Православные верующие в Киево-Печерской лавре накануне папского визита были отнюдь не рады высокому гостю.
-ВАШЕ Преосвященство, визит предстоятеля Римско-Католической Церкви Иоанна Павла II вызывает серьезный протест Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. В чем причина этого протеста?
- Таких причин несколько. Об этом очень четко было сказано в письме Блаженнейшего Митрополита Владимира Папе. Там, в частности, упоминается неразрешенность конфликтной ситуации, которая имеет место в западных регионах Украины, где до сих пор православные, которые принадлежат к юрисдикции нашей Церкви, испытывают дискриминацию. Почти всем представителям других конфессий свободно выделяется земля или помещения для молитвенных собраний.
Для верующих Украинской Православной Церкви Московского Патриархата власти такой возможности почему-то не видят. До сих пор идет спор о выделении участка для строительства храма в городе Львове. Кроме этого имеются другие места, в которых идет противостояние, не выполняются решения судов. Мы можем с полным правом говорить о дискриминации верующих именно нашей Церкви. Нас так и называют - "москали".
Вторая причина - непрекращающийся прозелитизм, которым занимается Римско-Католическая Церковь. Сегодня римо- и греко-католические приходы учреждаются там, где их изначально никогда не было, там, где жили одни православные. Мы видим, что в иерархии Греко-Католической Церкви все епископы - граждане других государств. Наше беспокойство подтверждается теми мерами, которые были предприняты при подготовке папского визита. Это обработка ректоров вузов, каждому из которых была поставлена задача собрать на молитвенное поле, где будет совершаться папская месса, не менее 400 студентов.
- Это была разнарядка для киевских вузов?
- Да, хотя я знаю, что подобная ситуация была и в Днепропетровске. Священник Теодозий Янкив, координатор визита Иоанна Павла II, ездил в Днепропетровск и там пытался организовать прибытие молодежи в Киев.
- Именно католиков или всех подряд?
- Если уже есть разнарядка, то я сомневаюсь, что там одни католики. Можно, разумеется, понять студентов-католиков, которые хотят помолиться со своим первосвященником, но зачем же агитировать православных людей? Их обучают, как можно приступать к причастию, рекомендуют, чтобы они все приняли причастие из рук Папы. А ведь это принципиальный момент!
- Обучали студентов?
- Да, разумеется. Мне рассказывали студенты из Политехнического и Киевского университетов, что там ведется их обработка именно в этом духе. Каждый, кто принял крещение в православной вере, не может принять причастие у римо-католиков, потому что по православному вероучению он становится последователем этой конфессии и перестает быть православным. Кроме того, даже государственные СМИ не понимают, что они проповедуют с телеэкранов. Мне было удивительно слышать по телеканалу "1+1", когда телеведущая сказала, что "к нам приехал Верховный епископ Вселенской Церкви". Это чисто католическое вероучение, и это на первый взгляд простое предложение является сегодня камнем преткновения в наших отношениях. Папа приехал к нам именно как глава всей Вселенской Церкви.
- Но официально он приехал как глава государства Ватикан┘
- Здесь трудно различить. Его пастырский и государственный визит переплетены, и сегодня мы видим, что он предстает как духовное лицо, как глава Церкви. И то, что государство принимает участие в мероприятиях, связанных именно с пасторской стороной папского визита, совершенно для нас неприемлемо. Нас упрекают в твердолобости и отсталости, в том, что мы якобы не понимаем всей важности этого визита. Мы понимаем всю важность визита для Украины, но он должен проводиться на равных условиях. Не нужно говорить людям, что к нам едет верховный глава Вселенской Церкви, поскольку таковым является только Господь Иисус Христос. А все остальные главы Поместных Церквей - предстоятели, равные и по благодати, и по ответственности перед Богом. И Папа Римский, и Константинопольский Патриарх, и Патриарх Московский, и другие - равны.
Есть еще одна проблема - это неопределенность в отношении Римско-Католической Церкви к расколам, которые сегодня существуют в Украине, - к Киевскому патриархату и Украинской автокефальной Православной Церкви. На официальном уровне Ватикан заявляет о непризнании этих расколов, но в действительности совершается не только диалог по общим вопросам, но также и сослужение греко-католиков и автокефалистов. Это было во Львове, Ивано-Франковске - по всем телеканалам показали, как они все вместе освящали воду. Это свидетельствует о том, что официальные заявления контрастируют с тем, что мы видим в действительности.
- Когда Папа встречался с членами Межрелигиозного Совета Украины, кардинал Содано обнял и поцеловал Филарета, хотя Папа лично и не выделял кого-то из среды священнослужителей разных религий. Как вам кажется, это был сознательный демарш или протокольная случайность?
- Трудно понять эти действия. Все видели, что Филарет сам подошел к Папе. Речь, которую он произнес, была пересыпана нападками на Московский Патриархат. Я не могу прокомментировать жест Содано. Встреча митрополита Владимира и Папы не состоялась. Возможно, Ватикан и переменит свою позицию в пользу раскольников. Хотя также возможно и то, что Филарет просто является близким знакомым кардинала еще по тем временам, когда Филарет был "в законе". Я не думаю, чтобы Ватикан изменил свою политику по отношению к расколу. Это будет последняя капля, которая переполнит чашу терпения. Отношения испортятся всерьез и надолго.
- Филарет откровенно заявил, что для него встреча с Папой является прорывом канонической изоляции. Удалось ли ему реализовать свои замыслы?
- Посмотрим, как Святейший Престол будет строить свои отношения с этими раскольничьими группировками. Если будет потепление, то, значит, Филарет прорвался. Но я думаю, что Ватикан заинтересован в развитии отношений с каноническими Церквами.
- С вашей стороны не будет каких-то заявлений в связи со встречей с Филаретом?
- Посмотрим, как будут развиваться события дальше, как завершится визит.
- В ответном письме митрополиту Владимиру Папа отмечает, что создана комиссия по урегулированию спорных конфликтов между Украинской Православной и Греко-Католической Церквами. Как проходит ее работа?
- Эта комиссия была создана еще в 1992 году. В нее входили представители Святейшего Престола, Московского Патриархата, Украинской Православной и Греко-Католической Церквей. Но ее работа была фактически бесплодной. Ее работу бойкотировали и сорвали иерархи УГКЦ. Им было невыгодно, чтобы были какие-то результаты ее работы, пока еще шел спор о храмах. Тогда было необходимо слово самого Папы, нужен был его авторитет как главы Церкви. Ведь греко-католики являются его духовными чадами. Но официального осуждения несправедливости в отношении православных так и не прозвучало.
- Многие восприняли речь в аэропорту "Борисполь" как то, что Папа попросил прощения у православных. Правда, призвал и их к покаянию перед греко-католиками.
- Значит, было, за что просить прощения. Значит, наши слова не пустые слова, за ними стоит горькая действительность. Я только не знаю, за что нам надо каяться. Греко-католики говорят о Соборе 1946 года. Это не такое простое дело. Там была инициативная группа по воссоединению с Православной Церковью, и она существовала еще до Второй мировой войны. Гавриил (Костельник) и его соратники были не просто выбраны КГБ и так далее. Это были интеллектуалы, которые давно, еще до КГБ, выступали с этими идеями. Ведь на Западе были не одни греко-католики, там оставались и православные. То, что Сталин репрессировал священников и заставил многих греко-католиков вопреки их воле принять православие, так то не наша вина. Сталин сделал Церкви медвежью услугу. Не Русская Православная Церковь совершила эти преступления, а греко-католики, считающие себя верующими, совершали бесчиния именно от имени своей Церкви. Русская Православная Церковь сохранила обычаи и традиции Галичины, не внося в них никаких изменений. Все помнят, что когда во Львов приезжал Вселенский Патриарх Димитрий, то его приветствовали толпы народа.
- Общаетесь ли вы или Блаженнейший Владимир с кардиналом Гузаром? Изменилась ли политика греко-католиков с его приходом?
- Сегодня еще трудно судить об изменениях. Именно с кардиналом Гузаром у нас в последнее время не было официальных встреч. Хотя, конечно, кардинал Гузар имеет свой взгляд на происходящее на Украине. Я не знаю, как будет развиваться ситуация, но пока его позиция дает надежду, что это развитие может быть положительным.
- На западе Украины очень сильна роль общин, которые зачастую выбирают священника. Греко-католики говорят, что именно воля общин определяла, в какой юрисдикции оставаться верующим. Принимаете ли вы во внимание мнение людей при разрешении конфликтных ситуаций?
- Принцип действия совместной комиссии как раз и основывается на том, чтобы сходка села решала, к какой Церкви принадлежать. Если сходка решала, что храм переходит к греко-католикам, то местные власти должны были выделить помещение или земельный участок православным. И наоборот. Но нельзя было выгонять православных на улицу. Но именно этот принцип и не был принят. Иерархия УГКЦ выступала против. Во многих селах верующие хотели остаться православными, а это было невыгодно. Многое зависит также и от авторитета и личности священника, назначаемого на конкретный приход. Это задача епископа - назначать тех, кто может сохранить паству.
- В соответствии со статистикой, если объединить все православные юрисдикции, то во львовской области было бы около 130 приходов. Если бы вы решили проблемы раскола между собой, то сразу стало бы очевидно, что греко-католики не доминируют абсолютно. Преодолим ли раскол между православными Украины?
- Если бы Православная Церковь была бы едина, то это была очень сильная Церковь, и особенно сильной она была бы в Галичине. Но кому-то выгодно, чтобы Церковь была слабой и расколотой.
- Преодолим ли этот раскол? Ведете ли вы переговоры с автокефалистами и филаретовцами?
- Буквально месяц назад в Киеве работала смешанная комиссия. Представители Московского и Константинопольского Патриархатов встречались с представителями раскольничьих группировок. Это добрый знак. Посмотрим на последствия.
- Почему вы выступаете против украинской автокефалии?
- Мы выступаем не против автокефалии как таковой, а против того разделения, которое сегодня имеется на Украине. Не все хотят автокефалии. Надо подождать, пока все не будут положительно относиться к этой идее, пока не будет серьезных противников автокефалии, как сегодня. На востоке, на юге, в центре люди выступают против автокефалии. Тем более что своими действиями раскольники дискредитировали идею автокефалии. Люди видят в ней что-то чуждое православию. Это существенно. Провозглашение атвокефалии может привести к еще одному расколу. Епископы сами не могут провозгласить автокефалию, должна быть поддержка народа, Поместный Собор. Его сегодня собрать сложно.
Филарет заявляет, что его путем раскола шли все Церкви, являющиеся автокефальными, - и Русская, и Болгарская, и Сербская. Но они не были раскольничьими Церквами! Автокефалии этих Церквей желали все, в них не было группировок, народ ждал, когда она будет признана. А делать так, как это делает Филарет, - великий грех перед народом.
- В случае автокефалии и объединения всех УПЦ станет самой мощной православной Церковью мира. Возможна ли автокефалия в будущем?
- Автокефалия принесет пользу только тогда, когда православный народ будет един в стремлении к этой идее.
- Во многих епархиях УПЦМП служат на украинском языке. Это воля каждого епископа или решение церковного руководства?
- Есть решение Синода, которое было принято, как только была дарована автономия, когда еще у власти был Филарет, о том, что те, кто желает служить на украинском языке, может на нем служить. Проблема в том, что нет канонического перевода. В Сербской Церкви переводили книги на богослужебный язык 30 лет. Многие пытаются переводить церковные тексты. В основном служат по очень хорошему переводу начала века, я не помню, кому он принадлежит. Язык не является проблемой нашей церковной жизни.
- И все-таки чада Украинской Церкви являются украинцами или мечтают о воссоединении с Российской империей?
- То, что Украина является независимым государством, - воля Божия. Как там сложится, посмотрим, но дружба между народами является даром Божиим и ее надо хранить.
- Вы все-таки Украинская или Московская Церковь? Ваши противники настаивают, что УПЦ - "москальская" Церковь.
- То же самое можно сказать и про Греко-Католическую Церковь, что она является римско-католической. Когда Папа дал ей название Украинской, то многие греко-католики воспротивились этому. Наша Церковь состоит из граждан украинского государства, ее чада здесь родились и выросли, здесь жили их предки. Они имеют право быть гражданами Украины и членами Украинской Православной Церкви, которая имеет каноническое общение с Русской Православной Церковью и другими Поместными Церквами. А то, что нас называют московской Церковью, "москалями", то это просто политика.
- Вы - украинец?
- Да, я родом из Хмельницкой области. Подавляющее большинство епископата и духовенства - украинцы.