0
1681
Газета День в Истории Интернет-версия

31.08.2012 00:00:00

День в истории 31 августа – 2 сентября

Тэги: история, балет, матильда кшесинская


история, балет, матильда кшесинская Статус прима-балерины – это недалеко от царственности. У Матильды Кшесинской он был связан и с царствующим домом.
Открытка. Около 1902

Песни и песенки, которые поют люди, – материя весьма показательная. Очень многое в них открывается, причем независимо от желания поющих. И прежде всего те пружины, которые нами движут.

В Берлине 31 августа 1928 года впервые сыграли мюзикл «Трехгрошовая опера», написанный Бертольтом Брехтом и Куртом Вайлем. Нравы Лондона викторианских времен, бандиты, нищие, полицейские, проститутки. А квинтэссенция бандитской морали – «Что такое налет на банк по сравнению с основанием банка?». Что очень напоминает Пьера Жозефа Прудона, теоретика анархизма: «Собственность – это всегда кража».

Ну а у нашего русского лидера анархистов Михаила Бакунина была двоюродная сестра – Екатерина Бакунина, родившаяся 31 августа 1810 года (ум. 1894), идеологий не выстраивавшая, но ставшая на Крымской войне сестрой милосердия. Ею восхищались и Николай Пирогов, и Лев Толстой, и солдаты, и Павел Нахимов. Между тем в юности она, дочь губернатора Санкт-Петербурга, была кисейной барышней, обожала домашние балы и разучивала танцы. Об этом ее мемуары.

На том же листке календаря – другая дама, прославившаяся в искусстве танца. Матильда Кшесинская родилась под Петербургом 31 августа 1872 года, ушла из жизни в Париже в 1971-м. Это не опечатка: до 100-летнего юбилея ей оставалось меньше года. Невероятная жизнь, заметный след в летописи культуры – как-никак прима-балерина Мариинского театра. Танцевала и у Мариуса Петипа, и у Михаила Фокина. Но где у нее кончается художественность и начинается нечто совсем иное – поди разбери. Шоу-бизнеса, каким мы его знаем, тогда не было, а вот придворные связи Кшесинской секретом не являлись. Роман за романом: сначала с наследником престола – будущим Николаем II, потом с великими князьями... Модерновый особняк в Петербурге – шедевр архитектуры... И Ленин выступал весной 1917-го с балкона этого особняка, захваченного солдатами (потом одно время там находился Институт общественного питания). Круг замкнулся. Ведь собственность – это кража, не так ли?

Многое тут надо проанализировать, взвесить, просеять. Никуда не уйдешь от фактов, от театрального закулисья. Творческая независимость Кшесинской, ее способность к самостоянию – увы, под вопросом. Интриги, борьба за внимание покровителей... Под тяжестью пороков, если они перейдут через какие-то границы, художественная ткань может не выдержать. И тут приходит на ум ассоциация из естествознания.

Памятные даты в эти дни у двух английских физиков и химиков, появившихся на свет один за другим: 1 сентября 1877 года родился Фрэнсис Уильям Астон (ум. 1945), а 2 сентября – Фредерик Содди (ум. 1956). И свои Нобелевские премии они получили тоже как бы в связке, с интервалом в один год. Астон изобрел масс-спектрограф – прибор, который позволил увидеть спектральное распределение ионов по массе: в электрическом поле тяжелые отклоняются меньше, чем легкие. У многих элементов таблицы Менделеева Астон обнаружил различные по атомной массе изотопы.

А Содди, изучая радиоактивность, совместно с Эрнестом Резерфордом выдвинул теорию распада радиоактивных элементов. Тут картина, если рассуждать метафорически, обратная: тяжелые элементы, испуская альфа-, бета- и гамма-частицы, превращаются в другие элементы, более устойчивые. Насколько все эти модели приложимы к тому, что происходит с человеком или, чем черт не шутит, с культурой в целом, – вопрос, конечно, открытый. Но задуматься есть над чем.

У Содди, кстати, были интересы, далекие от науки. Его не устраивала денежная система, основанная на золоте, и он писал тексты с предположениями о том, как от нее уйти. Необозримое поле для дискуссий об уязвимых сторонах нашей цивилизации. Но здесь карты в руки прежде всего философам, культурологам, писателям.

«Каким жутким казался когда-то «Бобок» Достоевского! Мертвецы получают напоследок возможность разговориться... Сейчас ничто не кажется даже скандалом, вот в чем, пожалуй, новизна. Не морщатся, не зажимают носы, не ощущают мертвого духа. И что такое дух?» Цитата эта – из эссе «Состояние культуры», принадлежащего перу нашего писателя и переводчика Марка Харитонова. 31 августа ему исполняется 75 лет. В свое время он стал первым в России лауреатом Букеровской премии (за роман «Сундучок Милашевича»). Автор он не из тех, кто для быстрого и оперативного чтения. Сам он считает, что такое восприятие нормально. И вспоминает услышанное где-то: «У художника прежде была судьба, теперь нужен «прикол»...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Ярослав Вилков

Работники «Мособлэнерго» ремонтируют линии электропередачи и строят подстанции в Донецкой народной республике

0
998
В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Президент РФ требует от Фемиды только справедливых решений

0
2258
Системные партии наращивают агитационную агрессию

Системные партии наращивают агитационную агрессию

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На выборы патриотической Госдумы системная оппозиция устремилась загодя

0
1850
Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

0
1616

Другие новости