0
2281
Газета Идеи и люди Интернет-версия

25.09.2001 00:00:00

Каспийский транзит: Без России не обойтись

Семен Вайншток

Об авторе: Семен Михайлович Вайншток - президент компании "Транснефть". Статья подготовлена на основе доклада на 1-й международной конференции "Экспорт нефти и газа стран Каспийского региона через Россию".

Тэги: транснефть, вайншток


СЕГОДНЯ "Транснефть" - одна из крупнейших мировых компаний по транспорту нефти. Это 47,8 тыс. км магистральных нефтепроводов, 314 насосных перекачивающих станций, 867 резервуаров общей емкостью 12,8 млн. куб. м и множество сопутствующих сооружений (линии электропередачи, электрохимзащита, объекты связи и телемеханики и др.). Ежегодно по системе магистральных нефтепроводов "Транснефти" перекачивается свыше 300 млн. тонн нефти, включая нефть стран СНГ.

Производственная деятельность компании направлена на обеспечение нефтяников надежным и высокоэффективным транспортом и гарантирует равный, недискриминационный доступ всех грузоотправителей к магистральным нефтепроводам.

Исходя из стратегических и экономических интересов государства и нефтяных компаний, в течение последних лет "Транснефть" активно и целенаправленно работает по развитию экспортных мощностей российской системы магистральных нефтепроводов, прежде всего на Каспии.

"ТРАНСНЕФТЬ" И КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН

Большое место в своих проектах компания отводит транзиту каспийской нефти. Нами был проведен анализ прогноза добычи и потребления нефти, объемов транзита каспийской нефти, потребности нефтяных компаний в экспортных маршрутах, конъюнктуры цен, а также выполнено сравнение маршрутов транспортировки нефти Каспийского региона (Казахстана и Азербайджана) через территорию России с альтернативными.

Транзит каспийской нефти на экспорт осуществляется сегодня в основном по территории России, поскольку раньше это была единая система магистральных нефтепроводов СССР. После распада СССР образовались национальные нефтепроводные компании. В этой связи общая координация вопросов, связанных с развитием топливно-энергетических комплексов государств бывшего СССР, осуществляется на межгосударственном уровне в соответствии с заключенными межправительственными договорами и соглашениями.

Исторически так сложилось, что системы магистральных нефтепроводов России, Азербайджана и Казахстана тесно связаны друг с другом. В настоящее время азербайджанская нефть транспортируется на экспорт по двум маршрутам: "северному" - нефтепроводу Баку-Тихорецк-Новороссийск и "западному" - Баку-Супса, а основной объем казахстанской нефти поставляется на экспорт по системе магистральных нефтепроводов компании "Транснефть".

Компания "Транснефть", выполняя обязательства по транзиту каспийской нефти через российскую территорию, за последние два года реализовала трубопроводные проекты, позволившие повысить надежность и увеличить производительность российских экспортных маршрутов.

Так, в 2000 г. компанией за 5 месяцев (вместо нормативных 16 месяцев) был сооружен нефтепровод в обход Чеченской Республики протяженностью 312 км и диаметром 720 мм. В рамках этого проекта была построена перемычка от нефтебазы Махачкала до точки врезки в магистральный нефтепровод. Это позволило не только повысить надежность экспорта азербайджанской нефти по нефтепроводу Баку-Тихорецк-Новороссийск, но и осуществлять прием казахстанских и туркменских танкеров в порту Махачкала с последующей транспортировкой казахстанской и туркменской нефти в порт Новороссийск по системе магистральных нефтепроводов компании "Транснефть". Таким образом, с прошлого года мы успешно транспортируем на экспорт казахстанскую и туркменскую нефть по маршруту Махачкала-Тихорецк-Новороссийск.

Одновременно со строительством нефтепровода в обход Чеченской Республики и перемычки от нефтебазы Махачкала до точки врезки в магистральный нефтепровод нами совместно с ЗАО "Транспорт Нефти и Газа" (бывшая НКТН "КазТрансОйл") был реализован проект расширения нефтепровода Атырау-Самара. Это позволило увеличить производительность этого нефтепровода с 10 млн. тонн нефти в год до 15 млн. тонн, повысив экспортный потенциал Казахстана.

КАК НЕ СБЫВАЮТСЯ ПРОГНОЗЫ

Компания "Транснефть" строит свою работу по увеличению объемов транзита каспийской нефти через российскую территорию, основываясь на детальном прогнозировании добычи, потребления и экспорта. По предварительным прогнозам, запасы углеводородов Каспийского региона могут оцениваться в несколько десятков миллиардов тонн. С точки зрения прироста запасов большая ставка делается на освоение шельфа Прикаспия. Извлекаемые запасы углеводородов в российской континентальной части региона на крупнейшем месторождении приблизительно оцениваются в 430 млн. тонн, однако большая глубина залегания продуктивных пластов (девон) делает их освоение на сегодняшний день экономически невыгодным.

К разведке запасов Азербайджана привлечены более 30 компаний из 15 стран мира. На азербайджанском и казахстанском участках Каспия работают самые известные буровые компании. На российском участке Каспия работает одна российская буровая компания "ЛУКОЙЛ-Шельф".

Результаты проведения широкого комплекса геолого-геофизических исследований и бурения разведочных скважин в российской части шельфа Каспия внесли коррективы в прогнозные запасы, а соответственно и в возможные проекты транспортировки нефти каспийского шельфа. Они позволили оценить прогнозные извлекаемые запасы углеводородов приблизительно в 400 млн. тонн.

Последние данные поисково-разведочных работ на шельфе Каспия дают основания полагать, что основной прирост запасов углеводородов будет достигнут за счет разработки его северной части. Планы добычи "большой" азербайджанской нефти не сбываются, что разрушает надежды нефтяных компаний.

В последнее время зарубежные нефтяные компании пережили целую серию неудач на каспийском шельфе Азербайджана. О негативных результатах бурения разведочных скважин заявили Chevron, Eni, ExxonMobil и TotalFinaElf. Это не дает оснований категорически говорить об отсутствии в республике значительных запасов нефти: не всегда первые шаги дают полную картину. В сложившейся ситуации казахстанской стороне было предложено принять участие в проекте Баку-Джейхан и направить поток казахстанской нефти по этому нефтепроводу. Однако Chevron как один из участников казахстанских проектов поддерживает идею экспорта казахстанской нефти по нефтепроводу КТК, а не по маршруту Баку-Джейхан.

НЕ ГЕОПОЛИТИКА, А КОММЕРЦИЯ

По мнению многих нефтяников, трубопроводные проекты требуют коммерческого подхода, свободного от рассмотрения вопросов геополитики. На наш взгляд, было бы экономически целесообразным дальнейшее развитие уже действующих и зарекомендовавших себя маршрутов транспортировки азербайджанской нефти: "западного" - через Супсу и "северного" - через порт Новороссийск. Тем более что производительность нефтепровода Баку-Тихорецк-Новороссийск позволяет транспортировать до 7 млн. тонн азербайджанской нефти в год с возможностью поэтапного доведения производительности до 17 млн. тонн нефти в год.

Несколько иначе обстоят дела с транспортировкой нефти, добываемой в Казахстане. В самое ближайшее время у казахстанских нефтяников появится новый экспортный нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума с терминалом на Черноморском побережье. Компания "Транснефть" и КТК не являются конкурентами в транспортировке казахстанской нефти - мы дополняем друг друга.

При этом мы не скрываем, что с вводом КТК у нас могут возникнуть проблемы с объемами и качеством казахстанской нефти, которая будет поступать в систему магистральных нефтепроводов ОАО "АК "Транснефть" по нефтепроводу Атырау-Самара.

В связи с вводом нефтепровода КТК многие задают вопрос о соединении двух нефтепроводных систем и внедрении банка качества нефти. Это многоплановая проблема, решать которую должно правительство совместно с нефтяными компаниями и "Транснефтью". Мы готовы к ее рассмотрению.

Прогнозируя ситуацию, которая может сложиться после ввода в эксплуатацию нефтепровода КТК, - а это и проблема Босфора, и перенасыщение средиземноморского рынка, - мы совместно с казахстанскими коллегами активно ведем проработку новых экспортных маршрутов, реализуя нефтепроводные проекты, которые могут повысить экономическую эффективность экспорта нефти.

БТС ДЛЯ КАСПИЙСКОЙ НЕФТИ

В этом году мы завершаем строительство первой очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС) с терминалом по наливу нефти в Приморске мощностью 12 млн. тонн в год. В рамках проекта БТС нами создается новое российское экспортное направление.

В июле в городе Алматы "Транснефть" провела презентацию проекта Балтийской трубопроводной системы для компаний, добывающих нефть в Казахстане. Выявилась заинтересованность казахстанской стороны в экспорте нефти на североевропейский рынок через порт Приморск.

Наряду с проектом Балтийской трубопроводной системы наша компания совместно с казахстанскими коллегами активно прорабатывает новый экспортный маршрут транспортировки нефти Самара-Омишаль в рамках реализации проекта интеграции нефтепроводов "Дружба" и "Адрия".

Реализация этого проекта позволит экспортировать нефть на мировые рынки через глубоководный порт Омишаль, способный принимать танкеры дедвейтом до 500 тыс. тонн. Применение танкеров большого дедвейта повышает экономическую эффективность экспорта нефти на североамериканский рынок. При этом транспортировка по этому маршруту никак не зависит от позиции Турции по вопросу о черноморских проливах.

Компания "Транснефть" совместно с казахстанскими и туркменскими коллегами ведет проработку еще одного перспективного направления экспорта каспийской нефти - в Южную Азию. Нашими специалистами прорабатывается проект транспорта российского, казахстанского и туркменского сырья в Иран по маршруту Омск-Павлодар-Чимкент-Туркменабад (бывший Чарджоу)-Нека-Тегеран. На начальном этапе предполагается транспортировка 5 млн. тонн нефти в год (российской, казахстанской и туркменской). При этом на участке Омск-Чарджоу транспортировка будет осуществляться по нефтепроводу с последующим наливом в цистерны и перевозкой по железной дороге до Неки и далее по нефтепроводу до Тегерана. При доставке нефти до Тегерана предполагается, что Иран будет отдавать свою нефть в Персидском заливе по схеме замещения.

Дальнейшее увеличение объемов экспорта предполагает строительство нового нефтепровода Туркменабад-Нека.

В пользу этого проекта имеются веские аргументы. Во-первых, российские нефтяники озабочены тем, что почти вся экспортная нефть поступает на европейский рынок. Во-вторых, реализация этого проекта позволит активизировать нефтедобычу в Туркменистане, Казахстане и Узбекистане. Кроме того, реализация этого проекта позволит подвести итог дискуссии относительно целесообразности реализации проекта Баку-Джейхан.

Компания "Транснефть" в полном объеме выполняет взятые на себя обязательства по обеспечению транспортировки каспийской нефти по территории Российской Федерации, активно сотрудничая с нефтяными и транспортными компаниями, работающими в Каспийском регионе. Наша стратегическая цель - расширять это сотрудничество в интересах России и стран Каспия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
1034
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
1257
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1591
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
1143

Другие новости