Пятый приоритет. Либерализация позиционирования России во внешнем мире.
От захвата без контроля - к контролю без захвата.
"Евразия является центром мира и тот, кто контролирует Евразию, осуществляет контроль над всем миром".
З.Бжезинский
"Великая шахматная доска" - так назвал политическую головоломку на огромном Евразийском пространстве профессор З.Бжезинский. На этой доске в течение столетий разворачивается захватывающая партия. Чтобы выиграть в шахматы, нужно уметь считать на много ходов вперед и думать быстро.
Россия уже сделала много плохих ходов, но самое непростительное - почти всегда долго думала. Даже гордилась этим: "медленно запрягаем - да быстро едем". Но дело в том, что в шахматах на кобыле не объедешь, и удаль молодецкая не спасет. Флажок на политических шахматных часах, отсчитывающих время, отведенное нам для принятия принципиальных стратегических решений, уже повис и вот-вот упадет: ход нужно делать как можно быстрее, но и ошибаться больше нельзя.
Мы обязаны констатировать: внешняя политика СССР, опиравшаяся на ошибочную идеологию и потому ставившая неверные стратегические цели, а позднее российская внешняя политика - точнее, ее отсутствие - нанесли непоправимый ущерб нашим насущным интересам.
Поэтому ни власть, ни эксперты, ни, самое главное, общество не могут ответить на тривиальные вопросы: НАТО в Косово - это хорошо или плохо для России? Американские военные базы в Средней Азии сегодня, а в Грузии завтра - это поражение или победа?
Если это поражение - то почему? И кто понес за него наказание? Если победа - то объясните, в чем ее выгода для граждан России и раздайте награды победителям за успешные операции.
А может быть, нас это все не касается и для нас это не важно?
Парадокс: вся армия брошена на войну в Чечне, вся политическая изворотливость устремлена на ее оправдание, а в это время по всему периметру все еще огромной страны происходит беспрецедентный передел традиционных, подчеркиваю - традиционных, а значит, во многом исторически эффективных для России и для ее соседей сфер влияния.
Но это только кажущийся парадокс - свою политическую несостоятельность власть пытается прикрыть борьбой с террористами и шарахается из стороны в сторону: то мы не любим Америку, то любим, то опять не любим, и не знаем, на чем сердцу успокоиться. Пора бы выучить банальную истину - "в политике нет постоянных друзей, а есть постоянные интересы".
Основной смысл либерализации внешней политики России состоит в отказе от устаревшей идеологии владения (захвата, удержания) и в переходе к идеологии контроля, то есть эффективного управления.
США, а за ними и другие страны уже давно отвергли идею захватнических войн, потому что поняли, что политика установления контроля без захвата значительно эффективнее захвата без контроля. Поэтому в приведенной мной в начале этого раздела цитате З.Бжезинский говорит о контроле над Евразией, а не о владении ей.
Но наиболее упрямые и непонятливые - Гитлер в Германии, Сталин в СССР и другие вожди - даже в середине и второй половине ХХ века продолжали удовлетворять собственные амбиции - владеть, за счет жизней десятков миллионов своих и чужих граждан.
Я считаю, что у либеральной России есть стратегия, которая может позволить нам не только продолжать оставаться на большой части Евразии, исторически принадлежащей России, но и получить влияние на огромных мировых пространствах в интересах страны.
Главной задачей, задачей номер один, во внешнем мире для либеральной России должны стать отношения со странами Содружества Независимых Государств.
Этот приоритет необходимо формулировать совершенно конкретно: восстановление единого экономического и однородного военного пространства на всей территории СНГ.
Конструкции взаимодействия со странами СНГ для достижения этой цели могут быть различными: от локальных союзов типа Россия-Беларусь до модели объединенной Европы.
Но только необходимо усвоить, что без перехода самой России к новому либеральному государственному устройству этот первостепенный внешнеполитический приоритет нереализуем. Убедительный пример - многолетняя и заведомо обреченная на неудачу попытка создать союз Россия-Беларусь. В ответ политические лидеры Татарстана резонно рассуждают: почему Беларусь в новом союзе с Россией на равноправном уровне взаимоотношений, а Татарстан - нет. Потому что белорусов 12 млн., а татар - 8? Или потому, что белорусы и русские - славяне и братья во Христе, а татары - нет?
Очевидно, что аналогично думают не только политики Татарстана, но и политически ответственные лидеры всех входящих в состав Российской Федерации национальных образований. Поэтому ключ к успеху в достижении самого главного внешнеполитического приоритета для России - в изменении государственного устройства самой России в соответствии с ее Конституцией, а также в создании всяческих привилегий во взаимоотношениях с Россией для вновь образованных государств СНГ.
Вторая задача - Европа.
Цель - интеграция России в Европейское сообщество через сложившиеся институты типа Европейского союза, НАТО и др. наряду с максимальным упрощением в перемещении людей, товаров и услуг между Россией и объединенной Европой.
Первый шаг в достижении этой цели состоит в создании официальных (то есть наделенных необходимыми полномочиями государств-участников), постоянно действующих, рассчитанных минимум на 20-30 лет международных органов планирования и реализации решений по интеграции России в Европу. Эти международные органы могут быть созданы по подобию аналогичных структур, реализующих процесс создания объединенной Европы.
Третья задача - Северная Америка.
Построение долгосрочных равноправных отношений с США. Россия должна точно сформулировать для себя, что означает лидирующая роль США в мире. Понимание лидирующей роли США в мире не должно означать отказ от собственных, в том числе отличных от американских, стратегических приоритетов. Ярким примером служит ситуация на постсоветском пространстве, где, безусловно, интересы России и США сталкиваются, но есть регионы, где интересы России и США совпадают или могут совпасть.
Четвертая задача - КНР.
Профессор А.Ракитов отмечает: "Конечно, рано или поздно Сибирь будет заполонена китайцами! Вопрос не в этом, а в том, будут ли они россиянами или нет. Это зависит от нас. От нашей сегодняшней воли. Если китайцам в России жить будет лучше, чем в Китае, - ничего страшного. Просто у нас в армии будут служить российские граждане китайской национальности┘"
Сегодня взаимоотношения с Китаем зависят от нас, от нашей воли и, я бы добавил, от умения реализовать три предыдущие внешнеполитические задачи, а также от способности создать долгосрочную заинтересованность Китая в сильной либеральной России.
Пятая задача - Арабский мир и Израиль.
Влияние СССР в этой части мира традиционно строилось на геополитической идее противостояния США и его союзнику в этом регионе - Израилю. Для достижения этих целей политическое руководство СССР культивировало усиление влияния в арабском мире экстремистских тенденций и использование их для создания международных террористических центров.
За последнее десятилетие Россия утратила влияние в арабском мире, которое ей досталось в наследство от СССР, что послужило толчком к началу крупномасштабной перегруппировки сил на Ближнем Востоке и в других арабских странах. Этот процесс только начался, и в нем активно участвуют прежде всего США.
Вследствие колоссального влияния Арабского мира на мировую экономику Россия должна взамен устаревших методов влияния найти новые, основанные на цивилизованных традициях и общих экономических интересах.
Более 20 миллионов мусульман, граждан России, - огромный политический потенциал влияния нашей страны в этой части земного шара.
Важнейшую для России роль в новом продвижении наших интересов в этом регионе может также сыграть Израиль в силу возрастающего влияния в нем миллионной русскоязычной диаспоры, составляющей почти четверть населения этой страны и имеющей встречные жизненно важные интересы в России.
Шестая задача - Япония, Корея, Индия.
Мощная экономика Японии и ее географическое положение требуют незамедлительного урегулирования вопроса о так называемых "северных территориях". За десятилетия после окончания Второй мировой войны было предложено много различных, в том числе выгодных для России путей решения этой проблемы. Самое неразумное с точки зрения интересов России в этом регионе - откладывать решение.
России нужна сильная Япония, дружественная Индия и объединенная Корея как важные участники установления баланса сил в этом регионе.
Седьмая задача - Африка, Латинская Америка, Океания.
Россия заинтересована в построении экономически и политически рациональных долгосрочных отношений со всеми странами этих регионов. Тем более что многие из этих стран, вступая в разнообразные союзы и блоки, существенно влияют на баланс сил и стабильность позиций России во внешнем мире.
Конечно, для реализации такой стратегии необходимо умение заглядывать вперед, воля и сила.
Заключение. Глобализм как предельная форма либерализма.
Прозрачность каждого для всех, и всех - для каждого.
От представительной власти - к прямому участию в принятии решений.
"Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу".
Евангелие от Марка
Современный мир переживает тектонические сдвиги. Они определяются рядом совпадающих по времени событий: распад СССР, появление единственного мирового лидера - США, перераспределение сфер влияния в наиболее значимых регионах земного шара, а главное - глобализация всех основных процессов, определяющих жизнедеятельность человечества: информации, политики, экономики, транспортных потоков людей и материальных ресурсов.
Такое беспрецедентное изменение мира не может не сопровождаться системным кризисом, поскольку одновременно трансформации подлежат чуть ли не все устоявшиеся представления о мире. По существу, речь идет о замене отживающей эстетики постиндустриального общества на новую, я ее называю эстетикой предельного либерализма.
Суть ее состоит в тотальной "прозрачности" каждого для всех и всех - для каждого, что позволяет качественно сократить ограничительные функции власти путем их перераспределения в пользу граждан и общественных институтов.
В течение всего XX века США достойно несли тяжелый крест идеолога либерализма. Однако политика США на протяжении последних лет, а особенно после 11 сентября 2001 года, имеет вектор, диаметрально противоположный либеральной идее и уж тем более - идее предельного либерализма. То есть вместо того, чтобы в ответ на новые качественные изменения мира отреагировать новой идеологией (развивающей традиционную либеральную, на основе которой США стали мировым лидером), Америка отступает назад: усиливает государственные институты, ужесточает централизованный контроль над обществом и гражданами и т.п.
Глобализация - не как унификация и ограничение свобод, чего справедливо опасаются ее противники, а как предельная индивидуализация и расширение свобод одновременно с абсолютной прозрачностью каждого гражданина для общества и власти, а власти и общества для каждого гражданина, т.е. информационного равенства, - вот продолжение вектора либерального, а следовательно, наиболее эффективного развития мира. Важно отметить, что естественный путь развития современных информационных технологий, уже проникших в каждый дом, в каждую семью, предопределяет абсолютную прозрачность каждого человека, хочет он этого или нет, а следовательно - именно такой "прозрачный" способ организации общества.
Одновременно новые информационные технологии позволяют существенно сократить объем решений, делегируемый обществом представительной и исполнительной властям, заменяя решения властей прямыми референдумами практически по любым значимым для общества и государства вопросам.
На этом этапе смены парадигмы развития человечества Россия получает новый шанс. Потому что лидером нарождающегося нового мира станет тот, кто первым воспримет и реализует передовую идею - идею предельного либерализма и, следовательно, построит самую эффективную систему организации общества и государства.
Россия в течение всей своей истории была максималистской страной: самой жестокой, самой жалостливой, самой реакционной, самой чувственной, самой революционной, самой коммунистической. "Русские - максималисты, и именно то, что представляется утопией, в России наиболее реалистично", - писал Н.Бердяев. У России нет возможности выжить, если она не станет либеральной, но если Россия станет либеральной, то она будет - самая!
Cap d"Antibes - London, осень 2001 - весна 2002