0
1784
Газета День в Истории Интернет-версия

06.02.2013 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 6 февраля

Тэги: история, великобритания


история, великобритания У колоннады лондонского собора Св. Павла стоит памятник Анне Стюарт как первой королеве Великобритании. Что-то не видно в ее руках свитка с первым законом об авторском праве.
Фото Петера Вайса

Как известно из высшей математики, привычные нам величины – целые и дробные, положительные и отрицательные – составляют в мире чисел ничтожное меньшинство, предельный частный случай. Они – на координатных осях. А все, что между ними, – числа комплексные, с мнимой частью. Те, для которых понятия «больше» и «меньше» не существуют. Вот так и для нас, хомо сапиенсов, тоже нередко обманчивыми оказываются критерии различия между главным и второстепенным.

Во всех, даже самых лаконичных справках о королеве Анне Стюарт (Анне Английской), родившейся 6 февраля 1665 года (ум. 1714), сказано, что она – первый монарх Великобритании, государства, которое возникло с объединением Англии и Шотландии. Но это, строго говоря, статус, а не личные качества и заслуги. Похоже, охота и спорт занимали ее больше, чем чтение. (Хотя именно она произвела в рыцари Исаака Ньютона – опять-таки как высшая инстанция.) Сдается мне, однако, что главное ее дело на века вперед – принятый в 1709 году Статут королевы Анны, этот первый в мире полноценный закон об авторском праве. Понятие «копирайт» (право на воспроизведение текста) – оттуда.

А когда есть узаконенная во всех смыслах этого слова фигура автора, то творческая индивидуальность может выступить не «монархом», не повелителем всех и вся, а эталоном, что ли. Как метр или килограмм в Севре. 6 февраля 1753 года родился французский поэт Эварист Дезире де Форж Парни (ум. 1814), о котором можно сказать именно так. Автор поэмы «Война богов», ориентированной на вольтеровский вольный дух, любил повторять: «Писатель должен быть всегда впереди своего века». Так и получилось: «архаист» Парни, решительно отодвинутый последующими романтиками, обошел их на повороте и был вновь услышан спустя какое-то время. В том числе у нас в России. Пушкин переводил Парни, именно с ним сравнивал Батюшкова и Боратынского. В стихах Анны Ахматовой о пушкинских лицейских аллеях он – как мета, опознавательный знак: «Здесь лежала его треуголка/ И потрепанный том Парни».

Там, в Царском Селе, Пушкин был, в сущности, маленькое чудо, вундеркинд, но все-таки уже накануне зрелости. «Смуглый отрок», по определению Ахматовой. По соседству в календаре сегодня и вовсе малое дитя, прозванное «младенцем из Любека». Кристиан Фридрих Хейнекен родился в этом северогерманском ганзейском городе 6 февраля 1721 года, в десять месяцев начал говорить, к двум годам мог изложить всю Библию, в три года стал изучать историю церкви и религии. С такими дарованиями мальчик, увы, был не жилец, страдал бессонницей и мучительными болями от всего на свете и умер в 1725-м, четырех лет с небольшим. Печальная его судьба заставляет задуматься над нашими оценками и эпитетами. По всем меркам гений, но не успевший ничего создать.

Очевидный контраст: 6 февраля 1927 года в Париже дал свой первый европейский концерт десятилетний тогда скрипач Иегуди Менухин (1916–1999), родившийся в Нью-Йорке потомок жителей России, которые бежали от погромов. Впереди была долгая творческая биография, всемирная слава, достигшая родины предков с немалым опозданием...

А теперь вновь обратимся к правовым материям, сродни вышеупомянутому авторскому праву. Дело в том, что 6 февраля 1626 года французский король Людовик XIII подписал подготовленный первым министром герцогом Ришелье (будущим кардиналом) эдикт о запрещении дуэлей. Не первый такого рода документ, но на сей раз довольно действенный. Дуэли, то есть подмена логических и юридических аргументов силовыми, были тогда форменным бедствием. Кстати, отличился по этой части выокопоставленный житель уже Нового Света – родившийся 6 февраля 1756 года Аарон Бёрр (или Бэрр), вице-президент США при Томасе Джефферсоне, финансист, путешественник, герой войны за независимость. В 1804 году во время избирательной кампании Бёрр, оскорбившись памфлетами своего противника Александра Гамильтона, вызвал его на дуэль и смертельно ранил. Такие дела.

Здесь, конечно, надо добавить, что огнестрельными методами доказывали свою правоту не одни аристократы и сильные мира сего. В литературе и театре былых времен явление это – один из самых распространенных фабульных ходов. Особенно выразителен он не на своем социально-иерархическом месте. Помните маленького человека Карандышева, незадачливого жениха в «Бесприданнице» Александра Островского? Эта роль в спектакле Театра Революции (1940) стала одной из вершинных у Сергея Мартинсона, эксцентрического комика-виртуоза, родившегося 6 февраля 1899 года (ум. 1984). Вот оно, смещение всех привычных представлений о низком и высоком. От чудачества до трагедии один шаг.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Ярослав Вилков

Работники «Мособлэнерго» ремонтируют линии электропередачи и строят подстанции в Донецкой народной республике

0
1863
В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Президент РФ требует от Фемиды только справедливых решений

0
3543
Системные партии наращивают агитационную агрессию

Системные партии наращивают агитационную агрессию

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На выборы патриотической Госдумы системная оппозиция устремилась загодя

0
2954
Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

0
2640

Другие новости