Журналистика никак не может считаться древнейшей профессией. И даже просто древней - не может. Потому что журналистика получилась как побочный продукт развития социальных, информационных и коммуникационных технологий. В древности практически никаких "технологий" не было, а значит, для сообщения информации не было иных посредников, кроме атмосферы (среды) и речи (послания). Перо и бумага породили писаря и глашатая. Печатный станок - репортера и газетчика. Кинохроника запечатлела две войны. Радио дало бесконечную трансляцию футбольного матча ЦДКА-"Спартак" и живое интервью. Телевидение смонтировало из картинок, звука и титров псевдореальность, которая показалась интересней и безопасней оригинала. Каждая новая "среда" рождала свое "послание": стилистику, знаковую систему (язык), законы, экономику, политику...
Родил ли Интернет "свой" способ сообщения информации - "сетевую журналистику"? Количественный подход даст умеренно-положительный вариант ответа: к примеру, сейчас в России 2,5 миллиона наблюдателей Интернета, и на них приходится около 500 сугубо сетевых СМИ (помимо интернет-версий газет, радио и телевизора, с которыми "нас" будет существенно больше). Попытка зарегистрировать факт рождения "сетевой журналистики" с точки зрения качественных изменений, приводит к необходимости говорить опять же о стилистике, языке, экономике, политике...
Слово - профессионалам. Обычно редакторы выступают в неподвластных им СМИ только в жанре интервью. Но сегодня мы публикуем целые четыре статьи редакторов сугубо сетевых СМИ, написанных специально для новой рубрики "НГ" - "Интернет".
М. Гуревич: Журналистика высоких технологийИ. Давыдов: Книга вымышленных существ
А. Левкин:Кто такая?
Р. Макаров: Как получить прибыль от сетевого СМИ