ЧАСТЬ 1. Иракские программы производства химического, биологического и ядерного оружия и баллистических ракет
ГЛАВА 2. Программы Ирака: 1971-1998 годы
1. Ирак приступил к исследованиям по разработке химического и биологического оружия более 30 лет назад. Исследования по химическому оружию начались в 1971 году в маленькой, хорошо оборудованной лаборатории в Рашаде, к северо-востоку от Багдада. Исследования и опыты проводились тогда на ряде химических веществ, включая иприт ("горчичный газ"), CS и табун. Позднее, в 1974 году, была организована лаборатория особого назначения под названием "Аль-Хасан ибн аль-Хайтам". В конце 1970-х годов были разработаны планы построить большой исследовательский (но обладающий также и коммерческим производственным потенциалом) институт в пустыне примерно в 70 км к западу от Багдада под шифром "Проект 922". Это учреждение должно было стать Государственным институтом Мутанна (Muthanna State Establishment), также известным под названием Аль-Мутанна (al-Muthanna) и действовавшим под легальным названием Иракского государственного центра по производству пестицидов.
Это учреждение начало свою деятельность в 1982-1983 годах. Оно имело пять исследовательских и конструкторских секторов, каждый из которых работал по собственной программе. Кроме того, Аль-Мутанна была главной фабрикой по производству основных химических веществ, и она занимала лидирующее положение в разработке и производстве химических и биологических веществ для военных целей, включая все аспекты и стадии разработки оружия и его испытаний совместно с военными ведомствами. Согласно информации, полученной впоследствии от иракцев-перебежчиков, общий объем производства достиг в 1991 году 4000 тонн веществ в год, но можно предположить, что он был еще более широкомасштабным. Аль-Мутанна имела филиалы в виде складов и фабрик первичной переработки, известные как Фаллуджах 1, 2 и 3 неподалеку от Хаббанияха, к северо-западу от Багдада. Некоторые части этих филиалов еще не были достроены, когда они подверглись массированным бомбардировкам во время Войны в Заливе в 1991 году.
2. Ирак приступил к разработке биологического оружия в середине 1970-х годов. После подготовительных исследований был учрежден специальный центр по разработке и производству этого вида оружия в Аль-Салмане (al-Salman), известный также под названием Салман Пак (Salman Pak). Этот центр окружен с трех сторон рекой Тигр и расположен примерно в 35 км к югу от Багдада. Хотя на этой ранней стадии в разработке биологического оружия были достигнуты некоторые успехи, Ирак решил сконцентрировать усилия на развитии химических веществ и средств их доставки в Аль-Мутанне. В начале 1980-х годов, когда началась Ирано-Иракская война, программа производства биологического оружия была реанимирована.
В 1985 году доктор Рихаб Таха был назначен начальником небольшой лаборатории по разработке биологического оружия в Аль-Мутанне, что способствовало активизации работы. Примерно в это же время были разработаны планы переоборудования центра Салман Пак с целью превратить его в подпольное предприятие по производству биологического оружия. Доктор Таха продолжал работать со своей командой в Аль-Мутанне до 1987 года, а затем переехал в Салман Пак, находившийся под контролем Директората общей разведки. В ходе осуществления программы была построена фабрика особого назначения (Проект 324) в Аль-Хакаме. Производство биологических веществ началось в 1988 году, их военные испытания и приспособление к средствам доставки осуществлялись в сотрудничестве с работниками Государственного учреждения Мутанна. С середины 1990-х годов некоторые гражданские научные лаборатории также были приспособлены для разработки и производства биологических веществ в военных целях. Среди них можно назвать:
- Аль-Даврахский институт вакцинирования, который производил ботулиновый токсин и вел исследования на предмет использования вирусов в военных целях. Есть разведданные, позволяющие предположить, что производились также разработки по антраксу (сибирской язве);
- Аль-Фудалияхский сельскохозяйственный и гидропроектный исследовательский центр, где ведутся разработки по производству афлатоксинов и по генной инженерии;
-Амарийях Сера и Институт вакцин, которые использовались для хранения биологических веществ и были вовлечены в исследования по генной инженерии.
3. Ко времени Войны в Заливе Ирак произвел очень большое количество химических и биологических веществ для военных целей. Из ряда заявлений, которые Ирак был вынужден сделать в ООН в 1990-х годах, мы знаем, что к 1991 году в стране было произведено по меньшей мере:
- 19 000 литров ботулиновых токсинов, 8500 литров антракса, 2200 литров афлатоксина и производились работы по изготовлению других биологических веществ;
- 2850 тонн иприта, 210 тонн табуна, 795 тонн зарина и циклозарина, а также 3,9 тонны VX-газа.
4. Иракская ядерная программа была задействована под эгидой Иракской комиссии по атомной энергии в 1950-е годы. В соответствии с Договором о сотрудничестве в области ядерной энергии, подписанным с Советским Союзом в 1959 году, в Тувайте был построен центр ядерных исследований, оборудованный атомным исследовательским реактором; этот центр был главным звеном в ядерной программе Ирака. Исследовательский реактор работал до 1991 года. Рост доходов Ирака от продажи нефти в начале 1970-х годов обеспечивал активное осуществление исследовательской программы. Она была подкреплена также приобретением в середине 1970-х годов двух исследовательских реакторов, работавших на высокообогащенном урановом топливе, и оборудования для производства и хранения топлива для реактора. К концу 1984 года Ирак полностью обеспечивал себя урановой рудой. Один из реакторов был разрушен в ходе израильской атаки в июне 1981 года незадолго до того, как он был готов к вводу в эксплуатацию; другой реактор так и не был окончательно смонтирован.
6. Официальная цель, провозглашенная Багдадом, состояла в производстве начинки для 20-килотонных ракетных боеголовок, приспособленных для простейших взрывных устройств. Конструкция, на которую ориентировались иракские специалисты, напоминала ту, которая была использована в Нагасаки в 1945 году.
Ирак работал также и над более продвинутыми концепциями. К 1991 году программа была поддержана путем привлечения большого количества ученых, документации, баз данных и создания необходимых инфраструктур.
7. До Войны в Заливе Ирак имел хорошо развитую индустрию производства баллистических ракет. Многие из этих ракет, использовавшихся во время Войны в Заливе, представляли собой модифицированную иракскую версию СКАДов; таким был "Аль-Хуссейн" с радиусом действия, увеличенным до 650 км. До Войны в Заливе Ирак имел около 250 импортных ракет типа СКАД плюс неустановленное количество самостоятельно произведенных устройств и их компонентов. Ирак работал над усовершенствованными вариантами СКАД, такими, как "Аль-Аббас", который имел радиус действия 900 км. Ирак также разрабатывал новые конструкции ракет на базе СКАД. Последние данные разведки свидетельствуют о том, что в то время разработки продвигались успешно. Так, например, Ирак приступил к осуществлению плана разработки новой ракеты на основе СКАДа с радиусом действия 1200 км. Ирак производил также частичные испытания многоступенчатых баллистических ракет, основанных на технологии СКАД, известных под названием "Аль-Абид". Также в течение этого периода Ирак разрабатывал двухступенчатую ракету "Бадр-2000" с 700-1000-километровым радиусом действия на твердом топливе (базировавшуюся на иракской части программы Кондор-2, осуществлявшейся совместно с Аргентиной и Египтом). Существовали и планы создания многоступенчатых систем на твердом топливе с радиусом действия 1200-1500 км.
Использование химического и биологического оружия
8. Ирак часто применял различное химическое оружие во время Ирано-Иракской войны. Многие жертвы до сих пор находятся в иранских госпиталях, страдая от долгосрочных последствий различных форм рака и легочных заболеваний. В 1988 году Саддам применил также иприт (горчичный газ) и вещества нервно-паралитического действия против иракских курдов в Халабдже (Halabja), на севере Ирака. Оценки экспертов расходятся, но, согласно данным Комиссии по соблюдению прав человека (Human Rights Watch), число погибших достигает 5000 человек.
9. Ирак применил большое количество иприта, табуна и зарина во время войны с Ираном, что привело к гибели более 20 000 иранцев.
10. Из иракского заявления, сделанного в ООН после Войны в Заливе, нам известно, что к 1991 году Ирак произвел большое количество средств доставки для химического и биологического оружия, включая свыше 16 000 бомб свободного падения и свыше 110 000 артиллерийских ракет и снарядов. Ирак также признал перед Специальной комиссией ООН, что он обладал 50 боеголовками с химическим и 25 боеголовками с биологическим оружием, готовыми для применения при помощи баллистических ракет.
Использование баллистических ракет
11. Ирак применил свыше 500 ракет типа СКАД в Иране во время Ирано-Иракской войны как против военных целей, так и против мирного населения, а также 93 ракеты типа СКАД во время Войны в Заливе. Последние были направлены на Израиль и на силы коалиции, расположенные в районе Залива.
12. Когда Война в Заливе подошла к концу, международное сообщество не сомневалось в том, что иракский арсенал химического и биологического оружия, а также баллистических ракет должен быть уничтожен. Метод, избранный для достижения этой цели, состоял в том, что Комиссия ООН (UNCOM) будет производить регулярные инспекции на территории Ирака и добьется полного уничтожения химического и биологического оружия, а также баллистических ракет с радиусом действия более 150 км. Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ) было поручено разработать и осуществить программу уничтожения ядерного оружия Ирака. Между 1991 и 1998 годом комиссия добилась существенных успехов в обнаружении и уничтожении очень большого количества химического оружия и баллистических ракет, а также фабрик и учреждений, связанных с их производством. МАГАТЭ также уничтожило инфраструктуру для программы производства иракского ядерного оружия и вывезло из страны основные запасы ядерных материалов. Все эти успехи были достигнуты, несмотря на постоянное и изощренное противодействие, включавшее в себя целую систему препятствий, задержек, обструкции, лжи и отрицания очевидности (см. часть 2 настоящего доклада). Из-за всех этих помех UNCOM пришла в 1998 году к выводу, что она больше не в состоянии выполнять действия, предусмотренные ее мандатом. Инспекторы покинули страну в декабре 1998 года.
13. Основываясь на докладе UNCOM Совету Безопасности ООН, сделанном в январе 1999 года, а также на предыдущих докладах комиссии, мы констатируем, что когда инспекторы ООН покинули Ирак, они недосчитались (оставили необнаруженными):
- до 350 тонн химических веществ, применяемых в военных целях, включая 1,5 тонны нервно-паралитического VX-газа;
- до 3000 тонн химикалий, прошедших первичную обработку, включая приблизительно 300 тонн, которые, согласно иракской программе химического вооружения, были предназначены исключительно для производства VX-газа;
- большое количество ингредиентов, предназначенных для производства биологического оружия - количество, достаточное для троекратного производства официально зарегистрированных 8500 литров спор антракса (возбудителя сибирской язвы); Ирак сам признался в том, что имел такие запасы;
- свыше 30 000 единиц специального снаряжения для доставки химических и биологических веществ.
14. Выезд из Ирака UNCOM означал, что международное сообщество оказалось неспособным установить правду, скрывавшуюся за всеми этими - весьма существенными - несоответствиями и нестыковками, и значительно ослабило свои возможности производить мониторинг продолжающихся попыток Ирака возобновить выполнение своих программ вооружения.
ГЛАВА 3. Нынешнее положение: 1998-2002
1. В этой главе сообщается то, что нам известно о выполнении Ираком программ химического, биологического и ядерного вооружения и программы развития баллистических ракет; сведения почерпнуты из всех доступных источников. Наши главные выводы таковы:
- Ирак имеет годное к применению химическое и биологическое оружие и средства его доставки - вопреки резолюции Совета Безопасности ООН за номером 687; в самое последнее время Ираком было произведено большое количество химических и биологических веществ военного назначения;
- Саддам продолжает придавать огромное значение владению оружием массового поражения и баллистическими ракетами, поскольку видит в них основу власти Ирака на региональном уровне. Он исполнен решимости продолжить наращивание своих возможностей во всех этих областях;
- Ирак способен доставить химические и биологические вещества, используя для этой цели большой арсенал артиллерийских снарядов разного радиуса действия, бомб свободного падения, распрыскивателей и баллистических ракет;
- Ирак продолжает трудиться над разработкой ядерного оружия вопреки своим обязательствам по Договору о нераспространении и вопреки резолюции Совета Безопасности ООН # 687. Была предпринята попытка доставить из Африки уран, который не может найти применения в Ираке в мирных целях;
- Ирак владеет усовершенствованными модификациями баллистических ракет СКАД с увеличенным радиусом действия вопреки резолюции Совета Безопасности ООН # 687; эти ракеты способны достичь Кипра, восточной части Турции, Тегерана и Израиля. Ирак также ведет разработки по дальнейшему производству ракет с увеличенным радиусом действия;
- нынешнее военное планирование Ирака делает особую ставку на использование химического и биологического оружия;
- вооруженные силы Ирака способны применить химическое и биологическое оружие; для этого есть все необходимые средства контроля, доставки и управления. Иракские войска способны привести эти средства поражения в действие через 45 минут после принятия соответствующего решения;
- Ирак извлек свои уроки из опыта предыдущих проверок инспекторов ООН и уже предпринял ряд шагов для сокрытия и рассредоточения оборудования и документации в порядке подготовки к возвращению инспекторов;
- программы Ирака по разработке и производству химического, биологического и ядерного оружия, а также программы по производству баллистических ракет хорошо финансируются.
Химическое и биологическое оружие
Выводы Объединенного разведывательного комитета (JIC) за 1999-2002 гг.:
2. С момента отъезда инспекторов ООН из страны JIC собирал и анализировал все доступные сведения, включая сведения, полученные из секретных источников, и пришел к выводу: Ирак продолжает работу над производством наступательного химического и биологического оружия и усиливает свои возможности по части его применения. В первой половине 2000 года JIC отследил попытки Ирака добыть химикаты двойного назначения и возобновить производство химических веществ для якобы мирных целей на тех предприятиях, которые прежде использовались для военных разработок. Ирак также производил попытки добыть химикаты двойного назначения и оборудование, которое может быть использовано для работ по программе производства биологического оружия. Персонал, который, как известно, был связан с разработками биологической военной программы перед Войной в Заливе, продолжал вести исследования в области болезнетворных субстанций. Имеются разведданные, свидетельствующие о том, что Ирак начал производство биологических субстанций на передвижных станциях. Планирование этого проекта началось в 1995 году под руководством доктора Рихаба Таха, известного в качестве ведущего специалиста по программам, разрабатывавшимся перед Войной в Заливе. JIC пришел к выводу, что Ирак имеет достаточное количество квалифицированных сотрудников, оборудования и материалов для производства биологических субстанций для военных целей, и он способен изготовить их за несколько недель, используя свои официальные биотехнологические мощности.
Недавние разведданные
5. В самое последнее время разведка добыла сведения из надежных источников, которые дополняют и подтверждают прежние выводы JIС о том, что Ирак имеет химическое и биологическое оружие. Разведданные также показывают, что руководство Ирака обсуждало ряд тем, касающихся этого оружия. Последние данные разведки позволяют сделать следующие выводы:
- можно считать доказанным, что химическое и биологическое оружие играет важную роль в военном мышлении иракского руководства: разведданные показывают, что Саддам придает колоссальное значение владению химическим и биологическим оружием, которое рассматривается им в качестве единственной основы для утверждения власти Ирака в регионе. Он верит, что уважение к Ираку зависит от владения им этими видами вооружения и ракетами, способными послужить средствами их доставки. Полученные сведения подтверждают, что Саддам преисполнен решимости сохранить свои возможности в этом плане, поскольку он уверен, что политический вес Ирака уменьшился бы, если бы военная мощь страны основывалась только на конвенциональных вооруженных силах;
- Ирак пытается сохранить существующие запрещенные системы вооружения: Ирак уже предпринял ряд шагов с целью помешать инспекторам ООН по вооружению обнаружить свидетельства о работах по программе химического и биологического вооружения. Разведданные указывают на то, что Саддам извлек уроки из предыдущих проверок инспекторов ООН: он установил возможные слабые звенья в процессе проведения инспекторских проверок и знает, как их использовать. Чувствительное оборудование и соответствующая документация могут быть легко спрятаны, и в некоторых случаях это уже произошло. Создание мобильных станций по производству биологических субстанций также внесло свой вклад в усиление возможностей сокрытия истины. Саддам полон решимости не потерять возможности, которые он сумел нарастить за те четыре года, которые прошли после отъезда инспекторов;
- Саддам преисполнен решимости применить химическое и биологическое оружие: имеющиеся разведданные указывают на то, что Саддам рассматривает использование химического и биологического оружия, в том числе и против собственного шиитского населения, как неотъемлемую составную часть военного планирования. Полученные сведения показывают, что иракские военные способны применить химическое и биологическое оружие через 45 минут после получения соответствующего приказа.