0
1769
Газета Идеи и люди Интернет-версия

13.04.2001 00:00:00

Опасные галсы

Юрий Быстров

Об авторе: Юрий Александрович Быстров - заместитель председателя Совета по изучению производительных сил РАН, профессор Академии военных наук, вице-адмирал.

Тэги: подлодка, апл, оборона, безопасность


подлодка, апл, оборона, безопасность

МНОГИХ подводников, в том числе и меня, бывшего командира атомного ракетного подводного крейсера, очень беспокоит тяжелая обстановка, которая сложилась в последние годы в Мировом океане вследствие инцидентов с подводными лодками в подводном положении. Поэтому мне кажется уместным выразить признательность редакциям "Независимой газеты" и "Независимого военного обозрения", которые впервые опубликовали в открытой печати проект "Соглашения между правительством РФ и правительством США о безопасном плавании подводных лодок за пределами территориальных вод".

Практически все известные мне серьезные эксперты считают, что основными причинами непрекращающихся случаев столкновений атомных подводных лодок в подводном положении являются:

- продолжающееся сохранение общего конфронтационного курса, который с необъяснимым упорством проводится нынешним американским руководством;

- непродуктивность применительно к подводной среде Соглашения о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним от 1972 г.;

- отсутствие единых международных правил, устанавливающих четкий порядок действий командиров подводных лодок различных стран по обеспечению безопасности их плавания и маневрирования в подводном положении в водах открытого моря.

Об инцидентах с подводными лодками, в том числе и о тех, которые становились известными всему миру, ни американцы, ни их союзники по НАТО не сообщали российской стороне никогда.

Даже то чудовищное происшествие, которое случилось в наших территориальных водах в феврале 1992 г., когда американская субмарина "Батон Руж", выполняя слежение за нашей АПЛ "К-276", в результате безграмотных маневров подставила себя под удар, от которого могли бы сдетонировать боевые торпеды в торпедных аппаратах нашей подводной лодки, из-за чего могли погибнуть оба корабля и произойти угрожающее радиоактивное заражение не только северных берегов России, но и всей Скандинавии, не вызвало на Западе ни одного слова протеста.

Ни на одной встрече с американцами вопросы об инцидентах с подводными лодками не поднимались. Довлели стереотипы прошлого.

Считалось, что разговор об инцидентах с подводными лодками в водах открытого моря повлечет за собой раскрытие районов и маршрутов боевого патрулирования атомных подводных лодок с баллистическими ракетами на борту, которые считались одной из главнейших государственных тайн. В те годы американцы охотились за нашими стратегическими ракетоносцами, мы - за американскими. Обе стороны были охвачены идеей достичь победы в военной конфронтации. Наша страна надорвалась в этой борьбе. Не выдержала навязанного ей состязания и тем самым загнала себя в тупик. Отказом рассматривать проект Соглашения, разработанного российской стороной, американцы уже который раз дают России понять, что в Белом доме считаться с мнением государства, потерявшего былую морскую мощь, не намерены.

Если США предпочитают игнорировать российские предложения о подписании Соглашения о безопасном плавании подводных лодок за пределами территориальных вод, то, может быть, нам следует начать переговоры с США о модернизации действующего Соглашения о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним, подписанного правительствами СССР и США в 1972 г.? И добиться распространения требований статьи VII этого документа - об обмене соответствующей информацией об инцидентах на море между кораблями и самолетами сторон - и на подводные лодки. В частности, в ходе подготовки к предстоящим в текущем году очередным консультациям делегаций России, США, Великобритании и Франции настоять на включении в повестку дня рассмотрение данного вопроса.

ОРИЕНТАЦИЯ И ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ

По мнению экспертов, занимавшихся расследованиями инцидентов с подводными лодками, практически все столкновения американских АПЛ с нашими подводными лодками происходили в результате отсутствия у их командиров объективной информации о пространственной ориентации своих субмарин относительно подводных лодок другой стороны. Это приводило к грубым ошибкам в выборе глубины погружения, курса, скорости и характера маневрирования кораблей, следствием которых являлись столкновения с объектами слежения.

За счет внедрения новейших научно-технических и технологических достижений в подводное кораблестроение значительно возросла скрытность действий подводных лодок. А тактико-технические характеристики гидроакустических комплексов (ГАК) - единственных средств освещения подводными лодками обстановки в подводном положении, несмотря на их постоянное совершенствование, остаются практически на прежнем уровне. Объясняется это тем, что эффективность комплексов зависит не только от их тактико-технических данных, она определяется также наличием в районе плавания и состоянием таких неподдающихся прогнозам гидрологических элементов, как направление и скорость глубинных течений, распределение по глубине температуры, солености воды и скорости распространения звука. Дальность действия ГАК зависит, кроме того, от взаимодействия атмосферы и гидросферы, химического состава и радиоактивности воды и от многих других пока еще необъяснимых факторов. Под их совокупным влиянием в подводной среде формируются горизонты гидрологического звукового скачка, зоны дальней гидроакустической освещенности, зоны тени, разнообразные температурные градиенты (положительные, отрицательные, изотермические) и другие явления, вызывающие непредвиденные преломления акустических лучей при переходе из одного слоя в другой, искажающие подлинную картину гидроакустической обстановки.

На дальность взаимного обнаружения подводных лодок влияют также их скорости хода, разнос по горизонтам глубин погружения, наличие (или отсутствие) между ними горизонтов температурного и звукового скачков, слоя гидрологического звукового канала и т.п.

Одним словом, средства освещения подводной обстановки современных атомных подводных лодок, несмотря на их высочайшую техническую оснащенность, не способны обеспечивать полноценное выполнение правила 5 МППСС-72, которое обязывает каждое судно вести постоянное надлежащее наблюдение, с тем чтобы полностью оценивать ситуацию и опасность столкновения. Непонимание этого обстоятельства является также одной из главных причин возникновения инцидентов подводных лодок в подводном положении.

ПРАВОВОЙ АНАРХИЗМ

Столкновениям подводных лодок способствует также излишняя самонадеянность командиров подводных лодок сторон, их низкая профессиональная подготовка, нерасчетливость, граничащая с безграмотностью, отсутствие должного опыта.

Эти выводы подтверждаются чрезвычайным происшествием, которое случилось 9 февраля 2001 г. в районе Гавайских островов, когда американская АПЛ "Гринвил" протаранила при всплытии японское судно. Оно через 10 мин. после удара затонуло на глубине 550 метров. Погибли 9 человек. Все случилось днем в простейших гидрометеорологических и навигационных условиях.

Для исключения подобных чрезвычайных ситуаций американским и российским подводникам нужны единые международные правила, устанавливающие четкий порядок действий командиров подводных лодок по обеспечению безопасности плавания и маневрирования в подводном положении, а также единое понимание их.

Перечень таких правил, как уже было сказано, российской стороной разработан и изложен в проекте Соглашения между правительством РФ и правительством США о безопасном плавании подводных лодок в подводном положении за пределами территориальных вод. Американская сторона знает о существовании этого документа. Представляется необходимым организовать изучение этих правил с командирами и экипажами подводных лодок сторон вначале в национальных центрах подготовки подводников, а затем для обмена опытом по мерам безопасности плавания в подводном положении - в одном из центров подготовки подводников США и России, по очереди.

В ходе совместного обучения можно было бы:

- делать поучительные правдивые разборы причин катастроф и аварий с подводными лодками;

- изучать международные правила, устанавливающие единый порядок действий командиров подводных лодок по обеспечению безопасности плавания в подводном положении;

- проводить групповые упражнения и тренировки с использованием международных таблиц условных сигналов, осуществлять отработку аварийных ситуаций на тренажерах и т.п.

Можно было бы после окончания совместного обучения вручать командирам подводных лодок специальные дипломы и знаки как специалистам, получившим единую международную профессиональную подготовку.

На наш взгляд, реализация указанных предложений могла бы стать реальным вкладом не только в обеспечение безопасности плавания АПЛ, но и в укрепление доверия между нашими странами в военной области, утверждение принципов глубокого взаимного уважения и взаимопонимания.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
603
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1285
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1129
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2155

Другие новости