0
1284
Газета День в Истории Интернет-версия

19.10.2012 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 19–21 октября


Владимир Мирзоев ставит перед актерами и зрителями вопросы и хочет, чтобы на них искали ответы. Он называет это соавторством.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Что вижу, то и рисую или о том и пишу, а все прочее от лукавого – есть такой принцип. Можно сравнить это с работой фотокамеры, можно – с бескрылым натурализмом. Во всяком случае, те, кто делал первые попытки художественного отражения действительности, рассуждали (или неосознанно действовали) именно так.

Французский живописец Анри-Франсуа Ризенер, родившийся 19 октября 1767 года (ум. 1828), был мастером парадного портрета, причем натурного; так, и Наполеона I Бонапарта, и русского императора Александра I он изобразил, так сказать, с живого оригинала. Жанр, увы, накладывал на художника изрядные ограничения. О соблюдении канонов ему приходилось заботиться больше, чем о проникновении в душу портретируемого. Хотя, например, в портрете актера Франсуа-Жозефа Тальма Ризенер дал себе волю. И, наверное, кое-что передал своему племяннику – будущему художнику по имени Эжен Делакруа.

19 октября, между прочим, круглая дата в истории визуальных искусств: 150-летие Огюста Луи Мари Николя Люмьера (ум. 1954), того самого француза, который совместно со своим братом Луи Люмьером создал кинематограф. Даже те, кто не видел «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» или «Политого поливальщика», наверняка слышали об этих лентах. А что делает кино? Копирует действительность.

Тут, впрочем, есть загвоздка. Известно ведь, что киноэстетика очень скоро разветвилась на два русла – условно говоря, прозаическое, идущее как раз от Люмьеров, и поэтическое, связанное с именем Мельеса прежде всего. Причем все это происходило во взаимодействии с импрессионизмом и более поздними направлениями живописи. Ну а где фантазия и символы, там и до мифологии недалеко.

В наше время все это, можно сказать, повседневная пища для словесности. Гватемальский писатель Мигель Анхель Астуриас, родившийся 19 октября 1899 года (ум. 1974), стал одним из лидеров «магического реализма». И преломляющей линзой, и объектом художественного исследования стало у него мифологическое сознание героев-индейцев. Это, конечно, совсем не тот коленкор, что у отмечающей в тот же календарный день свою юбилейную дату мексиканской актрисы и певицы Вероники Кастро, при имени коей у нас наверняка вспомнят «мыльные» телесериалы «Богатые тоже плачут» и «Дикая роза». Там ведь в чем суть эстетики? В том, что содержание сводится к сюжету и может быть пересказано – чем, собственно, широкая аудитория и занимается. А в итоге есть жесткое разделение: с экрана показывают и сообщают, а зрители воспринимают. Никакого диалога. Как в верикали власти: есть ведущие и есть ведомые.

Смежная эстетическая область – жанр фэнтези. 20 октября 1955 года вышло в свет «Возвращение короля» – последняя часть романного цикла «Властелин колец» Джона Роналда Руэла Толкина. А 21 октября 1929 года родилась американская писательница Урсула Крёбер Ле Гуин, один из наиболее читаемых авторов фэнтези. Ее тетралогия о магическом мире, называющемся Земноморьем, с философской точки зрения в чем-то сродни мыльным операм, как это ни смешно звучит. Потому что и тут и там раз и навсегда установлено, что такое хорошо и что такое плохо. Хотя Ле Гуин заметила, что «мудрый не тот, кто знает ответы на все вопросы, а тот, кто знает вопросы, на которые нет ответов».

Понятно, что драконы и прочие мифологические существа у Ле Гуин – не чета Дракону из знаменитой сказки родившегося 21 октября 1896 года Евгения Шварца (ум. 1958), этому демифологизированному тоталитарному правителю. Между прочим, протокольная жизнеподобная форма, созданная Шварцем в мемуарной «Телефонной книжке», внутренне едина с его же сказками. Общее у них – действительность, очищенная от мифов и лжи.

И еще одна неслучайная перекличка. Того же шварцевского «Дракона» поставил несколько лет назад (в Театриуме на Серпуховке) один из наиболее ищущих наших театральных и кинорежиссеров Владимир Мирзоев, который родился 21 октября 1957 года. Вот у него не может быть одностороннего общения с публикой по принципу: я вещаю, а они пусть примут к исполнению. Одно время Мирзоев руководил Театром имени Станиславского и поставил там «Семеро святых из деревни Брюхо» по пьесе Людмилы Улицкой – «медитацию о русском юродстве», по его собственному определению. А недавно экранизировал пушкинского «Бориса Годунова», перенеся его действие в сегодняшнюю Москву.

Проклятая, неизбывная проблема: миф и реальность. В одном из интервью Мирзоев сказал: «Ложь не может заменить правду, и не потому, что «шила в мешке не утаишь», а потому, что ложь разрушает – и самого лжеца, и окружающую среду». Если сегодня у нас может разворачиваться действие «Бориса Годунова», то, стало быть, историю зациклило. Она как мифологический архетип, властвующий над нами. Остранение этого архетипа – путь к свободе.

Напоследок – еще один юбилей. Свое 80-летие отмечает 21 октября прозаик Феликс Кандель, живущий в Иерусалиме. В 1966 году Твардовский напечатал в «Новом мире» его рассказ с программным для журнала заголовком «Я – маленький» (под псевдонимом Ф.Камов). Потом Кандель совместно с Аркадием Хайтом и Александром Курляндским делал первые серии «Ну, погоди!». А уже в эмиграции вышел у него, например, роман «Смерть геронтолога», фантастичный и реалистичный. «Не жестоко ли это – лишать надежды обессиленных и расслабленных?.. Нет, скажем мы, не жестоко» – вот его кредо. Самостояние – так это называется.

Как твердили русские поэты, от Георгия Иванова до Бориса Чичибабина: «И никто нам не поможет./ И не надо помогать».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1624
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1396
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1260
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
890

Другие новости