0
1313
Газета День в Истории Интернет-версия

19.12.2012 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 19 декабря

Тэги: история, музыка


история, музыка Чистый звук, свет на лице... У Бронислава Губермана – гармония добра и красоты.
Фото из коллекции Джорджа Грэнтема Бэйна в Библиотеке Конгресса США

Вечная тема, роковой треугольник: красота – зло – добро, превращения одной его вершины в другие. С чего сподручнее начать? Ну, скажем, с гармонии этих трех начал. С гармонии настолько очевидной, что с фактом ее не приходится спорить.

Польский скрипач-виртуоз Бронислав Губерман родился ровно 130 лет назад, 19 декабря 1882 года (ум. 1947). Мир увидел – и услышал – в нем преемника Паганини; Антон Рубинштейн писал: «Как Губерман играет, может играть только гений». Но так уж устроена музыка, что словами о ней мало что скажешь. А вот исторические и историко-культурные обстоятельства надо все-таки затронуть. Странствовавший по свету, эмигрировавший из Германии после прихода Гитлера к власти, музыкант еврейского происхождения Губерман вступил в конфликт с другими мастерами, равными себе (дирижером Вильгельмом Фуртвенглером, например), которые с этим режимом сотрудничали. И не только призвал музыкантов не выступать в Германии, но и объявил свой собственный мораторий на произведения Вагнера, многими нитями связанного с нацизмом. Этот ответ Губермана на вызов времени – спорный, не единственно возможный, но один из необходимых.

А если обратиться к проблеме взаимодействия художника с принятой в обществе моралью? В ней ведь часто так много догматизма и репрессивности, искусству чуждых. Кубинский писатель Хосе Лесама Лима, родившийся 19 декабря 1910 года (ум. 1976), в послереволюционной Гаване оказался на отшибе и без публикаций, но произошло это не только по политическим мотивам. Гомосексуал, он был меньшинством и в этом отношении; различные виды идентичности являются в таких ситуациях метафорами и синонимами друг друга. В одной из своих книг Лесама написал об отсутствии иностранных туристов в столице Кубы так: «Неприязнь к иноземцам – опасная форма демагогии, безразличие к иноземцам – пещерная грубость нрава... Причин тому много, слишком много... Но достаточно и булавочного намека, чтобы они выстроились цепочкой в излюбленной позе страуса, засунувшего голову в песок, – позе самоубийственного тупоумия и гипнотического бегства от реальности».

Если не диагноз, то приближение к нему: пещерная грубость нрава. Впрочем, это случай по-своему тривиальный: добро – в личности художника (интеллектуала), а зло – вне ее. Картина может быть и более запутанной.

День в день с Лесамой появился на свет французский прозаик, драматург и поэт Жан Жене (ум. 1986), в чьей душе зло угнездилось с детства. Опять-таки не о сексуальной ориентации речь: гомосексуальность – не порок, а особенность. А вот о воровских наклонностях, усвоенных с детства (и стоивших ему тюрьмы), и об эстетическом удовольствии от грубой силы так уже не скажешь. В итоге мы имеем дело с фигурой амбивалентной, воплощающей и добро, и зло. Со злом более или менее понятно, но в чем добро? Да в художественном даре – тут я не буду оригинален. Именно он побуждал Жана Кокто и Жан-Поля Сартра его защищать, привлекать внимание публики к его творчеству, а у нас Романа Виктюка – ставить его пьесу «Служанки». А у социально-бытовой маргинальности Жене – своя эстетика, увы. В энный раз процитирую набоковское послесловие к «Лолите»: эстетическое наслаждение – это чувство связи «с другими формами бытия, где искусство (то есть любознательность, нежность, доброта, случайность, восторг) есть норма». Красота как добро!

А Жене защищал ультралевых, восхищался Ясиром Арафатом и его бойцами. И Советский Союз, заехав к нам однажды, назвал закваской для всего мира (а его самого у нас напечатать было немыслимо). И странная, но закономерная перекличка получается с некоторыми одиозными соседями Жене по календарному листку, жившими и процветавшими как раз в Советском Союзе.

Это, например, стихотворец (не поворачивается язык назвать его поэтом) Николай Грибачев (1910–1992). Певец советского образа жизни, главный редактор пропагандистского журнала «Советский Союз», обличитель Сахарова, Солженицына и редактируемого Твардовским «Нового мира». Или официозный, рептильный скульптор Николай Томский (1900–1984), автор, в числе прочего, нового – к юбилею 1952 года – памятника Гоголю в Москве, по поводу коего была сложена меткая эпиграмма: «Веселый Гоголь на бульваре и грустный Гоголь во дворе». Старого, работы Николая Андреева, ради этого нового задвинули от глаз подальше, во двор...

Вот такие переплетения и взаимоотражения эстетики, этики и политики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Локальных лидеров общественного мнения позовут под партийную крышу

0
1028
В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

Михаил Сергеев

0
2194
Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Екатерина Трифонова

Видеосвидания с подзащитными разрешены только в тюремных помещениях

0
1173
Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

0
801

Другие новости