0
1315
Газета Идеи и люди Интернет-версия

18.06.2002 00:00:00

Главное оружие против терроризма

Тэги: хасбулатов, образование, чечня, терроризм


- Руслан Имранович, как известно, одна из основных проблем сегодняшней Чечни в том, что целое поколение детей просто не училось. Каков, на ваш взгляд, может быть выход из этого страшного положения?

- Положение действительно страшное. Ведь чеченцы всегда отличались тем, что даже глубокие старики прекрасно объяснялись по-русски, народ говорил на русском языке без акцента. И вот теперь выросло поколение молодежи, которое не знает русского языка!

- Да оно не только русского языка не знает - у него нет элементарных знаний вообще...

- Вот именно, для чеченцев русский язык долгие годы был основным способом включения в мировую культуру, в интеллектуальную и духовную жизнь мировой цивилизации. В последние десять лет подрастающее поколение для всего этого потеряно практически полностью. И если сейчас не спохватиться, не остановить войну, не включить эту молодежь в сферу образования и культуры, из этих ребят выйдут боевики, которые не просто будут Чечню взрывать, они взорвут весь Северный Кавказ, выкинут оттуда армию. Вот что угрожает России - потеря всего Северного Кавказа. Я уже устал предупреждать, писать, говорить об этой страшной угрозе┘

Выход здесь, как мне представляется, следующий. Надо организовать по всей Чечне высшие учебные заведения на государственной основе с бесплатным обучением, открыть филиалы лучших московских, ростовских, питерских вузов. А тех, кто не получил аттестата зрелости, надо вовлекать в систему также бесплатного образования в школах и колледжах, сделать среднее образование в Чечне по-настоящему обязательным. Специально готовить педагогические кадры для работы с подростками 14-17 лет, которые окончили 2-3 класса┘

- Или вообще не ходили в школу┘

- Да, есть и такие - и они не должны чувствовать себя психологически ущербными. Это очень большая работа: ведь в Чечне уже 20-30 тысяч таких подростков - целая армия! Государству гораздо выгоднее готовить из них студентов, специалистов, чем если они через год-два станут боевиками без образования, без угрызений совести: жестокими, не ориентирующимися ни на какие моральные нормы. Министерства образования РФ и Чечни должны заняться этим очень серьезно.

- Ваша концепция образования в Чечне, если не ошибаюсь, направлена на то, чтобы в первую очередь готовить для республики управленцев и экономистов?

- Да. В 1990 году, когда я был депутатом российского парламента от Грозного, мы даже планировали на государственном уровне открыть в Чечне филиал Плехановской академии с двумя основными факультетами - общеэкономическим и управления. К сожалению, тогда это кончилось┘ войной. А ведь именно такие специалисты в Чечне сейчас очень нужны. Вспомним - ведь в Грозном был Нефтяной институт, один из лучших в Союзе. Его выпускники в свое время осваивали татарскую, башкирскую, потом сибирскую нефть. И сегодня, когда я бываю на Ближнем Востоке, нередко встречаю там земляков, выпускников Грозненского нефтяного института: они работают консультантами министерств нефтяной промышленности стран этого региона. А сейчас от Грозненского нефтяного не осталось камня на камне - даже фундамента нет. Тяжелая артиллерия, танки все сровняли с землей.

Так что Чечне сегодня очень нужны и инженеры, и менеджеры. Нужны, к примеру, и специалисты, занимающиеся использованием горячих источников - их в Чечне множество, а земля в республике прекрасная, здесь можно выращивать овощи круглый год. Как, например, в Исландии - в начале 90-х я направил туда группу специалистов из Грозного, они привезли прекрасные результаты, но их осуществлению тоже помешала война┘

- Насколько я знаю, в концепции образования Чечни всегда использовался менталитет чеченского тейпа. Какова его роль сейчас?

- Да, в прошлом, в мирное время, тейп мог многому научить. Однако в годы "демократии" эта проблема во многом стала искусственной: слишком много политических и прочих спекуляций базировалось на том, к какому тейпу принадлежит человек - хотя в каждом из 417 городов, станиц и аулов Чечни живут представители практически всех тейпов.

Я вот, например, по тейпу - харачой. Мое родовое село - Толстой-юрт (где жил знаменитый чеченец Садо, друживший с великим русским писателем-графом). Сейчас там 10 тысяч жителей, среди них - представители практически всех тейпов (а не только харачоевцы). Так что, я уверен, не стоит сегодня заигрывать с этими давно отжившими отношениями, которые сегодня никто ни при каких обстоятельствах не восстановит. Интересно, что и московская пресса в свое время подхватила эту чепуху - мол, вот этот деятель из такого тейпа, а тот - из сякого.

Сейчас в Чечне, да и на всем Кавказе прислушиваются, к счастью, не к тейповым характеристикам, а к авторитету человека. Я чувствую себя одинаково уютно в самых разных регионах Чечни - и не только в Чечне, но и в Дагестане. У меня дома часто бывают не только чеченцы, но и дагестанцы, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, грузины и армяне - представители многих народов, озабоченных восстановлением мира на Кавказе и в Закавказье.

- Вернемся к программе образования для Чечни. Сейчас, насколько я знаю, там будет использована перспективная международная модель индивидуального обучения через интернет?

- Да, это как раз новейшие информационные технологии, которые позволят каждому человеку, имеющему провалы в образовании, обучаться у себя дома, за компьютером: она идеально подходит для Чечни, поскольку позволяет овладевать знаниями в сегодняшних совершенно немыслимых условиях, сложившихся в республике. Самыми различными знаниями - от элементарных школьных и до вузовских. Осуществляет эту работу для Чечни Московский открытый гуманитарный университет, где разрабатываются компьютерные программы по разным курсам и тематикам обучения, а также специальные методики обучения в условиях разрухи, когда нет возможности быстро создать необходимую учебную базу. По интернету, сидя у себя дома, чеченская молодежь сможет слушать лекции, которые читаются в Москве, просматривать информационный материал, участвовать в практических занятиях.

- И это станет фактически главным оружием против терроризма?

- Внешне звучит, конечно, несколько наивно, но на самом деле так оно и есть. Ведь история человечества доказала: гуманизм и просвещение неразлучны. Не случайно сегодня существует понятие "глобального мира" - взаимосвязанного, взаимопроникающего, когда в самые дальние уголки земного шара проникают глобальные ценности. Вести войны в этих условиях - уже совершенная дикость и варварство. Так что сегодня в Чечне надо добиться того, чтобы люди думали не об оружии, а о знаниях.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1262
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1110
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2129
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
953

Другие новости