- ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ, как вы относитесь к последним действиям журналистского коллектива НТВ?
- Действия журналистов НТВ мне понятны. Они имеют полное право на эти акции, однако решению реальных проблем НТВ эти действия, к сожалению, не способствуют.
- Какими будут ваши действия, если журналистский состав НТВ откажется работать с новым руководством?
- Мне кажется, что в нынешнем журналистском протесте не хватает ясности. Давайте все-таки разделим проблему на несколько частей. Первый вопрос: чего не хотят журналисты? Вмешательства в редакционную политику? У них нет никаких оснований предполагать, что я или тем более господин Йордан будем цензурировать их работу. Им не нравится моя скромная особа? Тогда их задача вступить в переговоры с господином Йорданом и сказать, что вот этот иуда, как меня сегодня называли, и член "ГКЧП" нам не подходит. Пока никто с господином Йорданом контактировать не хочет. А если они протестуют против решения акционеров - это вообще нонсенс, потому что подвергается сомнению право собственника распоряжаться своей собственностью и назначать управляющего.
- Но НТВ сейчас в первую очередь протестует против того, что за сменой руководства последует госконтроль над телекомпанией...
- Я, честно говоря, с трудом могу представить американского гражданина Бориса Йордана, потомка белых эмигрантов, представителем российского государства. Я думаю, что он как человек, дорожащий своей репутацией (а в США собственность государства на СМИ считается аморальной), не может рисковать и подписываться под какой-то акцией Кремля.
- Знал ли Владимир Путин о решении акционеров НТВ до его официального объявления?
- С президентом я лично не знаком и в обсуждениях судьбы НТВ (если таковые были) не участвовал. Может, я обижу своих коллег, но, честно говоря, мне кажется, что эта проблема не уровня президента. Я ничего об этом не знаю, но мне, конечно, было бы странно, если бы эта история живо интересовала президента.
- Собираетесь ли вы в ближайшее время занять кабинет Евгения Киселева?
- Я не собираюсь участвовать в каких бы то ни было акциях захвата и силой добиваться своего кабинета. Пусть все идет законным порядком. Мою кандидатуру предложил господин Йордан и поддержал совет директоров. Если суд решит, что я не имею права работать на НТВ, я спокойно уйду.
- Вы смогли бы работать в телекомпании, где все журналисты против вас?
- Я бы не стал утверждать, что все журналисты НТВ против меня. Я до сих пор поддерживаю отношения со многими замечательными журналистами этой телекомпании, они мне звонят, мы обмениваемся мнениями, иногда спорим. Честно говоря, я, если бы сейчас работал на НТВ, тоже провел бы эту ночь в "Останкино". Это вполне естественно и правильно. Надо подождать спада эмоций и тогда спокойно решить очень простые вопросы.
- Почему в состав cовета директоров выбрали именно Леонида Парфенова?
- Леонид мастер своего дела, прекрасный человек. Правда, пока точно не известно, останется ли он в составе совета. Насколько я знаю, ввести в совет директоров представителей НТВ решил господин Йордан. Но вопрос, кто из представителей трудового коллектива будет входить в совет директоров, опять же можно обсуждать.
- Почему в совет директоров не включили Евгения Киселева?
- По-моему, он сам отказался баллотироваться. Я не знаю всех этих порядков, потому что раньше ни в какой совет директоров не входил. Могу только сказать, что по правилам там берут с тебя бумажку о том, что ты согласен баллотироваться. С меня эту бумажку брали дважды. Первый раз, 12 марта, сам Евгений Алексеевич мне ее прислал. Второй раз мне прислали бумажку вчера. И я согласился, а Евгений Алексеевич, наверное, отказался.
- Смена главного редактора НТВ должна привести к смене информационной политики канала?
- Как бывший сотрудник Радио "Свобода" я не вижу себя в роли проводника политики Кремля. И влияние на творческую деятельность НТВ будет направлено исключительно на повышение качества телевизионного продукта и развитие материальной базы канала. За последнее время сетка канала "облысела": исчезли фильмы, через пень колоду появляются, а потом исчезают новые сериалы. Это все из-за безденежья канала. Информационная база НТВ тоже совершенно не развивается. Я собираюсь возрождать канал, а не проводить кремлевскую или еще какую-то линию.
- Если начнутся массовые акции в защиту нынешнего руководства НТВ, возможен ли вариант, что вернут прежнее руководство?
- Не могу ничего сказать. Все будет зависеть от акционеров. Но я уверен, что управляющий, выдвинутый собственниками телекомпании, не будет избираться всенародным голосованием.
- Если бы вас пригласили вчера в экстренный выпуск "Итогов", вы бы пошли?
- Конечно. У меня абсолютно открытая позиция: России необходимо независимое телевидение. И я присоединился к решению совета акционеров НТВ, потому что искренне вижу в смене руководства единственный шанс для спасения телекомпании.
- Почему вы в прошлом году ушли с НТВ?
- Я довольно часто и достаточно открыто говорил о материальных проблемах телекомпании, вследствие чего потерял доверие ее руководителей. Я утверждал тогда и утверждаю сейчас: из-за нагнетания политической конфронтации и превращения телекомпании в какую-то партию, или, как писал в "НГ" ваш главный редактор, квазипартию, денег у НТВ не появится, а источники информации резко сократятся. Мне не хочется, чтобы замечательное произведение Гусинского, Добродеева, Киселева и Малашенко превратилось в маргинальную структуру, где не поймешь: то ли это национально-освободительное движение, то ли это какая-то секта....
- Как бы вы объяснили историю с саратовским судьей, который за одну ночь изменил свое решение?
- В этой ситуации надо разбираться. Как кандидат юридических наук я смею предполагать, что судье открылись какие-то новые обстоятельства дела. Все говорят, что он слишком быстро пересмотрел свое решение. А принял он его разве не быстро? Вчера Михаил Сергеевич Горбачев сказал очень здравую вещь: пусть этим займется Верховный суд. Мне не дает покоя одно обстоятельство: почему такие серьезные вопросы решаются в саратовском суде? Почему районный суд занимается делом, в котором участвуют крупнейшие компании мирового уровня?
- Могли бы вы от лица нового руководства НТВ заверить, что на сотрудников компании не будет оказываться давление?
- Если помните, господин Йордан сказал, что если на него или на НТВ будет оказываться политическое давление, он просто подаст в отставку. И если бы меня начали ломать и гнуть, я бы поступил так же. Мы об этом говорим, но нас не хотят слушать. Мы все должны оставаться в рамках правового поля. Без уважения к праву собственника мы опять приведем страну к коммунизму. Коррупция бывает не только в прокуратуре, но, к сожалению, и в журналистике. Не все выступления журналистов идут от сердца, уверяю вас, у них есть и другие мотивы.