10 тыс. членов и получившей на выборах в Думу 400 тыс. голосов (примерно столько собрало в 1999 г. движение "За гражданское достоинство", выдвинувшее в 2000 г. Эллу Памфилову кандидатом в президенты). Затем оба кандидата соберут по 2 млн. подписей. Но второй из них окажется "равнее" первого. Неужели 400 тыс. голосов весомее, чем 2 млн. подписей?! А ведь голосов может быть и меньше: некоторые партии в 1999 году не получили и 100 тыс.
Напомню, что начиная с 1998 г. федеральные законы о выборах пять раз были предметом рассмотрения Конституционного суда. И каждый раз хотя бы одна норма признавалась неконституционной. И норма, отменяющая равные права зарегистрированных кандидатов при проведении предвыборной агитации, тоже из разряда тех, о которых хочется узнать мнение Конституционного суда.