Во вторник вечером в Московскую городскую прокуратуру поступило заявление от члена молодежной организации "Идущие вместе" 49-летнего Артема Магунянца, в котором он обвинил известного российского писателя Владимира Сорокина, лауреата премии имени Андрея Белого, автора таких романов, как "Голубое сало" (лонг-лист Букера) и "Лед" (2002 г.), в распространении порнографии и нанесении морального ущерба.
Таким образом, писатель подпадает под действие статьи 242 УК РФ, которая предусматривает нешуточное наказание - до двух лет тюремного заключения. Правда, пока речи даже о предварительном заключении не идет: решение о том, возбуждать ли по заявлению Магунянца уголовное дело или нет, еще не принято. По факту обращения назначена проверка, а прокуратура размышляет о достаточности оснований для уголовного расследования и ждет результатов уже идущей экспертизы "Голубого сала" - именно она должна дать ответ на вопрос, есть в романе порнография или нет.
Тем не менее оперативно-следственные мероприятия уже проводятся. Правда, как-то непонятно. Например, милиция уже ссылается на то, что порнографическим роман "Голубое сало" признала экспертиза, проведенная ООО "Видео-Асс". Однако в самом "Видео-Ассе" опровергают эту информацию, утверждая, что никогда не занимались экспертизой книг.
Странно, что "источником" порнографии "Идущие вместе" посчитали роман "Голубое сало", который вышел три (!) года тому назад, успел побывать в номинантах на самую престижную литературную премию России - и благополучно встать на книжную полку.
Вот уже несколько лет Сорокина издает московское издательство "Ad Marginem". После подачи иска в издательстве "Ad Marginem" (чьи книги также неоднократно получали престижные издательские премии) раздался телефонный звонок. Подполковник милиции Щербаков попросил к телефону Владимира Сорокина, которого, само собой, в конторе не было, так что разговор состоялся с директором издательства Александром Ивановым, в ходе которого стало по крайней мере ясно, кто есть кто в данной ситуации. Сотрудник ОВД "Замоскворечье" обещал разобраться в ситуации, мы же напомним, что "Идущие вместе" уже неоднократно заявляли о своем отношении к Сорокину, который, по их мнению, дискредитирует позитивные традиции великой русской литературы.
Вот как комментирует ситуацию издатель Александр Иванов: "Я считаю, что их прошлая акция с обменом "плохих" книг на "хорошие" с треском провалилась. Ребята сели в лужу. А теперь начинается второй тур их саморекламы. В качестве объекта нападения был выбран Володя Сорокин. Почему? Потому что Сорокин на сегодняшний день - один из самых известных писателей. Он пишет яркие романы, сценарии и даже либретто, которое заказал ему Большой театр. Поэтому "Идущим вместе" выгоднее "наехать" на успешливого человека, а не на Виктора, скажем, Ерофеева, который им в последний момент "не показался". Вот и все. Володю втягивают в дискуссионное поле, которое никак не связано с литературой. А жаль".
По мнению Александра Иванова, эти гонения пока (и слава богу!) никак не связаны с безусловными бестселлерами последнего полугодия - книгами Александра Проханова "Господин Гексоген" и Эдуарда Лимонова "Книга воды", которые вышли в его издательстве. Но кто знает...
Сам Владимир Сорокин в беседе был лаконичен.
Он напомнил, что чуть раньше в Московскую прокуратуру поступил иск от молодежной организации христианского толка, в котором писатель был обвинен уже по пяти пунктам - от распространения порнографии до разжигания национальной розни. В тот раз в качестве "носителя" был избран фильм Зельдовича "Москва" - одно из самых ярких событий в мире отечественного кинематографа 2000 года.
Наконец, вчера состоялась еще одна акция - а именно на площади перед Большим театром все те же "Идущие вместе" публично выступили против оперы, либретто для которой уже пишет Сорокин. И даже сожгли чучело писателя. На вопрос "НГ", как сам Сорокин объясняет такое пристрастие к собственной фигуре со стороны молодежных организаций прокремлевского типа, он ответил, что "работа над либретто для оперы - дело чрезвычайно трудоемкое, и у меня в голове нет времени, чтобы отвлекаться на выходки разных идиотов".
"У них, наверное, много свободного времени. Вот пусть и расскажут", - заключил писатель.
И они, конечно же, расскажут. Будет много слов о том, какой должна быть литература и какой - нет. О том, что есть правильные книги и что есть книги, которые надо сжигать. Пока они их в отличие от чучел не сжигают. Пока они только собираются у входа в Министерство культуры - очень похожие друг на друга молодые и ненавидящие новое старики - и дружно требуют оградить страну от "неправильной" литературы. Но до костров недалеко: на вчерашнем митинге у Минкульта собравшиеся вместе с радостью откликнулись на призыв одного из ораторов "Киньте эту грязь перед дверями Министерства культуры!", и книжки полетели на камень. Особенно старались ветераны: они не просто бросали, они рвали книги, которые им не понравились. Пытались даже топтать, но милиция не позволила.
Истины ради надо сказать: в собравшейся посмотреть на "Идущих" толпе нашлись люди, подбиравшие брошенные книги и уносившие их с собой. Они спасали книги молча и без патетики. А "Идущие вместе" отправились вчера еще и к памятнику Чехову - просить прощения у Антона Палыча за состояние великой русской литературы.
Вот только Чехову эти ламентации вряд ли понадобятся.
Потому что если бы "Идущие" были еще и "Читающими", то знали бы, что и Чехову, Достоевскому, и Толстому в свое время предъявляли примерно те же претензии примерно в тех же словах. И только вопреки этим претензиям мы имеем ту самую русскую литературу, от лица которой выступают случайные люди.
Да, это тоже старая дурная русская традиция - втягивать литературу в поле массовой дискуссии, которая не имеет к литературе никакого отношения. Мы видим это и на примере Лимонова, и на примере Проханова, и - теперь вот - на примере Сорокина.
Не надо только забывать, что великие литературы рождаются вопреки массе, которая, как известно, очень любит ходить вместе. А вот правительство у каждой массы всегда одно и то же - то, которое она заслужила.
Как признать книгу незаконной
Страна |
Годы |
Организация, принимающая решение |
Основания для запрета |
Россия |
2002 год |
Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций |
Пункт # 7 "Временного положение совета министров РСФСР об издательской деятельности в РСФСР" # 211 от 17 апреля 1991 года (на сегодняшний день утративший силу; иного документа, регламентирующего этот вопрос, не существует): "Не допускается использование издательской деятельности для призыва к насильственным свержению или изменению существующего государственного и общественного строя, пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, атеистической исключительности или нетерпимости, распространения порнографии, а также в целях совершения иных уголовно-наказуемых деяний". |
Германия |
30-е годы XX века |
Имперская палата словесности |
Изъятию и уничтожению подлежат печатные издания, содержащие пропаганду коммунистических и либеральных идей, призывы к пацифизму, равенству и братству всех народов, отказу от националистической и милитаристской политики, выражающие сомнения в превосходстве немецкой нации. |