0
3175
Газета Идеи и люди Интернет-версия

29.11.2000 00:00:00

Секретарь Совета безопасности Сергей Иванов: Стратегия безопасности России

Тэги: совет безопасности, Иванов, правительство


РОЛЬ И МЕСТО СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РФ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

- Совет безопасности РФ в соответствии с Указом президента РФ # 547 от 3.06.92 г. предназначен для обеспечения реализации функций президента РФ по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан. Вы не считаете, что тем самым СБ дублирует функции МИД, МВД, Минобороны, ФСБ и многих других министерств и ведомств?

- Не могу согласиться с таким утверждением. Совет безопасности Российской Федерации как конституционный орган, призванный осуществлять подготовку решений президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности, решает уникальные задачи.
Среди них: разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации, соответствующих концептуальных документов, а также предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, полномочных представителей президента Российской Федерации в федеральных округах по вопросам, относящимся к компетенции Совета безопасности.
Согласитесь, что ни одно из перечисленных вами министерств, как, впрочем, и любое другое, не располагает возможностями для решения таких задач, а главное - не наделено полномочиями по их решению.
Если кратко сформулировать задачи Совета безопасности Российской Федерации - это рассмотрение вопросов национальной безопасности в комплексе, на основании анализа информации, поступающей от всех звеньев системы обеспечения безопасности, с последующей выработкой решений и рекомендаций по нейтрализации возникающих угроз.
Обеспечению координации деятельности органов государственной власти в этой сфере во многом способствует коллегиальный характер работы Совета безопасности Российской Федерации, когда в механизме принятия решений задействованы все: и председатель Совета безопасности Российской Федерации - президент, и члены Совета безопасности Российской Федерации, среди которых и председатель правительства, и главы обеих палат Федерального собрания Российской Федерации, и руководители ключевых министерств и ведомств.
- Совет безопасности РФ является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений президента РФ в области обеспечения безопасности. Решения президента РФ должны оформляться либо указами, либо распоряжениями. Однако в течение последнего времени решения СБ (без указов и распоряжений правительства) стали обязательными для исполнения федеральными органами власти. Как вы оцениваете эту ситуацию?

- В соответствии с Положением о Совете безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. # 949, решения Совета безопасности Российской Федерации вступают в силу после утверждения председателем Совета безопасности Российской Федерации, то есть - президентом России.
Указами президента Российской Федерации оформляются лишь решения Совета безопасности Российской Федерации по важнейшим вопросам, а иные решения - протоколами. Содержащиеся в протоколах предписания ведомствам должны рассматриваться как поручения президента Российской Федерации, подлежащие безусловному выполнению.
При этом следует иметь в виду, что решения Совета безопасности Российской Федерации, адресованные органам законодательной и судебной власти, носят только рекомендательный характер. Это вытекает из конституционного принципа разделения властей.

Что же касается федеральных органов исполнительной власти, то надо иметь в виду, что председатель правительства Российской Федерации и ряд руководителей министерств и ведомств, являясь членами Совета безопасности Российской Федерации, непосредственно участвуют в выработке решений Совета безопасности. А это предопределяет обязательность их исполнения в том или ином ведомстве даже в том случае, если решения не оформлены президентским указом. Тем более что любое решение Совета безопасности Российской Федерации, затрагивающее компетенцию федеральных органов исполнительной власти, впоследствии оформляется в виде поручений, распоряжений и постановлений правительства Российской Федерации.

- Сообщалось, что предполагается дальнейшее усиление статуса СБ. Можно ли рассказать об этом более конкретно?

- В настоящее время статус Совета безопасности Российской Федерации определяется Законом Российской Федерации "О безопасности". Он принят еще в 1992 г. и сейчас в значительной мере устарел, а некоторые его положения вошли в прямое противоречие с Конституцией Российской Федерации и изданными в соответствии с ней федеральными законами.
Учитывая, что согласно Конституции Российской Федерации статус Совета безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом, сейчас идет работа по подготовке соответствующего законопроекта. Работа эта пока стоящее время не завершена, так что говорить о каких-либо изменениях в статусе Совета безопасности Российской Федерации представляется преждевременным.
Вместе с тем хотел бы напомнить статью 11 Конституции Российской Федерации, где четко сказано, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют президент Российской Федерации, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Обратите внимание, Совет Безопасности тут не упомянут. Его предназначение - обеспечивать условия для реализации президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

- Совет безопасности и его аппарат выступили в середине 2000 года арбитроми между высшими должностными лицами Министерства обороны. Почему стало возможным публичное оглашение разногласий между министром обороны и начальником Генерального штаба?

- Ваша оценка роли Совета безопасности и его аппарата в разрешении разногласий между министром обороны и начальником Генерального штаба, безусловно, нуждается в уточнении. В соответствии с порядком, установленным соответствующим нормативным правовым актом, эта функция принадлежит только президенту Российской Федерации. Его же решением установлен и механизм учета мнений высших должностных лиц военного ведомства при наличии у них разногласий по наиболее важным вопросам, находящимся в ведении Министерства обороны.

В части, касающейся конкретной ситуации, о которой вы упомянули и которая получила широкий отклик в средствах массовой информации, могу отметить следующее. Не являлось секретом, что еще с весны 2000 года аппаратом Совета безопасности осуществлялась подготовка материалов к очередному заседанию Совета безопасности, на котором планировалось обсудить вопросы, связанные с состоянием Вооруженных сил, и уточнить основные направления их строительства и развития на период до 2010 года. К этой работе были привлечены все заинтересованные федеральные органы государственной власти, в том числе, безусловно, и Министерство обороны. Учитывая значимость проблемы, для подготовки этого заседания Совета безопасности распоряжением президента Российской Федерации была образована экспертная комиссия во главе с заместителем председателя правительства Российской Федерации Ильей Клебановым.

Этой комиссией было всесторонне рассмотрено пять возможных вариантов дальнейшего реформирования Вооруженных сил. На основе универсального интегрированного критерия "эффективность-стоимость-реализуемость" в конечном счете был определен оптимальный вариант, который и был вынесен для рассмотрения на заседание Совета безопасности.

Естественно, что обсуждаемые на комиссии изменения структуры, состава и численности Вооруженных сил согласованы со всеми без исключения членами Совета безопасности, в том числе и с теми должностными лицами, которых упомянули вы.

- Обсуждение направлений военного строительства в последнее время стало прерогативой почти исключительно Совета безопасности. Является ли такая ситуация нормальной? Не считаете ли вы, что вопросы военного строительства и военной реформы должны обсуждаться более широко, с привлечением, прежде всего, Государственной Думы и Совета Федерации?

- В выработке предложений по вопросам военного строительства участвуют все заинтересованные федеральные органы государственной власти, а по концептуальным направлениям военной реформы - и широкая общественность, как это, к примеру, было перед утверждением президентом Российской Федерации в апреле этого года Военной доктрины Российской Федерации. Окончательные же решения по вопросам военного строительства принимаются президентом Российской Федерации.

Другое дело, что подготовкой этих решений занимается Совет безопасности и его рабочий орган - аппарат Совета безопасности. Эти решения готовятся на основе обобщения предложений всех заинтересованных федеральных органов государственной власти, в том числе Государственной Думы и Совета Федерации, а также ученых и практиков в области военной безопасности. Наиболее важные вопросы предварительно прорабатываются в соответствующих межведомственных комиссиях, функционирующих при Совете безопасности на постоянной основе. По основополагающим, наиболее сложным и важным вопросам военного строительства по решению президента Российской Федерации создаются временные межведомственные комплексные рабочие комиссии. Об одной из таких комиссий, возглавляемой Ильей Клебановым, я уже упоминал.

Как вы знаете, совсем недавно - 9 ноября - состоялось заседание Совета безопасности по рассмотрению вопросов реформирования военной организации государства в целом. Оно стало логическим продолжением заседания Совета безопасности, прошедшего 11 августа этого года, а также совещания членов Совета безопасности 27 сентября. Готовила это заседание созданная распоряжением президента временная межведомственная рабочая комиссия, которую было поручено возглавить мне. В состав комиссии вошли высокие должностные лица от всех заинтересованных органов государственной власти. К примеру, только от правительства Российской Федерации - три заместителя председателя правительства: Илья Клебанов, Алексей Кудрин, Валентина Матвиенко.

При этом проработку вопросов реформирования военной организации вели не только члены комиссии. При ней была также образована межведомственная рабочая группа, в которую вошли сотрудники аппаратов Совета безопасности, правительства Российской Федерации, комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, а также ведущие ученые научно-исследовательских организаций и учреждений.

Мы получили довольно много предложений по вопросам реформирования военной организации, в том числе и из Государственной Думы и Совета Федерации, которые были рассмотрены и учтены при подготовке решения заседания Совета безопасности.

- Сообщалось, что силовые ведомства России и прежде всего Вооруженные силы будут подвергнуты дальнейшим сокращениям. Многие эксперты в связи с этим указывают, что лимит пропорционально-долевых сокращений исчерпан и дальнейшие организационные мероприятия должны базироваться на функциональном или территориальном подходе. Какие из ныне стоящих перед Вооруженными силами задач могут быть с них сняты?

- Прежде всего хотел бы заметить, что в сообщении, на которое вы ссылаетесь, допущены существенные искажения сути проводимой в государстве реформы военной организации, в том числе и Вооруженных сил. Сокращение численности Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов - лишь один из элементов структурной и функциональной реорганизации всех компонентов военной организации. Каких-либо лимитов "на пропорционально-долевое" сокращение нет и не было. Более того, президент России Владимир Путин неоднократно предостерегал от механического подхода к сокращению численности Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов.

Замысел оптимизации военной организации государства базируется прежде всего на оценке угроз национальной безопасности, строгом учете экономических возможностей государства, анализе задач, возложенных на силовые министерства и ведомства, поиске возможностей их комплексного решения, создании объединенных или сопряженных систем тылового, технического, кадрового и других видов обеспечения. В таком подходе заложен значительный резерв экономии материальных и финансовых ресурсов, устранения дублирующих звеньев и на этой основе сокращения численности силового компонента военной организации государства.

Что касается вопроса о снятии каких-либо задач с Вооруженных сил, то эту проблему следует рассматривать в иной плоскости.

В зависимости от различных факторов (внешних, внутренних) задачи Вооруженных сил должны быть строго ранжированы. А выполнение вытекающих из этого наиболее важных для безопасности государства задач на сегодня и обозримую перспективу должно быть приоритетно обеспечено ресурсами. Предусмотрено скомплексировать их задачи, в том числе с возложением части из них на Вооруженные силы, оптимизировать состав и на этой основе обеспечить разумное сокращение численности.

- Состоится ли (и если состоится, то когда) разделение административного и оперативного управления Вооруженными силами? Как изменятся в этом случае функции Министерства обороны РФ и Генерального штаба ВС РФ? Появится ли в России гражданский министр обороны?

- Разделение этих функций не является самоцелью. Оно рассматривается как одно из средств повышения эффективности объективно и параллельно существующих ветвей управления Вооруженными силами - административной и оперативной.

Для проработки предложений по разграничению функций административного и оперативного управления Вооруженными силами создана межведомственная рабочая группа. Результаты работы этой группы будут доложены президенту Российской Федерации в декабре нынешнего года. Не забегая вперед, подчеркну лишь, что речь в данном случае идет только о высшем звене управления - Министерство обороны и Генеральный штаб ВС РФ. В военных округах разделение административных и оперативных функций не предусматривается. Возможно, в определенной мере это коснется некоторых Главкоматов видов ВС РФ.

Возможно, функциями Министерства обороны станут, главным образом, выполнение задач, связанных с комплектованием и обеспечением Вооруженных сил, а функциями Генерального штаба ВС РФ останутся стратегическое и оперативное планирование, непосредственное руководство войсками, создание группировок и поддержание их в соответствующей степени боевой готовности.

Что же касается назначения на пост министра обороны гражданского человека, то в принципе это возможно, если такое решение примет президент России.

- Вы недавно совершили ознакомительные и инспекционные поездки по военным округам. Что вы докладывали президенту России о состоянии армии, какие меры по преодолению кризиса предлагали?

- По поручению президента в течение августа-октября я ознакомился с состоянием дел в военных округах и на флотах. В ходе работы с командующими мы обсуждали проблемы обеспечения жизнедеятельности войск, боевой и мобилизационной готовности, решения возложенных на них задач, а также взаимодействия с другими войсками и воинскими формированиями, которые дислоцируются в границах военных округов.

К числу основных проблем я бы отнес - несвоевременное финансирование, низкий уровень боевой и мобилизационной готовности, оперативной и боевой подготовки, неудовлетворительное состояние вооружения и военной техники, слабое состояние воинской дисциплины военнослужащих, большой отток молодых офицеров, в первую очередь из Вооруженных сил Российской Федерации, внутренних войск МВД России, а также нерешенность социально-бытовых вопросов.

О результатах работы я докладывал президенту Российской Федерации. Разумеется, материалы поездок были использованы при подготовке ноябрьского заседания Совета безопасности, на котором шла речь о корректировке государственной политики Российской Федерации в области военного строительства и определении основных направлений развития военной организации государства на предстоящее десятилетие.

Хотел бы добавить, что я регулярно встречаюсь с постоянными представителями президента в Федеральных округах. При этом мы детально обсуждаем вопросы, касающиеся их участия в работе по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Должен подчеркнуть, что координирующая роль полномочных представителей президента в решении вопросов безопасности весьма существенна.

- В составе структуры Совета безопасности есть управление военной инспекции. Некоторые эксперты полагают, что целесообразнее было бы содержать ГВИ при президенте РФ, что повысило бы ее статус и независимость. Дайте оценку нынешней военной инспекции и расскажите о перспективах ее развития.

- Изначально эти функции выполняла Государственная военная инспекция президента Российской Федерации, созданная в августе 1997 года и непосредственно подчиненная президенту. В марте 1998 года функции и задачи, решаемые Государственной военной инспекцией, были переданы аппарату Совета безопасности Российской Федерации, в котором было образовано Управление военной инспекции.

Основная задача этого управления - контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих военное строительство в Российской Федерации.

Только за последние два года Управлением военной инспекции выполнено 19 поручений президента Российской Федерации по широкому спектру проблем национальной безопасности. Кроме того, сотрудники управления осуществляют повседневный контроль выполнения отдельных решений Совета безопасности Российской Федерации.

Что касается перспектив, то мы прорабатываем вопрос о поднятии статуса военной инспекции и ее подчинении непосредственно президенту Российской Федерации.

ТЕКУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

- Совет безопасности оказался несколько в стороне от разрешения ситуации, связанной с катастрофой атомного подводного крейсера "Курск". Сложилось странное положение: если проанализировать все три основные версии причин гибели лодки, неизбежно приходишь к выводу, что каждый из трех сценариев развития событий связан с недоработками и ошибками различных должностных лиц (военных и гражданских). Между тем все эти начальники остаются на своих постах и, более того, пользуются благосклонностью высшего государственного руководства. Нормальна ли такая ситуация?

- Начиная с трагических дней августа и до настоящего времени все решения по организации и проведению поисково-спасательных работ в Баренцевом море, оказанию помощи и поддержки семьям погибших моряков президент Российской Федерации принимал с учетом мнения членов Совета безопасности. Многие из них, в том числе и я, выезжали на Северный флот, в Видяево для непосредственного участия в выполнении и контроле исполнения поручений президента Российской Федерации.

Что касается привлечения к ответственности лиц, возможные недоработки которых привели к трагедии, я полностью разделяю позицию президента: "Никаких огульных расправ под влиянием эмоциональных всплесков или стечений обстоятельств не будет. Если кто-то виноват, то виноватые должны быть наказаны, без всяких сомнений.

Но прежде мы должны получить объективную картину причин трагедии и хода спасательных работ".

- Каков прогноз Совета безопасности по развитию ситуации на Северном Кавказе? Намерено ли высшее государственное руководство России выдвинуть новые инициативы по умиротворению Чечни или в республике на долгое время будет законсервировано положение "ни мира, ни войны"?

- Ситуация в этом регионе сложная, но контролируемая. Главной угрозой стабильности здесь стал международный терроризм, являющийся активной разрушительной силой, идеологическим инструментом сепаратизма, сторонники которого получают значительную финансовую и организационную поддержку извне.

Действия международных террористов скоординированы. Об этом свидетельствуют события в Центральной Азии (Афганистан) и на Ближнем Востоке. Помните нахальное заявление Басаева о готовности направить 150 боевиков в Палестину? Каким бы голословным и пропагандистским это заявление ни было, оно наглядно подтверждает тесную связь террористов, разбойничающих в разных регионах планеты.

Контртеррористическая операция в Чеченской Республике позволила отвести угрозу распада нашего государства и создать предпосылки для оздоровления обстановки в Чечне и во всем Северо-Кавказском регионе.

На ситуацию на Северном Кавказе оказывают влияние также очаги конфликтов в Закавказье (нагорно-карабахский, грузино-абхазский, грузино-южноосетинский).

В этой связи руководством государства предпринимается ряд шагов по укреплению сотрудничества с другими государствами в области безопасности, в том числе по борьбе с международным терроризмом. Недавняя встреча глав государств - участников Договора о коллективной безопасности (ДКБ) создала хороший задел для формирования эффективной системы безопасности в южном регионе. Сделан важный шаг по пути военно-политической интеграции, который способен будет предотвратить в зародыше любую попытку экстремистских сил испытать на прочность внешнюю границу СНГ на юге. Я имею в виду подписанное 11 октября этого года в Бишкеке Соглашение о статусе формирования сил и средств системы коллективной безопасности, а также план основных мероприятий по формированию системы коллективной безопасности стран ДКБ на 2001-2005 годы.

Руководство Российской Федерации хорошо понимает необходимость осуществления кардинальных мер, реализация которых позволит перехватить стратегическую инициативу в целях сдерживания ситуации и последующего устранения очагов нестабильности на Северном Кавказе.

В целом полагаю возможным отметить, что, несмотря на сложность обстановки в Северо-Кавказском регионе, сложились предпосылки для ее нормализации. Пик разгула сепаратизма проходит. На смену эмоциям приходит разум. Удалось стабилизировать ситуацию в Дагестане, Карачаево-Черкесии. Во многом продвинулись в разрешении осетино-ингушского конфликта. Между руководителями этих республик достигнуто взаимопонимание в плане возвращения вынужденных переселенцев-ингушей в Северную Осетию, для чего утверждена программа совместных действий по урегулированию последствий конфликта.

Для стабилизации обстановки в регионе мы налаживаем тесное взаимодействие всех трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Велика роль в урегулировании конфликта и "четвертой власти" - средств массовой информации.

Что же касается ситуации непосредственно в Чеченской Республике, то мне кажется, что сегодня не время для выработки каких-то новых инициатив и громких заявлений. Однако и о консервации сложившегося там положения речи не идет. В связи с переходом боевиков, уже неспособных противостоять федеральным силам в открытом бою, к диверсионно-террористическим действиям меняется и тактика наших войск.

Мы исходим из того, что жители чеченских городов и сел - неотъемлемая часть многонационального российского народа. Они достойны лучшей жизни, чем та, которая им была уготована дудаевско-масхадовским режимом. Главное сейчас - нейтрализация международных террористов и их главарей, развязавших и финансирующих диверсионно-террористическую войну не только против федеральных сил, но и всего чеченского народа. От террористических актов гибнут главным образом мирные люди. Наша задача защитить их от посягательств бандитов. Предстоящий осенне-зимний период будет нацелен на выполнение именно этой задачи. Лишь тогда можно будет говорить об окончании определенного этапа контртеррористической операции.

Мы осознаем, что проблема Чечни - на долгие годы, если иметь в виду процесс восстановления экономики, здравоохранения, правового поля. Мы понимаем, что быстро эту задачу не решить.

Поэтому уже сейчас мы приступили к кропотливой целенаправленной работе по возвращению этой республики в русло российской государственности, выстраиванию эффективно функционирующей властной вертикали, переноса акцентов после завершения военных действий на мирное строительство. В этих целях указом президента Российской Федерации создана администрация Чеченской Республики, уже приступившая к работе. Правительством Российской Федерации принят ряд постановлений по вопросам восстановления социальной сферы и экономики республики, в стадии завершения находится работа по разработке специальной долгосрочной федеральной программы, посвященной этому вопросу. Под руководством вице-премьера Виктора Христенко функционирует правительственная комиссия, занимающаяся процессом восстановительных работ в Чечне. Большая работа по стабилизации обстановки в Чеченской Республике проводится полномочным представителем президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Виктором Казанцевым, являющимся, кстати говоря, членом Совета безопасности.

К нынешнему дню сделано немало. Разработаны и уже претворяются в жизнь первоочередные меры по восстановлению нефтяного хозяйства в Чеченской Республике и республиканской системы газоснабжения. Восстановлено 22 км магистральных газопроводов и 48 км газопроводов среднего и низкого давлений. Подача газа производится в 99 населенных пунктов. Продолжается работа по восстановлению системы здравоохранения Чеченской Республики. Там функционируют 52 больницы, 32 поликлиники, 46 врачебных амбулаторий, 175 фельдшерско-акушерских пунктов. Из федерального резерва поставлено 75,3 тонны медикаментов и другого медицинского имущества на сумму более 12,7 млн. руб.

С 1 сентября этого года возобновила полноценную работу система образования. Из 452 школ республики функционирует 389. В них обучается около 159 тыс. учащихся. Возобновлена работа 3 вузов, 8 учреждений среднего профессионального образования, 11 учреждений начального профессионального образования, 16 дошкольных учреждений. В начале учебного года в Грозном открылись все 3 вуза Чеченской Республики. Общее число студентов превысило 18 тыс. человек.

Реализация всего комплекса намеченных мер по восстановлению экономической и социальной сферы Чеченской Республики станет существенным фактором нормализации обстановки в республике.

- Начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Анатолий Квашнин предлагает резко усилить группировки войск на Северном Кавказе и в Центральной Азии. Учитывая инерционность процессов военного строительства, не приведет ли это к тому, что военные, как это часто бывало, будут готовиться к "прошедшей войне"?

- Извините, но я не вижу логики в вашем вопросе. На мой взгляд, стремление руководства Министерства обороны и Генерального штаба ВС РФ усилить отдельные группировки войск и сил в тех регионах, где обозначились реальные угрозы военной безопасности, как раз свидетельствует о стремлении избежать допущенных ранее ошибок.

В ходе планирования мероприятий по оптимизации структуры и состава, сокращению численности Вооруженных сил учитывается необходимость адекватного реагирования на сложную в военно-политическом плане обстановку (и имеющую тенденцию к обострению) на Северном Кавказе и совместно с нашими союзниками по Договору о коллективной безопасности в Центральной Азии. Однако при этом планируется нарастить не столько количественный состав войск и сил, сколько их боевые возможности, прежде всего за счет соединений и частей постоянной готовности.

Шаги по реформированию военной организации мы делаем и будем делать совершенно открыто, чтобы ни у кого не возникало каких-либо сомнений в наших намерениях. Отдельные мероприятия, особенно связанные с усилением тех или иных группировок войск и сил, безусловно, будут "вписываться" в параметры взятых Россией на себя международных обязательств, в том числе и Договора об обычных вооруженных силах в Европе.

- Не кажется ли вам, что истоки многих кризисов на постсоветском пространстве связаны не с военной слабостью, а с отсутствием механизмов, которые бы заставляли оппонентов России считаться с фактором военной силы? Как преодолеть такое положение?

- На постсоветском пространстве нет ни одного государства, которое бы не считалось с фактором военной силы России. Нередко они обращаются к России, чтобы она оказала им военно-техническую помощь в борьбе с международным терроризмом. Так, например, было в этом году во время вторжения бандформирований на территорию среднеазиатских государств. В Таджикистане наши пограничники являются важной поддержкой национальным силам республики в борьбе против проникновения на территорию государств СНГ из соседнего Афганистана групп террористов, а также потока наркотиков.

В действительности существует проблема активизации механизмов взаимодействия государств СНГ, в том числе их силовых структур, в условиях кризисов, усиления координации их действий. Для решения этой проблемы важно наполнить конкретным содержанием уже существующие механизмы, в частности Договора о коллективной безопасности, двусторонние соглашения между государствами СНГ о военном и военно-техническом сотрудничестве. Серьезным импульсом к повышению координации действий явилось и создание Комитета секретарей Советов безопасности государств - участников ДКБ, который активно включился в решение этой проблемы.

- Одно из информационных агентств сообщило, что Совет безопасности планирует внедрить систему управления стратегическими предприятиями России. Правда ли это, и если да, то каковы будут функции и полномочия такой системы?

- Если под стратегическими понимать предприятия, производящие продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, то в настоящее время существует система по обеспечению интересов государства в их деятельности. Так, законом о приватизации предусматриваются ограничения вплоть до запрета на приватизацию некоторых предприятий и исключения иностранных юридических и физических лиц из числа участников акционирования отдельных предприятий.

Утверждены перечни соответствующих предприятий и организаций, приватизация которых запрещена, а также государственные пакеты акций которых не подлежат досрочной продаже.

Правительством России принимаются меры по повышению эффективности управления федеральным имуществом и усилению контроля за деятельностью руководителей государственных предприятий и представителей государства в акционерных обществах.

Проблемы, возникающие в этой области и влияющие на обеспечение национальной безопасности, рассматриваются на заседаниях Совета безопасности Российской Федерации и в его рабочих органах - научном совете, межведомственных комиссиях.

- Многие эксперты полагают, что в недавно утвержденной Доктрине информационной безопасности России допущен крен в сторону усиления роли государственных средств массовой информации. Между тем многие угрозы, указанные в Доктрине, исходят не от зарубежных государств, а от интернациональных корпораций. Не считаете ли вы, что государству надо более активно способствовать частным СМИ в экспансии на российский и мировой рынок?

- Положения Доктрины распространяются на все без исключения СМИ, действующие на территории России, если это не оговаривается отдельно, а "недостаточная активность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан" определена в Доктрине в качестве одного из источников угроз информационной безопасности. Таким образом, задача по улучшению информирования граждан государственными органами поставлена, и они должны использовать для этого весь спектр отечественных СМИ, как частных, так и государственных.

Утверждения экспертов о некотором крене Доктрины в сторону усиления роли государственных средств массовой информации, видимо, порождены выделением в документе положения о второй составляющей национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, включающей в себя информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Для этого предлагается укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан, а также интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования.

Опыт последних лет показывает, что отдельные граждане и общество в целом не получают в достаточном объеме необходимую им правдивую информацию о деятельности государственной власти, ее планах и намерениях. О намерениях власти общество судит по случайной, обрывочной, противоречивой информации. Это стало серьезным препятствием для общения представителей власти с населением. Яркий пример тому - основные положения социальной реформы и, в частности, реформы образования. После многочисленных заявлений и следующих за ними опровержений понять, что же собирается делать государство в сферах, затрагивающих жизненные интересы практически каждого россиянина, уже вряд ли возможно.

В российском информационном поле практически отсутствует диалог государства с гражданским обществом, народа - с властью. Это один из значимых факторов сохраняющегося недоверия населения страны к властным структурам. На преодоление его и направлены положения Доктрины.

Взаимоотношения общества и СМИ носят не менее противоречивый характер, чем взаимоотношения общества и власти. С одной стороны, политический плюрализм и свобода слова остаются безусловной ценностью для подавляющего большинства россиян, с другой - социологические службы фиксируют постоянное и неуклонное снижение доверия значительной части российских граждан к отечественным, в основном частным, СМИ. Так, исследования социологического центра Российской академии госслужбы свидетельствуют, что сегодня лишь 30% россиян выражают доверие электронным и 26% печатным средствам информации. Как же можно с их помощью проводить государственную информационную политику?

Одна из причин этого заключается, по нашему мнению, в том, что в России традиционно еще с советских времен СМИ рассматриваются не только и не столько как источник информации, но и как один из действенных инструментов решения важных общественных проблем. Сегодня пресса, как печатная, так и электронная, утрачивает, причем по собственной инициативе, главную для общества функцию - коммуникационную. В настоящее время частные СМИ отражают преимущественно интересы политических и экономических элит. Доми


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
900
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1211
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
940
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
776

Другие новости