-ВАЛЕРИЙ ЛЕОНИДОВИЧ, кто взял на себя ответственность за гибель подводной лодки "Курск"?
- Руководство страны и Вооруженных сил.
Персонально такую ответственность взяли на себя президент России, Верховный главнокомандующий Вооруженными силами Владимир Путин, министр обороны России маршал Российской Федерации Игорь Сергеев, главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов, командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов.
Верховный главнокомандующий, министр, главком ВМФ, командующий флотом находились и находятся вместе с родными и близкими погибших, их боевыми товарищами и сослуживцами разделяют с ними горе, боль утраты, разговаривают с ними, глядя глаза в глаза, стараются помочь.
Президент России сделал то, чему нет примеров в новейшей мировой истории: он не отметился, как принято по нынешним пиаровским стандартам, на месте трагедии, в чем, кстати, его небескорыстно упрекали, а пришел к вдовам, матерям, отцам, родным и близким погибших. И остался с ними, и говорил с ними в эту самую страшную, первую ночь после того, как стало ясно: никого из экипажа "Курска" нет в живых. Это и есть, я думаю, подлинная ответственность.
- Способна ли Россия содержать и эксплуатировать атомный флот, доставшийся в наследство от СССР? Намерено ли командование ВМФ поставить вопрос об отказе от использования АПЛ, аналогичных "Курску", до выяснения обстоятельств гибели атомной субмарины?
- Отвечая на первую часть вопроса, скажу, что способна. Для этого есть и квалифицированные кадры, и соответствующая инфраструктура. Разумеется, содержание и эксплуатация флота, в том числе атомного, требуют соответствующего финансирования. Вследствие его ограниченности в последние годы боевой состав ВМФ России по сравнению с уровнем СССР сокращен в три раза. Сейчас президентом и правительством России принимаются меры по улучшению финансирования Вооруженных сил, в том числе ВМФ.
Что касается атомного подводного флота, то он действительно не дешев, но необходим. Это одна из ключевых составляющих обеспечения военной безопасности России. И боевые выходы он осуществляет регулярно. Кстати, "Курск" в прошлом году успешно выполнил сложный и длительный поход в Средиземное море.
Что касается второй части вашего вопроса, то скажу, что атомные подводные лодки, аналогичные "Курску", по указанию министра обороны до выяснения обстоятельств катастрофы в море выходить не будут.
- Насколько "Курск" был подготовлен к своему последнему боевому походу?
- "Курск" входил в состав сил постоянной готовности. Это означает, что корабль, его вооружение и техника были полностью исправны, а экипаж прошел полный курс подготовки к ведению боевых действий, включающий подготовку к плаванию подводной лодки в различных условиях обстановки, применению всех видов оружия. Важнейшие элементы такой подготовки: легководолазная, включающая, в частности, подготовку к самостоятельному выходу из аварийной подводной лодки; подготовка к борьбе за живучесть подводной лодки в море и в базе при тяжелой аварии.
Причем подводник допускается к первому выходу в море только после овладения навыками самостоятельного покидания подводной лодки, затонувшей при аварии, и сдачи соответствующих зачетов. В дальнейшем такая подготовка проводится ежегодно. Кроме того, соответствующие тренировки и учения проводятся на подводной лодке при подготовке к каждому выходу в море.
"Курск" в прошлом году совершил поход на боевое патрулирование в Средиземное море, по итогам которого был объявлен лучшей подводной лодкой Северного флота. Поэтому в профессионализме, боевой слаженности, уровне морально-психологической закалки экипажа "Курска" нет никаких сомнений.
- По сообщению военных, АПЛ "Курск" участвовала во флотских учениях в Баренцевом море и произвела успешный пуск ракеты "Гранит". Могла ли ракета взорваться в момент пуска?
- На подводной лодке "Курск" при выходе в море находились 22 крылатые ракеты "Гранит" с обычной боевой частью и две практические крылатые ракеты (без боевой части). В пятницу 11 августа сего года в 12 часов 40 минут "Курск" успешно выполнил пуск одной практической крылатой ракеты "Гранит" по морской мишени.
- Американцы при рассмотрении причин гибели "Курска" говорили об ошибках в маневрировании как основной версии происшествия.
- Что касается собственно версии об ошибке при маневрировании подводной лодки в полигоне боевой подготовки как причине катастрофы, то она в числе прочих внимательно рассматривалась Правительственной комиссией. По совокупности целого ряда объективных признаков эта версия не нашла подтверждения.
- В СМИ прошла информация, что Россия не участвует в международных конгрессах, посвященных безопасности подводных лодок и выживанию их экипажей. Почему?
- Это не так. По инициативе Российской Федерации в 1993 году состоялись переговоры между штабами ВМС США и ВМФ России по проблеме обеспечения безопасности плавания подводных лодок в подводном положении. Российской делегацией был представлен проект соглашения между РФ и США по данной проблеме. К сожалению, эта инициатива не получила поддержки у американцев.
В 1999 году в рамках программы "Партнерство ради мира" была создана рабочая группа специалистов РФ и НАТО. Начались консультации по стандартизации спасательных средств на море. Но агрессия НАТО против Югославии остановила эту работу.
Мы намерены предложить возобновить переговоры по этим проблемам.
- Почему, когда стало известно о катастрофе "Курска", Россия так долго отказывалась от помощи иностранных государств?
- Это не так. Все предложения зарубежных государств о помощи были с благодарностью приняты. Первые такие предложения были получены от посольства Норвегии и генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона вечером 14 августа. На следующий день через наших представителей в Норвегии и НАТО была выражена признательность за предложения и готовность принять помощь. Главными критериями при этом были техническая совместимость систем, расчетная эффективность их применения в конкретных условиях района бедствия и сроки практического подключения к спасательной операции СФ.
По этим критериям приоритет был отдан предложениям Великобритании и Норвегии. Их реализация началась незамедлительно.
Предложения о помощи остальных государств (Германии, Канады, Нидерландов, Швеции) в основном сводились к предоставлению оборудования водолазной медицины (декомпрессионные камеры, медикаменты), а также врачей и обслуживающего персонала. Кроме того, США дополнительно предлагали использовать для работ их глубоководный спасательный аппарат с экипажем, способный принять на борт до 20 человек и группу специально подготовленных водолазов, правительство Италии - до 5 водолазов-глубоководников. Однако с учетом уже достигнутых договоренностей о совместных действиях с Великобританией и Норвегией, а также продолжительности сроков реальной доставки этих средств в район бедствия американские и итальянские предложения были зарезервированы на случай возникновения необходимости их реализации в ходе ни на минуту не прекращавшейся спасательной операции СФ.
- Если терпящему бедствие экипажу подлодки, как выяснилось, могли в экстренном порядке помочь несколько норвежских водолазов, то о чем отправились вести долгие переговоры в НАТО российские военные?
- Норвежские водолазы не могли экстренно помочь терпящему бедствие экипажу подлодки. Во-первых, потому что для этого необходимы соответствующие средства спасения, в частности глубоководные аппараты, способные пристыковаться к лодке. Водолазы могли только обследовать спасательные узлы лодки и вручную устранить неисправности, то есть помочь применению спасательных средств. Во-вторых, для подготовки к практическим действиям системы, обеспечивающей работу водолазов, необходимо минимум 4-5 суток.
То есть, даже если бы норвежские водолазы сразу же после установления местонахождения терпящего бедствие "Курска" (в 19.30 13 августа) приняли участие в спасательной операции, помочь спасти наших моряков они бы не успели. Раньше 18 августа спуститься к лодке они не могли, а критические условия для выживания в ее кормовых отсеках наступили, как оказалось, не позднее 14 августа.
Российские военные прибыли в НАТО 17-го и убыли 19 августа, проведя экстренные профессиональные консультации по выявлению возможностей сопряжения спасательных систем, обмену технической документацией и овладению всей необходимой информацией, а также по практической организации совместных спасательных работ.
Уже вечером 17 августа из базы ВМС Норвегии Тронхейм вышли спасательные суда "Норман Пионир" и "Сивей Игл".
Для ускорения подготовки норвежских и британских спасателей к практическим действиям наши специалисты вылетали на эту базу, а затем вместе с норвежцами и британцами работали на "Пионире" и "Игле" во время их перехода в район спасательной операции.
- На Западе не верят в отсутствие на АПЛ "Курск" ядерного оружия.
- Так категорично говорить нельзя. "Не верят" отдельные авторы и комментаторы некоторых западных СМИ, которые по умыслу, корысти ради либо вследствие некомпетентности пытаются придать трагической ситуации вокруг "Курска" апокалиптический характер.
А ответственные люди - политики, специалисты, профессионалы, в том числе военные, - знают, что ядерного оружия на борту "Курска" нет, а радиационная обстановка в районе бедствия, что подтверждается всеми национальными и международными организациями, осуществляющими мониторинг окружающей среды, соответствует норме.
- Известно, что министр обороны США посылал маршалу Сергееву письмо с предложением о помощи. Был ли ответ? Мы об этом ничего не знаем.
- Ответ министра обороны России маршала Российской Федерации И.Д. Сергеева У.Коэну был направлен тотчас по получении письма министра обороны США.
Вот текст письма Игоря Сергеева:
"Выражаю глубокую благодарность за готовность оказать всестороннюю помощь и поддержку в проведении спасательной операции на подводной лодке "Курск" Северного флота.
В настоящее время в район проведения спасательной операции уже следует норвежское судно с подводным спасательным аппаратом ВМС Великобритании. Завершается подготовка к доставке в Россию группы норвежских водолазных специалистов с необходимым оборудованием.
Ввиду этого практическую реализацию Вашего предложения целесообразно осуществить исходя из результатов наших совместных действий со спасателями Великобритании и Норвегии.
Как Вы знаете, в настоящее время в штаб-квартире НАТО в Брюсселе уже ведутся консультации по комплексу вопросов взаимодействия при проведении спасательной операции, включая организационные и технические вопросы.
Полагал бы целесообразными Ваши указания представителям США в Брюсселе на участие в этой совместной работе в контексте Ваших предложений о помощи.
Еще раз сердечно благодарю за выражение сочувствия и готовность оказать помощь.
С уважением
г. Москва, 17 августа 2000 г. Сергеев".
О содержании письма атташе по вопросам обороны при посольстве России в США были оперативно проинформированы помощник министра обороны США Эдвард Уорнер и председатель Комитета начальников штабов Генри Шелтон.
- Почему российская сторона не разрешила перебазировать иностранных спасателей на Ан-124 сразу в Североморск?
- Такого разрешения попросту не требовалось. Перебазирование иностранных спасателей на самолете в район бедствия бессмысленно. Без средств, обеспечивающих их работу, участие спасателей в спасательной операции невозможно. А такими средствами как раз и являются спасательные суда "Норман Пионир" со спасательным подводным аппаратом "LR-5" и "Сивел Игл" c оборудованием для водолазов-глубоководников. Они вышли из базы ВМС Норвегии сразу же по готовности и прибыли в район проведения спасательной операции в ночь с 19 на 20 августа.
- Трагедия "Курска" произошла 12 августа в субботу, а только во вторник об этом сообщили. Почему?
- Спасательная операция началась сразу же в субботу, 12 августа. После невыхода "Курска" на связь в установленное для выполнения учебной задачи и освобождения полигона время ситуация характеризовалась как вероятное происшествие.
После того как "Курск" не вышел на связь после приказа руководителя учений (17.30 12 августа: "Донести свое место и действия"), в соответствии с требованиями нормативных документов подводная лодка в 23.30 12 августа была объявлена аварийной. Были подняты по тревоге поисково-спасательные силы флота, которые вышли в район вероятного нахождения корабля и начали его поиск. В 4 часа 36 минут 13 августа сего года гидроакустической аппаратурой крейсера "Петр Великий" был обнаружен корабль, лежащий на грунте. Подводный аппарат "Бриз" со спасательного судна "Михаил Рудницкий" в 19 часов 30 минут 13 августа сего года визуально обнаружил подводную лодку при погружении и поиске в районе. Командующий Северным флотом после доклада экипажа подводного аппарата пришел к выводу, что на грунте находится "Курск". Сразу были начаты работы по спасению экипажа.
"Курск" считался аварийным на всем протяжении операции по спасению экипажа вплоть до 19 августа, когда были расшифрованы и проанализированы дополнительные данные о состоянии корабля и степени его разрушений, полученные нашими подводными аппаратами. Они свидетельствовали о таких повреждениях легкого и прочного корпусов "Курска", которые неизбежно влекли за собой гибель людей. С этого момента речь уже шла не об аварии, а о катастрофе.
А в 13.30 21 августа, когда с помощью норвежских водолазов был вскрыт нижний люк 9-го отсека и установлено, что отсек заполнен водой, стало окончательно ясно, что весь экипаж "Курска" погиб.
Все официальные сообщения, касавшиеся подводной лодки "Курск", в том числе и самые первые, полностью соответствовали выводам из объективной оценки, имевшейся у командования на момент сообщений информации.
- Почему командующий СФ в воскресенье, на второй день трагедии, бодро заявлял прессе, что учения прошли успешно, техника и люди проявили себя с лучшей стороны?
- В воскресенье, 13 августа, командующий СФ адмирал Вячеслав Попов уже лично руководил спасательными работами на борту крейсера "Петр Великий" и никаких интервью не давал. По телевидению в воскресенье была показана видеозапись, сделанная еще тогда, когда ни командующему флотом, ни кому бы то ни было другому ничего не было известно о трагедии "Курска".
- Почему главком ВМФ только в четверг начал лично руководить спасательными работами?
- Операцией по спасению экипажа "Курска" непосредственно руководил командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов. Это определено порядком организации и проведения спасательных работ.
Главнокомандующий ВМФ адмирал флота В.И. Куроедов осуществлял непрерывное общее руководство операцией с ЦКП ВМФ. С разрешения министра обороны он вылетел на Северный флот 17 августа.
- Когда об аварии было доложено президенту РФ? Не потому ли не доложили в субботу, что боялись "обеспокоить" президента, отправившегося в отпуск?
- Подводная лодка "Курск" была объявлена аварийной в 23.30 12 августа (в субботу) после ее невыхода на связь после приказа командующего СФ в установленные нормативами сроки.
Организованный поиск дал первые результаты примерно в половине пятого утра 13 августа (в воскресенье), когда на грунте, на глубине 105-110 метров, гидроакустической аппаратурой крейсера "Петр Великий" был обнаружен объект - предположительно "Курск".
Донесение флота об этом было представлено на ЦКП Генерального штаба. ЦКП ГШ доложил министру обороны, а министр в 7 часов утра в воскресенье, 13 августа, - президенту России.
- С чем могла столкнуться лодка в районе учений?
- С крупным подводным объектом, предположительно - подводной лодкой. Это одна из основных версий. Вероятность такого столкновения подтверждается статистикой. В период с 1967 по 2000 год произошло 11 задокументированных столкновений наших подводных лодок с иностранными подводными лодками, из них 8 - в полигонах Северного флота. Последние инциденты с подводными лодками, находящимися в подводном положении, имели место в начале 90-х годов: в феврале 1992 года в пределах российского территориального моря столкнулись американская атомная многоцелевая пл "Батон Руж" (типа "Лос-Анджелес") и атомная многоцелевая пл ВМФ России проекта 945А (тип "Сиерра-2"), в марте 1993 года - столкновение американской атомной многоцелевой пл "Грейлинг" (типа "Стерджен") с РПЛСН проекта 667БДР (тип "Дельта-3"). Эти инциденты привели к значительным обоюдным повреждениям.
- Если произошло столкновение с неопознанным кораблем, то почему его не обнаружили гидроакустики, а район учений не был надежно закрыт для плавания?
- Гидроакустики могли не услышать другую подводную лодку из-за неблагоприятных гидрологических условий данного района и низкой шумности современных подводных лодок. Можно этот вопрос задать и по-другому. Почему нашу подводную лодку до столкновения не смог обнаружить тот, кто ее, возможно, так серьезно повредил? В условиях плавания в это время в Баренцевом море дальности взаимного обнаружения минимальны. Значит, оба объекта могли и не наблюдать друг друга.
О границах района проведения учения было дано соответствующее навигационное предупреждение. Но ввиду отсутствия в Баренцевом море системы освещения подводной обстановки (аналогичной американской системе СОСУС) полной информации о действиях чужих подводных лодок Северный флот не имеет. Американская и английская стороны подтверждают, что в период проведения учений Северного флота их подводными лодками велась разведывательная деятельность.
- Какие средства индивидуальной защиты и спасения находились на лодке?
- На подводной лодке имелись средства для обеспечения спасения, нахождения в задымленных помещениях и средства, позволяющие личному составу находиться в отсеках под давлением, а также обеспечивающие выход из затонувшей подводной лодки на глубинах до 120 метров. Все средства были в наличии и исправны.
9 августа "Курск" был проверен отделом безопасности мореплавания, водолазных и глубоководных работ флота. По результатам проверки выход в море был разрешен. Подводная лодка была укомплектована средствами индивидуальной защиты и спасения на 110% от штатной численности экипажа (штатная численность экипажа 108 человек, на борту находились 118 человек). Таким образом, каждый человек на борту корабля имел все необходимые средства защиты и спасения.
Причину, по которой не сработала всплывающая камера, в настоящее время выясняет Правительственная комиссия. Ввиду быстротечности катастрофического развития ситуации экипаж, вероятно, просто не успел ею воспользоваться.
- Совместимы ли параметры люков АПЛ "Курск" и английской спасательной субмарины?
- Да, совместимы. Спасательные устройства подводного аппарата "LR-5" были адаптированы к устройству люков, применяемых на российских подводных лодках, перед проведением учений по спасению с подводной лодкой ВМС Польши, на которой люки аналогичны люкам "Курска".
Кстати, российские подводные аппараты "Бриз" и "Бестер", которые участвовали в спасательной операции, по своим параметрам как минимум не хуже британского. Они были построены в 1989 и 1994 годах соответственно и способны принять на борт до 20 человек каждый. "LR-5" (способен принять на борт до 16 человек) построен в 1978 году.
- Почему с самого начала не были использованы в спасательной операции водолазы-глубоководники для подачи кислорода и электропитания на лодку?
- Конструкцией подводных лодок типа "Курск" не предусмотрено их оборудование системами подачи питания и кислорода в подводном положении (за исключением систем, позволяющих подать воздух на продувание цистерн главного балласта).
- Как могло случиться, что спасательная служба СФ была ликвидирована "из-за недостатка средств", а единственная лодка "Ленок" продана на металлолом?
- На Северном флоте существует штатная аварийно-спасательная служба, в составе которой имеется 14 судов (3 специализированных спасателя, 6 спасательных буксиров, 4 водолазных и 1 противопожарное судна) и 9 катеров различного назначения, 3 спасательных подводных аппарата. Большинство из них принимало участие в операции по спасению экипажа "Курска".
Ранее в составе ВМФ имелось 2 спасательных дизельных подводных лодки проекта 940 "Ленок" постройки 1978-1980 годов - носителей спасательных подводных аппаратов. Аналогичные, только более совершенные, аппараты принимали участие в спасательной операции. Они базируются на спасательном судне "Михаил Рудницкий".
Главная причина отсутствия на флоте подготовленных водолазов-глубоководников и необходимого современного снаряжения заключается в крайне низком уровне финансирования ВМФ, в целом Вооруженных сил.
- Были ли на "Курске" аварийные аккумуляторные батареи?
- На "Курске" имелись все штатные аварийные средства для обеспечения спасения, нахождения в задымленных помещениях и средства, позволяющие личному составу находиться в отсеках под давлением, а также обеспечивающие выход из затонувшей подводной лодки на глубинах до 100 метров. Все средства были в наличии и исправны.
- Можно ли было спасти людей? Если да, то кто и почему упустил шанс? Удастся ли иностранным спасателям эвакуировать тела погибших?
- Окончательные выводы на этот счет сделает комиссия.
Но уже сейчас, по всей совокупности данных, полученных в ходе спасательной операции, в том числе и на ее международном этапе, может быть сделан только один горький вывод: шансов на спасение экипажа практически не было.
Установленные в ходе обследования лодки объем и характер разрушений, ставших, по-видимому, следствием столкновения (динамичного удара) и последовавшего в результате удара "Курска" о грунт взрыва торпед от детонации, привели к гибели большей части экипажа уже в первые одну-две минуты трагедии. А те немногие члены экипажа, которые, возможно, остались в живых в кормовых отсеках, вследствие нарушения, как оказалось, герметичности переборок, не могли продержаться долго из-за затопления этих отсеков.
В настоящее время активно изучаются возможности проведения совместного с другими странами комплекса работ по подъему тел погибших подводников.
- Почему норвежские водолазы за сутки сделали то, что все наши спасатели не смогли за неделю?
- Наши спасатели сделали все возможное и невозможное. Но, как оказалось, "Курск" получил такие повреждения, которые привели к деформации его легкого и прочного корпусов, исключающей предусмотренную конструкцией аварийных узлов стыковку. В сложнейших условиях экипажи спасательных аппаратов 9 раз осуществляли посадку на корпус корабля. Но вследствие деформации комингс-площадки и серьезного повреждения аварийного люка 9-го отсека, что было окончательно установлено только 19-21 августа сего года, они не смогли закрепиться и проникнуть внутрь лодки.
То, что сделали норвежские водолазы, спасти экипаж не могло, потому что для этого все равно надо было пристыковать к лодке спасательный аппарат. Даже если бы норвежские и британские спасатели сразу же, 14 августа, когда они предложили свою помощь, отправились в район бедствия, начать практическую работу по спасению они могли бы - по объективным техническим причинам - только через 4-5 суток, то есть 17-18 августа.
Как теперь известно, в живых на борту "Курска" к этому времени уже никого не было.
Когда командование заявляло, что располагает всем необходимым для спасения экипажа, оно имело в виду, что на Северном флоте есть все силы и средства для выполнения полного комплекса работ в рамках спасательной операции применительно ко всему перечню прогнозируемых нештатных, аварийных ситуаций.
- Могла ли поразить АПЛ торпеда, выпущенная ею самой?
- Это исключено. Применяемые при учебных стрельбах практические торпеды не имеют боевой части. Даже если представить фантастическую ситуацию, что в "Курск" попала такая торпеда, то никаких сколько-нибудь серьезных повреждений кораблю она причинить не могла.
- Возможно ли, что в "Курск" попали свои, с "Петра Великого", во время учений? Либо он протаранил лодку?
- Нет. Никаких пусков в район нахождения "Курска" "Петр Великий" не производил. В момент катастрофы крейсер находился вне пределов этого района.
- Почему океаническая АПЛ оказалась на мелководье и была вынуждена совершить опасный маневр?
- Океанский корабль выполнял учебную задачу не на "мелководье", а в районе с глубиной места 100 и более метров. Подводные лодки обязаны отрабатывать задачи боевой подготовки во всем диапазоне глубин (от перископной до рабочей). Все маневры отрабатываются в соответствии с конкретными условиями плавания и характеристиками корабля.
- Почему не вышел аварийный буй и воздух на потерпевшей катастрофу подлодке оказался в дефиците?
- Видимо, это произошло из-за деформации корпуса "Курска" при столкновении, ударе о грунт и взрыве.
- Правда ли, что в составе экипажа АПЛ "Курск" было 130, а не 118 человек, как заявлялось ранее?
- Неправда. На борту подводной лодки "Курск" находились в момент катастрофы 118 человек, в том числе 5 прикомандированных офицеров штаба соединения, один офицер военной приемки и один гражданский специалист.
- Почему командование ВМФ не назвало имен подводников сразу (редакции КП пришлось их выкупить за взятку в 18 тысяч рублей)? Публикация списка экипажа до окончательного выяснения судьбы каждого его члена представляется по меньшей мере бестактной, неэтичной, кощунственной.
- Как только было установлено, что весь экипаж "Курска" погиб, список был обнародован.
Что касается так называемого выкупа списка "за взятку", то этот факт, если он имел место в действительности, криминальный. И комментировать его должны соответствующие органы.
- Почему адмирал Куроедов в первые дни трагедии, когда нас убеждали, что экипаж жив и у нас есть все необходимые средства для его вызволения, заявил, что надежда на спасение невелика?
- Заявление главнокомандующего ВМФ адмирала флота Владимира Куроедова о том, что надежда на спасение невелика, основывалось на профессиональном знании того, что, если такой надежный корабль, каким была подводная лодка "Курск", затонул, значит, он получил серьезнейшие, критически опасные повреждения.
Это ответственное и очень нелегкое для руководителя, для моряка заявление впоследствии, к сожалению, подтвердилось.
Местоположение затонувшей подводной лодки "Курск" было достоверно установлено около 20 часов 13 августа. Первое сообщение об аварии в СМИ появилось в 11.00 14 августа. Спасательные работы велись, пока была малейшая надежда на спасение хотя бы одного члена экипажа. Окончательно стало ясно, что в живых на корабле никого не осталось, только после вскрытия и установления факта затопления 9-го отсека.
Тогда и умерла последняя надежда.
- Спасибо за беседу.