"Кузница послов". Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
СРАЗУ оговорюсь: речь пойдет не только и не столько о школе в смысле традиций, основополагающих принципов и т.п. (тема эта крайне важная, но для газетной публикации неподъемная), сколько о школе в прямом значении слова, т.е. об учреждении, где готовят, учат дипломатов.
Не все читатели знают, и это понятно, что такое учреждение в нашей стране есть. Расположено оно в центре Москвы, в двух старинных зданиях - одно на Остоженке у Крымского моста, другое - у метро "Красные ворота".
В здании на Остоженке до революции располагался элитарный лицей. Там бывали российские императоры, после революции выступал Ленин. Теперь в этом здании - Дипломатическая академия МИД РФ, крупнейшая не только у нас, но и во всем мире "кузница послов", лаборатория международных исследований, центр славных традиций.
В эти дни дипакадемия отмечает 65-летний юбилей - хороший повод вспомнить, с чего начиналась профессиональная подготовка советских дипломатов.
Потребность в такой подготовке новая власть ощутила вскоре после октября 1917 г., в ситуации, когда большинство чиновников царского МИДа не поддержали революцию и назначенного руководить дипломатией матроса Маркина. Внешнеполитическими делами пришлось заниматься небольшому кругу близких Ильичу людей из партийной интеллигенции: Льву Троцкому (он был первым наркомом по иностранным делам), Георгию Чичерину, Михаилу Литвинову, Борису Красину, Вацлаву Воровскому и др.
В 1919 г. Ленин прямо говорил о необходимости организации специальных курсов для подготовки коммунистических дипломатов. Позже обсуждалась идея создания института или дипломатической академии имени Воровского, были и другие предложения.
Лишь летом 1934 г., когда началась уже вторая волна дипломатического признания РСФСР, ЦК ВКП(б) по предложению НКИД принял постановление о создании Института по подготовке дипломатических и консульских работников. Как свидетельствуют архивы, желающих поступить в новый институт было очень много - более 600 на 40 мест. Строжайший отбор производился непосредственно отделами ЦК. Уровень знаний поступающих, как правило, людей из рабоче-крестьянской массы, разочаровывал. В докладной записке на имя Литвинова говорилось о поступающих: их "культурное развитие недостаточное, крайне низкая грамотность, незнание элементарных буквально событий... Многие из поступающих не слыхали о таких классиках, как Данте, Гете, Шекспир, не отвечают на вопрос, кто такие Марат, Кромвель, Робеспьер. Подавляющее число элементарно не знает географической карты".
Тем не менее институт, который расположился в одном здании с НКИД на Кузнецком мосту, развернул работу. Лекции читали Лев Карахан, Александра Коллонтай, Соломон Лозовский, Иван Майский и др.
Из стен института вышло немало известных дипломатов, которые затем десятки лет руководили отделами МИДа и советскими посольствами за рубежом, в том числе Яков Малик, Георгий Пушкин, Федор Молочков, Алексей Рощин, Георгий Аркадьев и др. Таких имен было бы еще больше, если бы не массовые чистки и репрессии 1937 г., в полной мере коснувшиеся и дипслужбы. Из тех, кто избежал чисток, многие через несколько лет ушли на Великую Отечественную войну. (Кстати, среди вернувшихся есть Герои Советского Союза.)
В 1939 г. институт был преобразован в знаменитую ВДШ - Высшую дипломатическую школу, которая сохраняла это название 35 лет и стала действительно крупнейшим центром подготовки специалистов-международников, как правило, из числа партийных, советских и хозяйственных работников, которым ЦК партии предписывал переквалифицироваться в дипломаты.
Выпускник ВДШ 1946 г. (сегодня - Почетный доктор нашей академии), многолетний посол СССР в США (24 года!) Анатолий Добрынин вспоминает в книге "Сугубо доверительно", как на заседании Политбюро ЦК в 1944 г. Сталин предложил Молотову расширить подготовку дипломатических кадров с учетом послевоенных потребностей, причем уточнил, что набирать людей можно и из числа инженеров, умеющих хорошо ладить с людьми. Так в ВДШ попал и сам Анатолий Федорович, и многие другие, впоследствии ставшие известными дипломатами.
Особое внимание в ВДШ уделялось привлечению к чтению лекций и к научной и издательской работе самых квалифицированных в стране специалистов. В разные годы здесь преподавали корифеи в области международных отношений: Евгений Тарле, Владимир Хвостов, Сергей Крылов, Всеволод Дурдиневский и многие другие.
Еще одна характерная черта ВДШ - исключительное внимание к подготовке и изданию фундаментальных трудов по международным отношениям (например, "История дипломатии" в нескольких томах). Они являются настольными книгами российских дипломатов.
С учетом возросшего уровня и масштабов деятельности ВДШ, а также внешнеполитических задач и потребностей страны в 1947 г. школа была преобразована в Дипломатическую академию МИД СССР, которая уже в этом виде и качестве продолжает выполнять свою основную функцию: подготовка и повышение квалификации среднего и старшего звеньев российских дипломатов и других специалистов-международников, работающих в государственных учреждениях, общественных организациях, субъектах РФ, а также на частных предприятиях...
Сегодня обучение в дипакадемии в разных формах проходят ежегодно около 1300 слушателей: 400 человек на двухлетних факультетах (дневной и вечерний), около 500 сотрудников МИД проходят специализированные краткосрочные курсы повышения квалификации (таких курсов 25 за год), до 200 человек состоят в аспирантуре и докторантуре академии, и еще две-три сотни проходят другие курсы, организуемые академией.
Академия имеет свой научно-исследовательский центр - Институт актуальных международных проблем (ИАМП). В штате академии более 150 преподавателей и научных работников, в основном профессоров, доцентов и кандидатов наук. Выпускается много научной и учебной литературы, проводятся десятки конференций, поддерживаются широкие международные связи.
За 65 лет академия (и ее предшественники) подготовила более пяти с половиной тысяч профессиональных дипломатов. Из них около 500 получили ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла. Ничего подобного в мире нет. Сегодня в центральном аппарате МИД и в наших посольствах за рубежом работают более 560 выпускников дипакадемии, в основном на руководящих должностях.
А ведь есть еще многие сотни дипломатов, прошедших не полный курс обучения, а краткосрочные курсы. Так, несколько лет назад (при Евгении Примакове) было введено правило: специальные курсы должны пройти перед выездом на свои новые посты все вновь назначаемые послы, посланники, постпреды РФ при международных организациях и генконсулы. За последние два года такие курсы прошли 180 человек.
Руководство страны осознает важность работы, которую ведет академия. Подтверждение тому - список высоких государственных деятелей страны, выступивших перед слушателями в последнее время: Владимир Путин, Сергей Степашин, Егор Строев, Геннадий Селезнев, Валентина Матвиенко (она, кстати, училась в дипакадемии), министры Леонид Драчевский и Сергей Калашников (оба наши выпускники) и многие другие.
И все же главное для академии - не воспоминания, а адекватные ответы на вопросы современности. А реалии международных отношений таковы.
Прежде всего речь идет о кардинальном изменении за последнее десятилетие геостратегической структуры международных отношений, особенно для России. Конец биполярного мира и прямой военной конфронтации после распада СССР и ОВД, резкое уменьшение экономической мощи и политического влияния нашей страны ставят перед российской дипломатией беспрецедентную задачу - научиться работать так, чтобы в условиях сократившихся возможностей Россия осталась одним из центральных игроков на мировой арене, чтобы внешняя политика помогала внутреннему рыночному и демократическому развитию, чтобы благодаря всему этому Россия, как во времена канцлера Горчакова, сосредоточилась и постепенно вернула себе позицию великой державы.
Наряду с этим главным фактором на содержание подготовки дипломатов в нашей академии влияют такие объективные процессы международной жизни, как глобализация, повсеместный рост экономического компонента дипломатии, продолжающаяся информационная революция, активизация публичной дипломатии и т.д.
В меняющейся международной обстановке мы расширяем преподавание таких дисциплин, как многосторонняя дипломатия, миротворческая деятельность, предотвращение конфликтов, разоруженческая проблематика и т.д.
Меняются, конечно, не только учебная программа, но и атмосфера в самой академии, состав слушателей. На переподготовку приходят теперь не партийно-хозяйственный актив, а квалифицированные международники, профессиональные дипломаты, многие из них закончили ранее МГИМО.
В конце сентября в дипакадемии состоялась международная научно-практическая конференция на тему "Дипломатия и дипломат на пороге XXI века: новые вызовы". В ней участвовали известные политологи, ректоры многих зарубежных институтов и академий, аккредитованные в Москве послы 20 стран (в том числе США, Китая, Японии, Великобритании, Италии, Индии, Казахстана и др.), руководители ведущих российских институтов и организаций, занимающихся международными отношениями (ИМЭМО, ИНИОН, МГИМО, Институт США и Канады, университеты Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и др.). Состоялась дискуссия о возможных сценариях развития международной обстановки в предстоящие десятилетия и об ожидаемых новых вызовах дипломатии как профессии. Конференция показала, что позиции ведущих мировых центров подготовки специалистов-международников по обсуждаемым проблемам совпадают и нам следует ожидать дальнейшего повышения темпов дипломатической деятельности.
Таковы дела и заботы российской дипломатической академии в дни ее юбилея. Нам было очень приятно получить к юбилею приветствия от президента Бориса Ельцина, председателя правительства Владимира Путина, спикеров обеих палат Федерального собрания Егора Строева и Геннадия Селезнева, от Евгения Примакова, Юрия Лужкова, многих министров, руководителей многих учреждений и институтов, от большинства наших посольств за рубежом, от всех стран СНГ. Содержащиеся в этих посланиях добрые пожелания адресованы не только академии, но фактически всему дипломатическому корпусу России, который старается честно служить Отчизне.