0
7324
Газета Идеи и люди Интернет-версия

29.11.2001 00:00:00

Кремлевские призраки

Тэги: путин, кремль, интрига


Октябрь 2001 года. Генеральная прокуратура возбуждает уголовное дело против главы МПС Николая Аксененко. Министра допрашивают, берут подписку о невыезде. Смысл комментариев в СМИ - "давно пора". Только Анатолий Чубайс, которого (наряду с Олегом Дерипаской) считали одним из организаторов этой кампании, неожиданно оценивает действия прокуратуры в отношении Аксененко абсолютно недопустимыми. "Я не понимаю действия власти, которая позволяет в таком режиме общаться с министрами. Власть обязана гораздо более бережно относиться к членам правительства", - говорит он. Более того, Чубайс добавляет, что считает Аксененко одним из сильнейших руководителей страны. Между прочим, делает он это заявление не где-нибудь в Москве или в Свердловске, а именно в Санкт-Петербурге, причем в адрес человека, которого он, мягко говоря, недолюбливает.

Рассказывают, что сразу после этого заявления Чубайс был вызван в Кремль. Разговор президента и главы РАО "ЕЭС" длился около сорока минут. По его окончании Путин вызвал главу ФСБ Патрушева и генпрокурора Устинова и устроил "разгон" за "преувеличение" обвинений в адрес Аксененко.

Надо полагать, что именно этот "разгон" послужил отправной точкой для сглаживания очередного (и наверняка) планового "наезда" на руководителей МПС и ГТК, на бывшее руководство МВД и нынешнее - МЧС, о "преступной деятельности" которых немало говорилось в те дни. Активность авторов политических скандалов заметно снизилась.

Заметьте, что и Аксененко, и Шойгу, и Рушайло, и Ванин - люди из старой команды, те, кого мы привыкли считать членами "семьи". За полтора года президентства Путина дебаты вокруг антитезы "питерские-московские" слегка поутихли. Но не потому, что проблема решилась. Просто потому, что люди, создавшие вокруг президента стену повыше кремлевской, не хотят, чтобы о них говорили. Они - как призраки. И им не нужен свет: Николай Патрушев, Юрий Заостровцев, Виктор Иванов, Игорь Сечин и Сергей Пугачев. Все - питерцы.

У них общее прошлое. Общие цели. И общие (хотя и не всегда) враги. Николай Патрушев давно метит в кресло руководителя президентской администрации. Юрий Заостровцев мечтает возглавить экономический блок правительства, для чего устроил масштабную PR-кампанию по раскрутке собственной персоны, объявив себя "экономическим мозгом" команды Путина. Два зама Волошина - Игорь Сечин и Виктор Иванов - играют против собственного шефа, а заодно руководят наездами Генпрокуратуры на неугодных людей. Цель Сергея Пугачева - стать единственным российским банкиром-олигархом.

Межпромбанк прославился в нашей стране тем, что через него очень удобно уводить средства в офшоры. Чего стоит один перечень связанных с ним скандалов: "Бэнк оф Нью-Йорк", реставрация Кремлевского дворца, "АЛРОСА" и т.п. Впрочем, необходимость в отмывании денег возникает и теперь у респектабельных на вид бизнесменов. Например, у хозяев мебельных магазинов "Три кита" и "Гранд". Их владельцами являются компании, принадлежащие, в частности, отцу Юрия Заостровцева Евгению Алексеевичу, генерал-майору КГБ в отставке. И надо же было так случиться, что именно вокруг этих мебельных гигантов разгорелся грандиозный скандал. Как заявил замначальника таможенной инспекции ГТК Михаил Берновский, "Трем китам" и "Гранду" долгое время удавалось занижать стоимость ввозимой в Россию мебели, зарабатывая на "сэкономленных" таможенных пошлинах миллионы долларов. Например, за 8 месяцев прошлого года - порядка 8 млн. (!) долл. недополученного государством дохода. Охраной же "нужных" таможенных терминалов, на которых складировалась эта мебель, занималось ЧОП "Форт-секьюрити", руководит которым (по стечению обстоятельств?) опять-таки Е.А. Заостровцев.

Глава ГТК Михаил Ванин замахнулся на мебельную гидру - и тут же получил по рукам. Генпрокуратура с невиданной оперативностью расследует спешно возбужденное (по письму гендиректора "Трех китов" и "Гранда" Сергея Зуева) дело в отношении сотрудников ГТК о некоем превышении полномочий. Именно о некоем - потому что никаких конкретных обвинений таможенникам не предъявлено до сих пор! Кстати, Зуев контролирует 40% мебельных продаж в России. Понятно, что без солидного прикрытия такой бизнес существовать не может. Особенно если учесть, что вокруг этого бизнеса собрались далеко не ангелы. Например, пресловутую Одинцовскую таможню (ныне закрытую ГТК) опекали некто Андрей Саенко, известный своими связями с солнцевской ОПГ, а после него - бывший сотрудник управления "Н" (таможня, наркотики, контрабанда) ДЭБ ФСБ Евгений Жуков. Оба выполняли роль посредников-курьеров (в том числе и с занимавшимся контрабандой оружия членом солнцевской ОПГ Владимиром Кветным), оба имели прямой доступ в кабинет Юрия Заостровцева, куда наряду с информацией приносили и толстые конверты. Известно, что месячный гонорар за прикрытие Одинцовской таможни и связанных с ней фирм ("Стройтехносервис", "Кассандра", "Евросервис", "Горки", МУП "Терминал" и т.д.) составлял 250 000 долл. Вряд ли сегодня после скоротечного отъезда Саенко что-то изменилось┘

* * *

Михаил Ванин - не единственный, кто стоит на пути "призраков". В черном списке группы "олигархов в погонах" - Николай Аксененко и Сергей Шойгу. Почему они?

Обороты МПС составляют десятки миллиардов долларов ежегодно. Через МЧС проходят огромные деньги, отпущенные на ликвидацию природных катаклизмов и прочих катастроф. Доходы российского бюджета на одну треть состоят из поступлений от ГТК. Расставить на финансовых потоках своих людей - задача номер один для "призраков". Что вполне естественно.

Подобно армии, атакующей не желающую сдаваться крепость, призраки шаг за шагом вытесняют неугодных из администрации и правительства. Расколото "силовое" крыло окружения Путина, оттеснены многие ЛФР и ЛПР. Сергей Иванов "брошен" на руководство военными реформами, а, по сути, отстранен от решения стратегических вопросов. Сотрудники Юрия Заостровцева усиленно собирают компромат на руководство СВР. Результат деятельности "призраков" налицо: одна из сильнейших разведструктур фактически вытеснена из Кремля. Усилиями Патрушева и Виктора Иванова даны "весьма серьезные задания" Дмитрию Медведеву, Дмитрию Козаку (судебная реформа). Кстати, Медведева, недостаточно искушенного в вопросах подковерных интриг, Виктор Иванов в содружестве с Патрушевым "сдвинули" в ходе выборной кампании, запустив слух о том, что Медведев "заваливает" работу избирательного штаба┘

Не все, однако, согласны играть по правилам "призраков". Сергей Иванов недоволен тем, что "призраки" повсюду действуют якобы по особому поручению президента. Секретарь Совбеза Владимир Рушайло упорно не хочет закапываться по голову в чеченских делах. Он по-прежнему занимается экономической безопасностью страны, координирует борьбу с оргпреступностью. Но главный "грех" того же Рушайло, как, впрочем, и Сергея Иванова, даже не в этом. Рушайло доверяет президент. Поэтому пока он, Шойгу, Волошин, Касьянов будут иметь доступ к Путину, "призраки" не смогут развернуться в полную силу.

Впрочем, уже сейчас информационный рацион президента сильно ограничен. На стол Путина ежедневно ложатся аналитические сводки, подготовленные в администрации и спецслужбах. Дайджесты газет тщательно отобраны. Из российских журналистов задать вопрос главе государства имеют шансы наиболее лояльные его окружению. Чтобы не сболтнули лишнего. Не спросили по простоте ума о какой-нибудь коммерческой разборке, в которой участвуют люди, прикрывающиеся его, Путина, именем.

Греф и Кудрин, еще два питерца, регулярно отчитываются перед президентом о положении дел в экономике. У нас и производство растет, и инвестиции в страну приходят. Об одном они не говорят Владимиру Путину: их люди в новой команде к промышленному подъему отношения не имеют.

"Призраки" хотят "рулить". Только вот ничего, кроме "крышевания", у них не выходит. Интриги, подковерная борьба, наезды, "сливы", компромат - вот их стихия. А в остальном - сплошные проколы.

Добились ухода Вяхирева из "Газпрома". На место опытного газовика поставили питерца Миллера. Крупнейшую компанию страны возглавил непрофессионал, до своего назначения не проработавший в газовой отрасли ни дня. Как бы ни относились мы к господину Вяхиреву, следует признать: о "Газпроме" он знал все. Долгов у сырьевого монополиста - на 2,5-3 млрд. долл. Если эта пирамида, построенная по типу ГКО, разрушится, финансовый кризис России обеспечен. Потому что "Газпром" - компания государственная. И кредиторы придут за своими деньгами в правительство.

Не лучше ситуация в правоохранительных органах. Заменив Рушайло на Грызлова в кресле министра внутренних дел, "призраки" принялись за разгон РУБОПов. Под популистским лозунгом борьбы с коррупцией из МВД прогнали 20 тыс. сотрудников. Логично предположить, что большинство из них - начальники, погрязшие во взяточничестве. Ан нет! Увольняли-то оперативников! Лучшего подарка организованной преступности придумать сложно. Зато "призраки" довольны - теперь почти все нити управления (кроме армии) у них в руках. Теперь они почти готовы "завалить" не только немногочисленных московских, но и своих бывших коллег из питерской группировки.

* * *

Презрительная ухмылка появляется на лицах российских предпринимателей, когда к ним заявляются гонцы "призраков". Много им не нужно - просят, как правило, десять миллионов долларов. Взамен обещают "крышу". Обещают, что "САМ БУДЕТ В ДЕЛЕ". Правда, говорят, что в последнее время соглашаются на менее крупные суммы - один-два миллиона.

Способов отъема денег они знают меньше, чем Остап Бендер, но, увы, они более результативные. Это либо прямой наезд, либо прикрываемое именем президента вымогательство.

Например, летом 2000 г. Юрий Заостровцев "налаживал" вполне конкретные материальные отношения с известными бизнесменами. Бизнесмены вынуждены были идти "навстречу" в материальном смысле - за "лояльность". "Лояльность" объяснялась просто - у Заостровцева был на этих бизнесменов компромат. Как, впрочем, есть у него компромат на Березовского, Малкина ("Роскредит"), Потанина ("Интеррос"), Виноградова (Инкомбанк), Бендукидзе ("Уралмашзаводы"), Мордашева ("Северсталь"). И на многих других. На кого пока нет - собирают. Впрочем, всеми этими сведениями г-н Заостровцев охотно делится с главами некоторых нефтяных компаний и одного крупного банка. Скорее всего небезвозмездно.

Другой метод - это "просьбы" в адрес отечественных бизнесменов. Юрий Заостровцев, к примеру, на встречах с некоторыми лидерами российского бизнеса намекал, что является центром координации финансовых потоков для будущей избирательной кампании президента.

Бред, скажете вы. "На выборы Путина". Неужели президенту ЭТО нужно? Конечно же, нет. ЭТО нужно вьющимся вокруг него "призракам".

* * *

Сегодня из спецслужб, правительства, администрации вымываются лучшие кадры. На место честных профессионалов приходят сомнительные граждане, лично обязанные тем, кто их назначил. Именно этих людей "призраки" двигают дальше, именно им "помогают".

Примеры? Поговаривают, что начальник отдела управления "Н" ФСБ Сергей Наумов в сентябре прошлого года подарил Юрию Заостровцеву на день рождения картину, стоимостью в 40 000 долл. За внимание (и другие услуги) был назначен заместителем начальника управления "Н".

* * *

Многолетний секретарь Путина Игорь Сечин играет среди "призраков" свою роль, наиболее показательную в плане нравов, царящих "вокруг Путина". Его положение весьма специфическое. Президент ему доверяет. Но к Сечину плохо относятся другие члены чекистского окружения, особенно Патрушев. Он презирает его, как "опер - агента". И поэтому при первой возможности "подставляет" склонного к авантюрам Сечина и до поры до времени держит компромат по поводу связей союзника Сечина, Заостровцева, с криминалом.

* * *

Несколько иная, более "интеллектуальная" роль во всем этом дурном спектакле отведена банкиру Пугачеву. Среди "призраков" он действительно играет роль финансиста и связника с церковными иерархами. Однако наивным было бы думать, что он в отличие от остальных преследует какие-то государственные, патриотические цели. Человек, живущий во Франции и в России бывающий лишь наездами, успешно объединил политические амбиции с интересами в бизнесе. Именно он, по слухам, инициировал расследование против Аксененко, желая установить контроль над финансовыми потоками МПС. Он же пытается продвинуть Василия Колмогорова в президенты Якутии. Пугачев хочет поставить под свой контроль всю добычу и огранку российских алмазов.

Своим основным соперником Пугачев считает питерский Промстройбанк, так сказать, нынешний "кошелек" президента. Претендуя на роль финансового "сердца" Кремля, Пугачев предпринял ряд ходов по дискредитации своего соперника. В частности, именно он способствовал разжиганию конфликта между Промстройбанком и МДМ. Счета многих членов команды Путина открыты именно в пугачевском банке. Главная цель Пугачева проста - взять в свои руки финансы Кремля. То есть один из главных рычагов воздействия на власть.

* * *

Москва, 10 часов утра. Движение по Можайскому шоссе, Кутузовскому проспекту и Новому Арбату парализовано. Многокилометровая очередь машин, сбившихся у обочины. Все стоят. Ждут. Через пятнадцать минут по расчищенной милицией полосе мчится первый джип охраны. Потом еще несколько. Снова тихо. Наконец перед глазами тысяч взбешенных водителей проносится президентский кортеж. Милиционеры облегченно вздыхают.

Добраться до Кремля на вертолете было бы значительно проще. Но, как убедили президента "призраки", небезопасно. Уж если генпрокурора хотели застрелить в Дагестане, то чего уж о президенте говорить┘

Понятно, зачем "призракам" нужен щит под названием "Владимир Путин". Прикрываясь этим щитом, они достигают двух целей. Во-первых, спокойно обделывают свои собственные делишки, обеспечивая безбедное будущее, а во-вторых, получают оч-чень весомую гарантию собственной безнаказанности. Ведь потом - если что - они всегда могут заявить: "А мы что? Мы - ничего".

Именно поэтому - а не из-за гэбэшного прошлого Путина - передвижение президента по стране организуется так, чтобы вызывать у людей нескрываемое раздражение. Ведь потом никто не вспомнит, что маршрут по улицам прокладывает не президент, а те, кто вокруг. "Призраки".

* * *

Из тени в свет, из одного кабинета в другой - они пробираются всюду. Видят через стены, проходят сквозь запертые двери. Их "уши" и "глаза" наводнили администрацию президента и правительство. Нет ничего, о чем бы они не знали.

Призраки. От них веет пьянящей безнаказанностью, бесконтрольностью, всемогуществом.

Призраки. Их щит - президент. Их меч - информация. Щит и меч, мощнейшая российская спецслужба, - тоже под их контролем.

Их опасаются, против них не выступают.

Но сила "призраков" как раз в том, что о них никто не говорит. А бояться-то нечего. Просто направьте на них луч света.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
813
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1017
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
928
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
922

Другие новости