0
1699
Газета Идеи и люди Интернет-версия

12.07.2000 00:00:00

Преодолеть раздробленность оппозиции

Аман Тулеев

Об авторе: Аман Тулеев - глава администрации Кемеровской области, член Совета Федерации.

Тэги: демократия, Россия


СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ - политическое течение, основанное на принципах социальной справедливости и социального партнерства. В мире насчитывается около 80 социал-демократических организаций общей численностью примерно 17 млн. человек. Большинство их объединено в Социалистическом интернационале (Социнтерне). В настоящее время социал-демократические партии находятся у власти в ряде государств, прежде всего в Европе, где они выступают в качестве основной "левой" альтернативы либералам и консерваторам.

МИРОВАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Идеологической основой социал-демократии является доктрина демократического социализма, базовыми ценностями которой провозглашаются свобода, равенство, социальная справедливость и солидарность. Эта доктрина исходит из всеобщности, глобальности (т.е. универсальности) социальных процессов и потому утверждает приоритет наднациональных, "общечеловеческих" ценностей и идеалов над специфическими, национальными.

Условием демократического социализма социал-демократия считает осуществление "подлинной демократии" во всех сферах общественной жизни - экономической, политической, социальной.

Экономическая демократия, по мнению социал-демократов, заключается в гарантированном распределении национального продукта в интересах всего общества. Это предполагает активное государственное регулирование экономики, многообразие форм собственности, широкое развитие социальных институтов.

Политическая демократия опирается на развитое гражданское общество, обеспечивающее права и свободы граждан, гарантирующее существование парламентаризма, многопартийности, права на оппозицию, верховенства закона и пр. В области государственного устройства социал-демократическая доктрина отстаивает парламентскую форму правления.

Социальная демократия предполагает обеспечение гражданских прав, ликвидацию всех форм дискриминации, обеспечение гарантированного развития каждой личности как основного условия развития всего общества.

В соответствии с социал-демократической доктриной вышеназванные ценности достигаются исключительно мирными, ненасильственными средствами, на основе классового мира и сотрудничества, гражданского согласия и при поддержке демократического правового государства. Классическая модель политического участия социал-демократических партий предполагает двухпартийную политическую систему, основанную на их попеременном чередовании у власти с "правыми" - либералами и консерваторами. По этой модели развивается абсолютное большинство государств Западной Европы, а после распада "советского блока" - также Восточной и Юго-Восточной.

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ В СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В СССР социал-демократические идеи имели хождение в определенных кругах фрондирующей интеллигенции и представляли собой одно из трех направлений в диссидентском движении - "еврокоммунистическое", олицетворявшееся известным историком Роем Медведевым. Два других направления были представлены либералами-западниками во главе с А.Сахаровым и патриотами-почвенниками, неформальным лидером которых считался А.Солженицын.

Зарождение современной российской социал-демократии в конце 80-х гг. происходило в рамках неформального политизированного движения. С 1990 г. основные социал-демократические организации вошли в движение "Демократическая Россия" (наиболее известные представители "первой волны" социал-демократов - Александр Оболенский, Сергей Белозерцев, Анатолий Голов, Борис Орлов, Павел Кудюкин, Ольга Беклемищева, Василий Липицкий и др.).

На социал-демократических позициях практически находилось большинство сторонников Горбачева в ЦК КПСС последнего созыва (горбачевский проект Программы КПСС, одобренный XXVIII съездом, так и назывался - "К гуманному, демократическому социализму"). Однако ввиду того что социал-демократическое движение формировалось под сильным влиянием правозащитников из числа либералов-западников, оно оказалось в жесткой оппозиции ко всем коммунистическим организациям, включая "горбачевский" ЦК. В результате предложения Горбачева были сочтены "недостаточными" и даже "мимикрическими" и поддержки среди социал-демократов не получили.

После раскола и распада "ДемРоссии" (1992-1994 гг.) многочисленные мелкие социал-демократические партии и группы вступили в конкуренцию по идейно-политическим и организационным соображениям. Ситуация еще более осложнилась после подключения к этому процессу осколков бывшей КПСС из числа "умеренно левых".

В результате внутри социал-демократии образовались и развились три основных течения, представленные в современном партийно-политическом спектре:

социально-либеральное, "западническое" (наиболее характерный представитель - "Яблоко");

собственно социал-демократическое, европейского типа (на раннем этапе - мелкие социал-демократические организации и их объединения - СДПР, РСДС и пр.; в настоящее время - РОСДП Горбачева и формирующееся движение "Россия" Селезнева);

социал-патриотическое, почвенническое (ранее Руцкой со своей РСДНП, в настоящее время - Лужков с движением "Отечество").

Имеется также ниша, которую занимают организации и политики социал-популистского толка. Их отличает стремление приспособить ЛЮБЫЕ, в том числе социал-демократические идеи к интересам политической конъюнктуры. Наиболее характерным представителем этой ниши является лидер РДДР и движения "Социал-демократы" Гавриил Попов.

Различия между этими течениями концентрируются преимущественно в плоскости противостояния "западников" и "почвенников". "Западники" (социал-либералы и социал-демократы - "европейцы") выступают за коренную реформу власти - переход к парламентской республике, ключевым элементом которой является правительство, формируемое парламентом, избираемым исключительно по партийным спискам. Другим направлением выступает дальнейшее укрепление демократического федерализма, понимаемое как усиление экономической и политической самостоятельности субъектов Федерации, усиление борьбы с региональными авторитарными тенденциями.

Почвенники, как правило, являются сторонниками укрепления исполнительной вертикали во главе с президентом, централизации Федерации, национализации основных производственных звеньев и циклов. Парламенту и парламентаризму в политической системе отводится вспомогательное значение - в этой среде сильны настроения в пользу пересмотра соотношения депутатов-списочников и одномандатников в пользу последних.

Что касается социал-популистов, то они, следуя политической конъюнктуре, пытаются сочетать оба направления, ориентируются на власть и поэтому проявляют непоследовательность, лавируют, часто меняют позиции, которые до этого считали "принципиальными" и пр. Наглядный пример - идейно-политическая трансформация Попова. В бытность одним из лидеров "ДемРоссии" он выступал с либерально-правозащитных, "антиимперских" позиций, обвинял социал-демократов в "социальном иждивенчестве", называя их "людьми, не желающими и не умеющими работать". В дальнейшем, после "превращения" в социал-демократа, Попов стал двигаться вправо и в последних своих статьях и выступлениях предстает завзятым почвенником, сторонником "русского национализма", утверждающим, что "национализм", в отличие от "шовинизма", - понятие сугубо положительное, ибо означает не что иное, как "любовь к своей нации".

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ

Главной особенностью современной российской социал-демократии как идейно-политического течения является то, что ее, как правило, не соотносят с конкретными политическими организациями (партиями, движениями, блоками), именующими себя "социал-демократическими", и рассматривают отдельно от них. Именно поэтому всякий раз терпят неудачу попытки "привязать" свойственные социал-демократии идеи социальной справедливости к различным партиям и движениям. Показательна, например, абсолютно бессмысленная и бесперспективная дискуссия вокруг "социал-демократизации" Зюганова и возможной трансформации КПРФ в современную социал-демократическую партию европейского типа.

Отрыв социал-демократической теории от практики партийного строительства объясняется рядом причин, в том числе:

- российскими культурно-политическими традициями и менталитетом, главной особенностью которых выступает приверженность авторитарным методам и недооценка роли демократических процедур (при том, что классическая социал-демократия просто-напросто идеализирует демократические процедуры, считая их самоценность абсолютной и непререкаемой);

- особенностями конституционного устройства РФ, представляющей собой президентскую республику с жесткой исполнительной вертикалью, практически независимой от представительных органов власти (в то время, как большинство социал-демократических программ предполагает парламентскую форму правления);

- деформированным характером социальной структуры российского общества, которая в настоящее время лишь складывается; малочисленностью и неорганизованностью "среднего класса", служащего главной опорой социал-демократии в европейских странах; к этому следует добавить, что наш "средний класс" настроен в основном не социал-демократически, а либерально и голосует преимущественно за "правые" партии;

- неразвитостью российской партийно-политической системы как таковой, а также отсутствием устоявшейся системы горизонтальных общественных связей, именуемой на Западе "гражданским обществом";

- спецификой российского общественного сознания, особенно протестного, воспринимающего социальную справедливость через призму не абстрактных социал-демократических теорий, а вполне конкретного советского опыта - брежневского "реального социализма", с "доворотом" в сторону андроповского "порядка и дисципины";

- многочисленностью и раздробленностью конкурирующих между собой социал-демократических организаций, их организационной слабостью и отсутствием региональной инфраструктуры (в большинстве своем они являются "диванными партиями", влияние которых не выходит за пределы Садового кольца);

- интеллигентским, "кружковым" характером структур социал-демократического движения, большинство которых все эти годы занималось не столько политической деятельностью, сколько просветительской работой в области социал-демократической теории. Значительную часть этих интеллектуальных "упражнений" составляли и составляют безуспешные попытки переложить европейские каноны социал-демократии на российские реалии, "привить" их на российской политической почве;

- тесной, "генетической" взаимосвязью социал-демократов с "ДемРоссией" и либерально-правозащитными движениями "первой волны", невозможностью из-за этого "отмыться" и отмежеваться от имиджа "разрушителей Отечества", "агентов" западного влияния, "антинациональных элементов" и пр.;

- наконец, скептическим отношением российского общественного мнения к западному "демократическому" опыту, особенно после натовской агрессии против Югославии, поддержанной социал-демократическими правительствами большинства европейских стран.

Эти и другие факторы послужили одной из главных причин того кадрового голода, который испытывает современная российская социал-демократия. Объявляющие о принадлежности к этой части политического спектра партии и движения, как правило, возглавляются либо малоизвестными, либо "засвеченными", но дискредитировавшими себя и не пользующимся популярностью политиками (Горбачев, Попов). Те же, кто сохраняют свое влияние и харизму, очень быстро отходят от первоначально провозглашенных социал-демократических идей в их чистом виде, дрейфуя либо вправо ("Отечество"), либо влево, по примеру вновь формируемого движения "Россия", которое создается на базе и при активном участии ряда региональных и местных организаций КПРФ, недовольных "генеральной линией" зюгановского ЦК.

ОППОЗИЦИЯ: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Президентские выборы и вступление в должность главы государства Путина сформировали принципиально новую политическую ситуацию. В обществе сложились и укрепились консолидирующие, интеграционные тенденции, связанные с постепенным преодолением кризиса власти и ростом доверия к государственным институтам. На этом фоне существенно изменился характер общественных ожиданий. Растущее число граждан все более прочно связывает повышение своего благосостояния с улучшением политического климата, укреплением стабильности и предсказуемости государственной политики в социально-экономической и других сферах. Усиливаются настроения в пользу более активного участия Российской Федерации в международных делах и последовательной защите ее национальных интересов.

Эти тенденции оказывают существенное воздействие на партийно-политический спектр, в котором происходят качественные изменения принципиального, долгосрочного характера. В результате перегруппировки и укрепления партийных субъектов продолжается их концентрация вокруг ряда основных центров политического влияния - движений "Единство" и "Отечество", представляющих правоцентристскую часть спектра народно-патриотической оппозиции, а также различных организаций более крайнего толка как правых, так и левых. Формирование таких партийно-политических субъектов является важнейшим условием и предпосылкой постепенного перехода к современной партийно-политической системе, включающей три-четыре крупных партии. На этом фоне существенно ограничивается влияние структур откровенно "вождистского" типа, видящих смысл своего существования в навязывании обществу бескомпромиссных идеологических схем и жесткого политического противоборства.

Вместе с тем ситуация внутри этих центров партийно-политического строительства также остается неоднородной. Если "правые" (включая пресловутый "правый центр") объединяются, то в оппозиционном движении сохраняются противоречия, обусловленные прежде всего усиливающимся несоответствием прежних конфронтационных концепций и доктрин реалиям новой политической эпохи. Фактический распад НПСР оставляет открытым вопрос об организационных, а также идеологических формах интеграции оппозиционных сил. Затягивание с его решением угрожает окончательной потерей политической инициативы, ослаблением влияния, размежеванием и распадом остающейся под оппозиционным контролем электоральной ниши. Сложившаяся ситуация настоятельно требует максимально широкого объединения народно-патриотических сил, способного совместить идеалы социальной справедливости и государственного патриотизма с демократическими процедурами и процессами. Перед оппозицией сегодня стоит задача превращения в объединение подлинно народно-патриотических, а не "номенклатурно-патриотических" сил.

Это позволит укрепить единство существующих оппозиционных организаций, преодолеть их раздробленность, привлечь к сотрудничеству в отстаивании общих идеалов самые широкие слои населения, а также различные общественные объединения - рабочие, профсоюзные, молодежные, экологические, творческие.

Такое объединение позволит аккумулировать потенциал, способный эффективно противостоять любым попыткам наступления на социальные, экономические и политические права граждан, основы конституционного строя, законности, общественной нравственности и морали. Достижение этих целей потребует разумного и сбалансированного сочетания парламентских форм политического участия с публичной организационно-партийной и социальной деятельностью в рамках Конституции РФ, действующего законодательства, сложившихся норм и традиций политической и общественной жизни. Полноценное участие в этом процессе надежно обеспечивает народно-патриотическим силам роль и статус одного из ключевых участников политической жизни, полноценного и равноправного субъекта формирующейся партийно-политической системы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Евгения Добровольская ушла из жизни, отметив юбилей

Евгения Добровольская ушла из жизни, отметив юбилей

Елизавета Авдошина

Народной артистке России было 60 лет

0
2653
От иностранных агентов очистят соцсети и видеоигры

От иностранных агентов очистят соцсети и видеоигры

Иван Родин

Задачей Госдумы становится законодательная блокировка "деструктива" в интернете

0
3357
Каркас страны укрепят опорные населенные пункты

Каркас страны укрепят опорные населенные пункты

Ольга Соловьева

В новой Стратегии пространственного развития РФ малым городам и селам обещаны стимулы для экономического роста

0
3800
Государство взвалило пробацию на НКО

Государство взвалило пробацию на НКО

Екатерина Трифонова

Ресоциализацию экс-заключенных одни общественные организации не вытянут

0
2895

Другие новости