- Владимир Михайлович, в связи с разосланным письмом некоторые общественные и религиозные деятели уже заявили, что таким образом под видом светской религиоведческой дисциплины дети будут получать чисто конфессиональное богословское образование. Контраргументы этих экспертов вам известны, конечно: почему православие, а не ислам или буддизм? Не разрушит ли это существующий сейчас в России конфессиональный баланс? Все-таки школа останется у нас отделенной от церкви или нет?
- Вы правильно сказали, что Минобразования направило примерную программу содержания предмета "Основы православной культуры. И письмо недаром называется - "информационное" (бывают еще: "инструктивное" - надо ввести тот или иной предмет; "методическое" - как надо что-то реализовывать). И в этом письме нигде не было того, что стали все додумывать: что это станет обязательным для всех.
Напомню, что у нас сейчас часы школьной программы делятся на три части: 75% часов - федеральный компонент, 15% - региональный компонент и 10% - школьный компонент. Так вот, утверждается, что якобы программа "Основы православной культуры" станет обязательной для всех даже в школьном компоненте┘ Этого абсолютно не было в письме Минобразования. Просто дело в том, что многие регионы - Кемеровская область, Калининградская область, целый ряд других областей - обращались к нам с просьбой: поскольку у них эта работа ведется, чтобы не было перекоса в какую-то сторону, они хотели бы иметь примерную программу, с запасом. Мы и дали эту программу с запасом - в ней 364 часа. Ее никогда никто не будет реализовывать в таком объеме, но выберет из нее десять часов, сто часов┘ И нигде в этом письме ни слова не говорилось, как и где преподавать. Это уже за нас стали домысливать, что этот предмет будет обязательным для всех.
Я заявляю. Первое. Предмет "Основы православной культуры" не будет в федеральном базисном учебном плане обязательным для всех школ страны. Второе. Вопрос о его преподавании может решаться в рамках только либо школьного, либо регионального компонентов. Но даже в этих рамках этот предмет не будет, не должен и не может быть обязательным для всех учеников данного класса и данной школы. "Основы православной культуры" - предмет или факультативный, или по выбору. Ведь практически каждый школьный класс у нас в стране - многонациональный.
- Другими словами, если, допустим, мой ребенок не захочет ходить на этот факультатив - его не отчислят из школы?
- Ни в коем случае. Факультатив - это предмет по выбору. Мы обязаны предложить ребенку несколько предметов по выбору. Ну, например, "Основы греческой культуры" или "Основы православной культуры". Кстати, если бы я сейчас послал точно такое же письмо, в котором написал не "Основы православной культуры", а "Основы греческой культуры", кто-нибудь среагировал бы? Никто бы вообще не заметил этого письма. То есть греческая культура - это нормально; а православная культура, которая касается нашей страны и нашей двухтысячелетней истории, это ненормально. Так ведь получается!
- Но подчеркивается, что программа "Основы православной культуры" фактически совпадает с курсами, преподаваемыми в православных духовных семинариях. Вот о чем речь.
- Это неправда. Абсолютно. Возникает действительно вопрос: какое содержание по этому предмету мы должны давать? Мы знаем с вами, когда какой съезд или пленум ЦК КПСС был. Но вы мне сейчас не назовете - и никто не назовет! - деятелей православия, хотя бы в первые 500 лет его существования. Или во вторые пятьсот лет. Поэтому вопрос о необходимости дать знания хотя бы о некоторых элементах православной культуры, ее основных этапах, ее деятелях весьма актуален. Мы должны были дать учащимся эти знания. Обделенность наша с вами, получивших образование в СССР, в этом плане очевидна. Все наши призывы - давайте отведем детей в Эрмитаж или в Третьяковку - они бессмысленны: большую часть картин классиков мы с вами там не поймем, так как они написаны на библейские сюжеты.
- Вся загвоздка как раз в том, чтобы правильно уловить эту грань - между преподаванием православной культуры и насаждением православного культа...
- Вы правильно ставите вопрос. Школа должна относиться к преподаванию этого предмета с точки зрения знаниевого подхода, но не культа. Этим и отличается данный предмет от преподаваемого, возможно, этого же предмета в православных учебных заведениях. Там - это приобщение к культу: входит учитель - встали, помолились, начался урок┘ Вот этого не должно быть. Остается знаниевый подход к предмету.
Есть хороший зарубежный пример - французский. Французы провели опросы среди детей: что такое Троица? Большинство из школьников ответили, что "Троица" - это станция метро. И только 10% ответили, что это понятие связано с религией. Вот этого не должно быть.