0
1099
Газета Идеи и люди Интернет-версия

11.03.2000 00:00:00

Семь шагов

Тэги: реформа, губернатор


Рисунок Вадима Мисюка

НЕОБХОДИМОСТЬ реформирования системы государственной власти в России не вызывает сомнения. Выход из кризиса невозможен без восстановления вертикали государственной власти и укрепления законодательства. Целый ряд предложений, высказанных Михаилом Прусаком, Евгением Савченко и Олегом Богомоловым в проекте "О реформе системы государственной власти и основных направлениях экономической политики", созвучны идеям, которые я уже высказывал. Приведу их здесь в тезисах.

1. Для реализации необходимых стране преобразований очень желательно на первом этапе совмещать в одном лице должность президента и председателя правительства России, что должно обеспечить слабоконкурентные отношения двух параллельных властных структур - правительства и администрации президента, а также необходимую концентрацию власти.

Реформы системы власти в России должны быть глубоко осмысленными и окончательными. Поэтому они должны осуществляться поэтапно.

2. На первом этапе, в течение короткого времени после выборов президента, должны быть законодательно уточнены полномочия (в том числе финансовые) трех уровней власти: федеральной, субъектов Федерации и местного самоуправления. Это позволит организовать систему управления в Российской Федерации в строгом соответствии с естественными функциями каждого уровня власти.

3. Необходимо усилить влияние федеральной власти на региональную тремя путями: ужесточением контроля за исполнением федеральных законодательных и нормативных актов, приведением законодательства субъектов Федерации в соответствие с федеральным, организацией эффективной системы контроля судов высшей инстанции над судами регионального и местного уровней. В настоящее время суды субъектов Федерации чаще всего контролируются губернаторами, которые таким образом контролируют всю судебную систему соответствующей территории.

4. Кроме того, на федеральном уровне необходимо изменить систему выборов в Госдуму, сохранив до следующих выборов только территориальные округа. Совет Федерации должен быть упразднен. Целесообразно создание совета губернаторов и совета глав местного самоуправления при президенте с совещательными функциями.

5. Органы местного самоуправления должны избираться. При этом федеральным законодательством необходимо предусмотреть базовый уровень местного самоуправления - город, сельский район. Сохранение демократии в условиях предлагаемой реформы можно обеспечить только через сохранение выборности местного самоуправления. В населенных пунктах возможно создание комитетов территориального общественного самоуправления.

Ряд конкретных предложений губернаторов из записки "О реформе системы государственной власти и основных направлениях экономической политики" нуждается в корректировке. В первую очередь это относится к предложениям по реформированию системы местного самоуправления.

Так, губернаторы предполагают, что "формы организации местного самоуправления определяются законами субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций". Принятие этого предложения ликвидирует основы единообразия системы местного самоуправления в России, которые гарантируются действующим в настоящее время законодательством и приведут к переносу большей части полномочий местного самоуправления на уровень субъекта Федерации. Тенденция изъятия полномочий у местного самоуправления существует уже в настоящее время. Она не способствует созданию единой вертикали власти, так как усиливает самостоятельность субъектов Федерации и активизирует развитие сепаратистских настроений.

Предложенный губернаторами принцип формирования собраний представителей на местном уровне из депутатов, а также представителей профсоюзов, ассоциаций товаропроизводителей, ветеранских и других общественных организаций, партий и т.д. противоречит элементарным нормам демократии. Непонятны критерии отбора в состав собрания представителей, а также гарантии независимости при принятии решения членов собрания представителей, не избранных населением. Кроме того, губернаторы предлагают определить принципы формирования собраний представителей законами субъектов РФ, что делает эти органы фактически подконтрольными органам государственной власти субъекта Федерации.

Предложение о включении органов власти городского и районного уровней в систему органов государственной власти нелогично в контексте всех предложений группы губернаторов, потому что они уже предполагают право смещения главы города, района главой субъекта Федерации. Включение городов и районов в систему государственной власти фактически ликвидирует местное самоуправление. Проблема состоит в том, что авторы записки "О реформе системы государственной власти..." не определили, рассчитаны их предложения на временное действие (например, на один президентский срок) или же на постоянное. Очевидно, что ликвидация выборности практически на всех уровнях власти не может быть постоянной. В этом случае после возвращения к выборности губернаторов и при фактической ликвидации местного самоуправления в стране именно на уровне органов власти субъектов Федерации будут сконцентрированы огромные полномочия. Это может вновь поставить перед Россией проблему сепаратизма и нарушения ее территориальной целостности.

6. На втором этапе с целью построения ресурсно-экономических отношений между федеральными и региональными органами власти необходимо ввести понятие экономического района и сформировать 10-12 самодостаточных экономических районов, не ликвидируя расположенные на этой территории субъекты Федерации. Экономическими районами должны управлять специально созданные президентом и правительством России органы управления. Федеральные органы власти наделяют органы управления экономическими районами достаточными полномочиями. Эта схема позволит федеральной власти работать с ограниченным количеством территорий, в том числе по распределению финансовых потоков. Губернаторы входящих в экономический район субъектов Федерации формируют экономический совет района в качестве совещательного органа. Финансово-экономические взаимоотношения внутри экономических районов отодвинут на второй план местные уставы и конституции, границы и иные суверенные амбиции.

Президент России должен иметь право в особых случаях (ресурсная важность для государства, геополитическое положение, обострение межнациональных или социальных проблем) назначать губернаторов уже с первого этапа предлагаемых преобразований. В то же время большинство губернаторов могут сохранять возможность избираться. В систему органов государственной власти субъектов Федерации должны войти советы глав муниципальных образований (по одному человеку от муниципалитета) при губернаторе с соответствующими функциями и правом "вето" в отношении законов и иных актов субъекта Федерации, противоречащих федеральным законам, указам президента и другим нормативным актам федеральных органов.

7. Предложения губернаторов по реформированию российской экономической системы не лишены логики и требуют внимательного и обстоятельного изучения.

Вместе с тем за последние пятнадцать лет поспешные реформаторские нововведения во многом скорее навредили, чем помогли стране постепенно становиться на путь формирования социально ориентированной рыночной экономики.

Поэтому, наверное, следует согласиться с предложениями об усилении воздействия государства на хозяйственные процессы в стране, не подменяя деятельность хозяйствующих субъектов, но вырабатывая экономически логичные, стабильные и долгосрочные "правила игры", соблюдая их и заставляя хозяйствующие субъекты руководствоваться ими.

Следует уделить внимание и программно-целевому планированию и управлению хозяйственным комплексом страны на государственном уровне в индикативной форме.

Поддержка отечественного товаропроизводителя путем переноса тяжести налогов на сферу потребления несомненно даст положительный эффект при реализации двух факторов: роста эффективности производства, существенного роста заработной платы.

Убыточность сельского хозяйства, рискованное земледелие - броские и давно избитые фразы. Сельское хозяйство с государственной поддержкой может быть и эффективным, и прибыльным, когда:

- будут использоваться новейшие агротехнологии на уровне мировых стандартов;

- будет применяться принципиально новая сельхозтехника и оборудование, которые практически не производятся в стране;

- будут использованы в агропроизводстве принципиально новые формы организации труда;

- главным предметом собственности крестьянина станет полученный от тpудa продукт.

Любая инвестиционная деятельность, направленная на развитие производства, выпуск высококонкурентной и качественной продукции и услуг должны поощряться государством. При этом инвестиции должны быть напрямую связаны с инновациями в экономической и социальной деятельности государства.

В отраслях и объектах, определяющих экономическую безопасность России (сырьевые отрасли, естественные монополии, оборонные предприятия, ведущие крупные машиностроительные заводы, порты и т.д.) государство должно иметь определяющий пакет акций. Вновь сооружаемые частные предприятия аналогичных сфер должны быть под особым вниманием государства.

Бюджетная политика должна опираться на стабильность и долговременность налоговых отчислений и минимизацию перетоков денежных средств.

Города и регионы должны научиться зарабатывать средства (неналоговые поступления), эффективно управляя муниципальной, региональной и фeдepальнoй собственностью, а также совместными частно-муниципальными (частно-государственными) субъектами.

Нынешняя банковская система зародилась на спекулятивных процессах использования денежных федеральных средств. Система будет действенной, когда начнет полноценно отдавать средства, финансируя развитие предприятий, отраслей и экономики в целом.

Легализация доходов и накоплений должна стать реальностью, как и соответствующий контроль. Сверхдоходы должны облагаться повышенными ставками налогов, однако понятие "сверхдоходы" следует закрепить законодательно.

Посредничество как система, в том числе и в структурах государственных монополий, экономически оправдано, когда не работает само на себя и не увеличивает цену конечного продукта.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1191
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
838
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
402
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
565

Другие новости