0
1821
Газета День в Истории Интернет-версия

10.10.2012 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 10 октября

Тэги: история, скульптура


история, скульптура Серия Альберто Джакометти: «Шагающий человек» и далее номер. Он идет, а мы мимо.
Фото Reuters

Затертый фразеологизм-метафора: жизненный путь. Есть дорога, есть человек, по ней идущий. Его жизнь – череда встреч. А сам он кто такой, чем примечателен? Хотя бы – как его зовут? Может быть, есть прозвище, которое что-то подскажет?

Существует, как известно, и такая точка зрения, что личность человека хотя бы отчасти предопределена его именем. Но если бы было так, вряд ли коронованные особы получали бы неформальные титулы-характеристики. Как, например, родившийся 10 октября 1332 года король Наварры Карл II, известный также как Карл Злой. Правил он во времена Столетней войны и интриговал на стороне англичан, но в интригах этих проиграл, а посмертно, спустя века, удостоился нелестного эпитета из-за того, что дворян, которые пришли к нему жаловаться, он будто бы велел повесить. Так и прилипло. Разные были правители Карлы – от Великого и Мудрого до Толстого, Простоватого и... Дураццкого (то есть из Дураццо, а не то, что вы подумали). А этот – Злой. И плохо кончил: в 1387-м сгорел заживо при неясных обстоятельствах. Возмездие судьбы?

Да ведь судьба не разбирает. Гибель в огне – образ всеобщей участи. «Человек на мостовой как расплавленное железо; он не может поднять своих тяжелых ног. Начиная с греческой скульптуры, с Лорана и Майоля человек горел на костре!..» Так писал французский писатель Франсис Понж о творчестве Альберто Джакометти – швейцарского скульптора и художника, который родился 10 октября 1901 года (ум. 1966) и был одним из лидеров авангарда. Его фигуры – истонченные, хрупкие, слабые перед огромным миром. Невыгодное соотношение масс. Джакометти заострил его, гиперболизировал. А средний человек не видит в этих слабаках себя, проходит своей дорогой мимо.

А бывает и такой вариант. Кто-то переместился в пространстве, нашел новую родину – и тем самым переменил судьбы своих потомков, у них не спросясь. Те потом имели возможность оценить поступок своего предка. Род российского и советского актера Бруно Фрейндлиха, появившегося на свет 10 октября 1909 года (ум. 2002), идет от немецких стеклодувов, которых пригласил в Россию Петр I; потом многие из его семьи подверглись репрессиям как представители группы риска. Молодость же самого артиста пришлась на времена, когда востребована была идея театров рабочей молодежи; на ленинградской сцене такого рода он и играл. Одно слово – ТРАМ. Звучная аббревиатура в духе времени и места. Индустриальный стиль.

Разные доставались Бруно Фрейндлиху роли в театрах и кино: и рутинный советский поток, и фильмы-биографии позднесталинских лет, и незаурядные произведения. Из числа последних надо прежде всего назвать ленту Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро «Каин XVIII» (1963). Леший с ней, с аллегорией на империалистов – врагов мира на земле; сценарий-то писали Евгений Шварц и Николай Эрдман. И Фрейндлих сыграл начальника тайной полиции, а тут уже неконтролируемый контекст. Песенка у этого начальника была такая: «Я палач трудовой, у меня семья...» Наш лексикон, родной.

Сейчас, конечно, старого питерского актера знают куда меньше, чем его дочь Алису Фрейндлих. Ну а если обратиться к тем далеким уже временам, когда их предки переехали в Россию, то тогда актуальна была фигура такого уроженца этого календарного дня, как Эрик Ёнссон Дальберг (1625–1703), шведский военный инженер и генерал-губернатор Ливонии. Между Россией и Швецией разгорелась, как известно, Северная война, а к ее развязыванию Дальберг имел касательство. В 1697 году, когда Великое посольство Петра I по пути в Голландию остановилось в Риге, тамошний прием оказался весьма недружественным. Дальберг отнесся к Петру и его свите как к представителям потенциального противника. Даже фейерверка не было, чем в числе прочего русский царь был весьма удручен. Дорогу к войне тоже осилит идущий.

Когда мы идем, то видим по сторонам разные виды. А кроме соседства на местности, есть ассоциации смыслов и образов. Русскому посольству было темно, а шотландский изобретатель и политический деятель Томас Друммонд, родившийся 10 октября 1797 года (ум. 1840), придумал новый способ освещения, прежде всего для театральной сцены. Так и назвали: Друммондов свет. Пламя горящего водорода направляют на негашеную известь, вот и весь секрет. Теперь, конечно, эта технология уже музейный экспонат. Но в английском языке она оставила свой след: от нее пошло выражение in the limelight, то есть при свете рампы, в центре внимания. Это ведь иногда бывает хорошо, не так ли?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1615
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1390
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1255
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
883

Другие новости