0
1285
Газета Идеи и люди Интернет-версия

29.11.2002 00:00:00

Культ от культуры будет отделен

Тэги: образование, православие, культура, филипов


- Владимир Михайлович, в связи с разосланным письмом некоторые общественные и религиозные деятели уже заявили, что таким образом под видом светской религиоведческой дисциплины дети будут получать чисто конфессиональное богословское образование. Контраргументы этих экспертов вам известны, конечно: почему православие, а не ислам или буддизм? Не разрушит ли это существующий сейчас в России конфессиональный баланс? Все-таки школа останется у нас отделенной от церкви или нет?

- Вы правильно сказали, что Минобразования направило примерную программу содержания предмета "Основы православной культуры. И письмо недаром называется - "информационное" (бывают еще: "инструктивное" - надо ввести тот или иной предмет; "методическое" - как надо что-то реализовывать). И в этом письме нигде не было того, что стали все додумывать: что это станет обязательным для всех.

Напомню, что у нас сейчас часы школьной программы делятся на три части: 75% часов - федеральный компонент, 15% - региональный компонент и 10% - школьный компонент. Так вот, утверждается, что якобы программа "Основы православной культуры" станет обязательной для всех даже в школьном компоненте┘ Этого абсолютно не было в письме Минобразования. Просто дело в том, что многие регионы - Кемеровская область, Калининградская область, целый ряд других областей - обращались к нам с просьбой: поскольку у них эта работа ведется, чтобы не было перекоса в какую-то сторону, они хотели бы иметь примерную программу, с запасом. Мы и дали эту программу с запасом - в ней 364 часа. Ее никогда никто не будет реализовывать в таком объеме, но выберет из нее десять часов, сто часов┘ И нигде в этом письме ни слова не говорилось, как и где преподавать. Это уже за нас стали домысливать, что этот предмет будет обязательным для всех.

Я заявляю. Первое. Предмет "Основы православной культуры" не будет в федеральном базисном учебном плане обязательным для всех школ страны. Второе. Вопрос о его преподавании может решаться в рамках только либо школьного, либо регионального компонентов. Но даже в этих рамках этот предмет не будет, не должен и не может быть обязательным для всех учеников данного класса и данной школы. "Основы православной культуры" - предмет или факультативный, или по выбору. Ведь практически каждый школьный класс у нас в стране - многонациональный.

- Другими словами, если, допустим, мой ребенок не захочет ходить на этот факультатив - его не отчислят из школы?

- Ни в коем случае. Факультатив - это предмет по выбору. Мы обязаны предложить ребенку несколько предметов по выбору. Ну, например, "Основы греческой культуры" или "Основы православной культуры". Кстати, если бы я сейчас послал точно такое же письмо, в котором написал не "Основы православной культуры", а "Основы греческой культуры", кто-нибудь среагировал бы? Никто бы вообще не заметил этого письма. То есть греческая культура - это нормально; а православная культура, которая касается нашей страны и нашей двухтысячелетней истории, это ненормально. Так ведь получается!

- Но подчеркивается, что программа "Основы православной культуры" фактически совпадает с курсами, преподаваемыми в православных духовных семинариях. Вот о чем речь.

- Это неправда. Абсолютно. Возникает действительно вопрос: какое содержание по этому предмету мы должны давать? Мы знаем с вами, когда какой съезд или пленум ЦК КПСС был. Но вы мне сейчас не назовете - и никто не назовет! - деятелей православия, хотя бы в первые 500 лет его существования. Или во вторые пятьсот лет. Поэтому вопрос о необходимости дать знания хотя бы о некоторых элементах православной культуры, ее основных этапах, ее деятелях весьма актуален. Мы должны были дать учащимся эти знания. Обделенность наша с вами, получивших образование в СССР, в этом плане очевидна. Все наши призывы - давайте отведем детей в Эрмитаж или в Третьяковку - они бессмысленны: большую часть картин классиков мы с вами там не поймем, так как они написаны на библейские сюжеты.

- Вся загвоздка как раз в том, чтобы правильно уловить эту грань - между преподаванием православной культуры и насаждением православного культа...

- Вы правильно ставите вопрос. Школа должна относиться к преподаванию этого предмета с точки зрения знаниевого подхода, но не культа. Этим и отличается данный предмет от преподаваемого, возможно, этого же предмета в православных учебных заведениях. Там - это приобщение к культу: входит учитель - встали, помолились, начался урок┘ Вот этого не должно быть. Остается знаниевый подход к предмету.

Есть хороший зарубежный пример - французский. Французы провели опросы среди детей: что такое Троица? Большинство из школьников ответили, что "Троица" - это станция метро. И только 10% ответили, что это понятие связано с религией. Вот этого не должно быть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1266
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3361
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1907
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2208

Другие новости