0
1534
Газета День в Истории Интернет-версия

31.10.2012 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 31 октября

Тэги: история, химия, нобелевская премия


история, химия, нобелевская премия Разум Альфреда фон Байера вступил в соперничество с природой. И оказался с нею наравне.
Фото с официального сайта Нобелевского комитета

Трудно рассказывать о том, что знают все. Еще одна неподъемная материя – люди разных профессий, объединяемые одним определением: виртуозы. А если одно накладывается на другое?

Полотна нидерландского художника Яна Вермеера (в России его часто называют Ян Вермеер Делфтский), крещенного – дата собственно рождения неизвестна – 31 октября 1632 года (ум. 1675), едва ли не у каждого стоят перед глазами. «Девушка с жемчужной сережкой», «Кружевница», «Девушка, читающая письмо у открытого окна»... Странная мысль иногда приходит в голову: хорошо, что это не кино, не движущееся изображение. Иначе нельзя было бы с такой остротою почувствовать остановленное мгновение, мимолетный жест, поворот головы, лицо в лучах света. Для голландской культуры XVII век считается золотым, ту же «Девочку с жемчужной сережкой» называют северной Моной Лизой. Но в случае с Вермеером счастливая гармония была еще в одном отношении: он совмещал живопись с торговлей произведениями искусства. И успешно совмещал.

Как мы знаем с давних пор, на одном полюсе просвещения художники и лирики, а на другом физики с химиками. 31 октября 1835 года родился немецкий химик-органик Адольф фон Байер (ум. 1917), нобелевский лауреат. Признаюсь, никогда не разумел химию: сведений вагон и малая тележка, а внутренняя связь между ними непонятно где. Так что пересказывать, какие вещества Байер открыл и какие синтезировал, не стану. Скажу о двух моментах. Во-первых, в доме родителей Байера собирались многие известные люди – например, Эрнст Теодор Амадей Гофман, поэт и романтик. Во-вторых, работы Байера по изучению красителя индиго привели к тому, что появился индиго искусственный. И Германия с заводами искусственных красителей заняла ведущее положение на мировом рынке.

Сегодня есть случай вспомнить такого мастера своего дела, как детектив с Бейкер-стрит: 31 октября 1892 года вышел в свет сборник рассказов Артура Конан Дойла «Приключения Шерлока Холмса». А дедукция и прочие методы этого персонажа перекликаются, например, с шахматами. Там тоже на дворе юбилей: 120 лет со дня рождения русского шахматиста Александра Алехина (ум. 1946), четвертого чемпиона мира. Его талант и мастерство самоочевидны. А фигура в целом – ставящая в тупик. Двойственная или, как выражались у нас одно время, амбивалентная.

Впечатление такое, что Алехин мог ужиться с какой угодно властью или царствующей в мире силой. В 1918 году чекисты его, дворянина, чуть не расстреляли – спасла, в общем-то, случайность. Но после этого он работал переводчиком на конгрессе Коминтерна, стал советским шахматистом номер один. Женился на швейцарской социал-демократке, уехал в Европу, а там в годы Второй мировой войны принял участие уже в шахматной жизни нацистской Германии (ради соединения с женою). И цикл статей опубликовал – «Еврейские и арийские шахматы», – от коего потом открещивался.

А по соседству на листке календаря – 100-летие австрийского писателя и журналиста, еврея по происхождению, писавшего под подчеркнуто неавстрийским псевдонимом Жан Амери (ум. 1978) и познавшего на своем опыте, что такое Освенцим. И главная его книга – «За пределами вины и искупления» (1966) – о концлагере и Холокосте.

После такого – дальше некуда, обрывается нить. Вдруг начинает звучать нечто человеческое, даже слишком человеческое.

«Ты ж голодранец, гы-ы!.. Ты живешь на свете по доверенности!» «Я торгую кулубнику, выращенную своими собственными пальцАми!..» «Если человек идиот, то это надолго!» Я цитирую не сверяясь с фонограммой, так, как запомнилось. Все эти изречения – из приснопамятного фильма «Берегись автомобиля». И произносит их второстепенный, в общем-то, персонаж, военный пенсионер. Эту роль исполнил родившийся 90 лет назад, 31 октября 1922 года, актер Анатолий Папанов (ум. 1987).

Вот кто был настоящий универсал, с безграничным диапазоном. Как-то он сказал: «Единство творчества я вижу в искусстве театра, кино, телевидения, эстрады. Четыре музы, а ты один...» Но еще в 1946 году, при окончании ГИТИСа, он на госэкзаменах сыграл две роли: одного персонажа молодого, а другого – глубокого старика. И так потом всю жизнь. Папанов был и Городничий в «Ревизоре», и Гаев в «Вишневом саде», и симоновский генерал Серпилин в фильме «Живые и мертвые», и, конечно, закадровый Волк в «Ну, погоди!». Но эти работы так или иначе вспомнят и без моей помощи. А вот об одной сказать, по-моему, необходимо.

В 1966 году в Театре сатиры, где Папанов играл много лет, Валентин Плучек поставил спектакль «Теркин на том свете» – по одноименной поэме-сказке Александра Твардовского. Это был гротекскный образ советской системы, сатирическое продолжение «Василия Теркина» с аллюзиями и вариациями на темы Данте и многих иных. Столь рискованное сценическое зрелище продержалось, конечно, недолго, но речь сейчас не о том. Фронтовик Папанов сам был идеальный Теркин, ведь эта роль требует абсолютной свободы от фальши. Мы смотрим на экран, где он играет и живет, и испытываем катарсис потому, что чувствуем в актере Папанове именно это.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В России ссылка на "удобство избирателей" с такой целью пока не применялась

0
1819
Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Екатерина Трифонова

Для уголовного преследования и обвинительного приговора не нужно состава преступления

0
2013
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
1440
Лучше не бывает

Лучше не бывает

Истории о неотвратимых жизненных изменениях

0
1051

Другие новости